Занимательные игры для дошкольников на развитие воображения
Воображение ребенка-дошкольника должно легко оперировать в игре заменителями предметов: геометрическими фигурками, знаками. Развить это умение помогут данные игры.
Шкатулка со сказками
В эту игру лучше играть одновременно с несколькими детьми. Приготовьте коробочку с цветными геометрическими фигурками и предложите детям сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки первый предмет. Теперь надо придумать, кто или что это будет в сказке (человек, животное, предмет и т. д.).
Например, если ребенок вытащил красный прямоугольник, то можно предложить рассказать сказку про лисичку или белочку. После того как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другую фигурку, говорит, кто или что это такое, и продолжает начатую сказку. Затем фигурку вытаскивает следующий играющий и т. д. Когда у каждого будет по фигурке, то новые не вытаскиваются. Сказка сочиняется дальше: каждый игрок придумывает действия со своим персонажем или предметом, но так, чтобы они ложились в общее русло произведения. В итоге должна получиться не очень длинная, но обязательно законченная история. Следите за тем, чтобы персонажи и предметы не повторялись. Желательно, чтобы их было не более 5-6. Когда сказка закончится, разложите на столе использованные геометрические фигурки и попросите детей вспомнить, какая фигурка какую роль играла (кем или чем она была).
В заключение похвалите детей. Обратите внимание, какую интересную сказку они придумали.
Фигурки-заменители
Для игры понадобятся карточки с изображением геометрических фигур и различные игрушки или предметы, которые у вас есть.
Предложите малышу поиграть в игру, где вместо игрушек нужно пользоваться карточками с фигурками. Для начала можно взять три фигурки и три игрушки и с помощью первых обозначить вторые. Например, кукла будет квадратом, мячик — треугольником, а машинка — кругом.
Разложите карточки с фигурками возле соответствующих игрушек. Когда ребенок запомнит все обозначения, покажите ему первую карточку-задание, на которой все фигурки изображены в определенной последовательности (должна отличаться от той, в которой реально размещены ваши игрушки). Задача состоит в том, чтобы малыш разместил игрушки в такой же последовательности, в какой идут фигурки на карточке-задании. После того как первое задание выполнено, дайте малышу вторую карточку (с другой последовательностью) и т. д.
Если малыш легко замещает игрушками фигурки и наоборот, то эти задания не вызовут у него особых проблем. В случае затруднений поиграйте в эту игру несколько раз, меняя игрушки и фигурки. Причем желательно постепенно перейти от заменителей, по форме чем-то напоминающих замещаемый предмет, к заменителям, которые на такой предмет совершенно не похожи.
Путешествуем по дороге
Приготовьте 5-10 карточек с дорожными знаками, обозначающими, что движение на велосипедах запрещено.
Скажите малышу, что он будет водителем такси. Эта профессия очень интересная. Водителю приходится много ездить, в дороге его могут поджидать разные неожиданности. Например, пассажир может почувствовать себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу, или дорога проходит мимо школы или детского сада и маленькие дети могут нечаянно выбежать на дорогу, или в машине заканчивается бензин и ее нужно срочно заправить и т. д.
Пусть ребенок представит, что едет на машине и перед ним встречается первый знак. Что он обозначает? Предложите малышу подумать и высказать свои предположения. Затем «едем» дальше и определяем назначение второго знака и т. д.
Если у малыша будут возникать затруднения, подскажите ему и детально проанализируйте, почему данный знак обозначает именно это, а не что-то другое. Скажите ребенку, что эти и другие знаки он может встретить на улице, когда будет куда-нибудь идти или ехать на автобусе, трамвае или троллейбусе. Пусть обращает внимание на эти знаки и подсказывает взрослому, что они означают.
Подарки из мешочка
Игра развивает воображение, исходя из словесного описания и тактильного восприятия.
Приготовьте два мешочка и игрушки или предметы небольшого размера. Лучше, если это будут предметы, которые вы купили ребенку в подарок и о которых он еще не знает. Нужно положить по несколько игрушек в каждый мешочек, причем один готовите вы, а другой — ребенок.
Суть игры в следующем. Вы описываете один из предметов, лежащих в вашем мешочке, а затем предлагаете малышу найти его на ощупь. «Подарки», находящиеся в мешочке ребенка, таким же образом отгадываете вы.
Например, вы купили ребенку конструктор. Опишите его так: «Это игра, из которой можно составить множество башенок, замок или что-то другое, что захочется». Если ребенок не отгадает, добавьте к описанию какие-нибудь детали предмета. В последнюю очередь описывайте функции игры. Когда малыш отгадает, что это такое, и найдет его на ощупь, наступает ваша очередь отгадывать.
Наибольшие затруднения могут возникнуть при описании малышом предмета, находящегося в мешочке. Ребенку еще довольно трудно выделять существенные признаки предмета, поэтому описания могут быть неточными и даже не совсем отражающими данный предмет. В таких случаях не следует сразу поправлять ребенка, подсказывать ему, так как это исказит естественный ход игры. После того как вы угадаете, что это за предмет, и получите его в подарок, можете вместе с ребенком обсудить, действительно ли названные им признаки являются существенными и какие детали были упущены.
Собери картинку
Эта игра на умение конструировать целое из частей. Материалом могут стать любые цветные рисунки из старых книг, альбомов с детскими иллюстрациями, можно взять коробки от конфет или цветные упаковки для игрушек.
Разрежьте эти картинки на несколько частей (начать лучше с 4-5), но оставьте пока в виде целой картинки. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте части и предложите малышу собрать целую картинку. При этом обратите внимание на то, что существует только одно решение.
Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном» виде, а сразу предъявить перемешанные части. Узнать, что на ней нарисовано, он сможет, когда соберет ее.
Если играют несколько детей, то можно ввести еще и соревновательный момент — «Кто быстрее соберет картинку».
Дети в конвертах получают картинки, разрезанные на одинаковое количество частей. По вашей команде они высыпают составленные элементы на стол и складывают их. Побеждает тот, кто первым соберет картинку правильно.
После того как дети поменяются конвертами, игру можно повторить еще раз. Если ребенку не удается собрать картинку, возьмите любые две части и предложите их соединить.
При этом вместе с ним последовательно прикладывайте эти части разными сторонами и рассуждайте вслух, почему они подходят или не подходят друг другу. Затем оставьте одну часть и поменяйте другую, пока не достигнете совпадения.
Научите ребенка последовательно и терпеливо сопоставлять эти части по цвету, контуру, изображенному на них рисунку.
Разверни салфетку
Суть игры состоит в том, чтобы ребенок мысленно развернул салфетку, которая изображена сложенной вдвое или вчетверо. Ребенку нужно определить, как она будет после этого выглядеть.
Что делать, если малыш не может найти правильный ответ? Не спешите объяснять ему суть задания «на пальцах» и давать готовый ответ. Предложите ему сначала вырезать похожую (но не такую же) салфетку из листочка бумаги. Затем пусть малыш сам сложит круглый листочек пополам и сделает какой-нибудь простой вырез. Возможно, для этого ему понадобится ваша помощь, например, чтобы начертить линию выреза. Но разворачивать готовую салфетку малыш должен сам. Только так он сможет усвоить, что в процессе вырезания появляются одинаковые прорези на каждой из двух (или четырех, если салфетка была сложена вчетверо) ее частей. Кроме того, важно обратить внимание на то, что вырезы по форме зеркально отражают друг друга. Как только это станет понятным, можно вернуться к игре с нарисованной салфеткой.
Развертки
Игра для развития способности к мысленному оперированию предметами в пространстве.
Ребенку предлагается изображение нескольких объемных предметов и их «разверток» на плоскости. Необходимо определить, к какому предмету относится данная развертка.
Обратите внимание ребенка на то, какие части «развертки» исчезают после того, как фигура оказывается склеенной, в каких местах следует ее сгибать и как об этом можно догадаться, глядя на рисунок.
Похожие статьи:
Игры на изучение букв для детей 4-5 лет
Развитие эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте. Игры
Нет комментариев. Ваш будет первым!