Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте. Игры

Развивающие игры для дошкольников

Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности, жизнерадостном настроении, и способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенные физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что малыш быстро утомляется.

Развитие эмоциональной сферы ребенка — не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.

Безусловно, эмоции и мышление тесно связаны между собой. Наверное, поэтому в последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия «эмоциональный интеллект» — способность понимать собственные эмоции, управлять ими, понимать эмоции других людей, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

На важность и необходимость развития эмоционального интеллекта именно в период детства и подростничества указывают многие авторы. Гоулмен считает, что, хотя эмоциональный интеллект можно развивать в течение всей жизни, лучше начинать с раннего детства. А для этого, по мнению автора, необходимо разрабатывать программы по развитию эмоционального интеллекта для детей разного возраста.

Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами») в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-до- школьника.

Л. С. Выготский отмечает, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей.

Проведенные Р. Р. Калининой исследования показали, что 95% детей пяти-семи лет адекватно воспринимают эмоциональное состояние человека. Причем они точнее определяют радость, восхищение и затрудняются в определении грусти, испуга, удивления. Чаще всего они обращают внимание только на выражение лица, а не на мимику и пантомимику. Задача взрослого — дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.

Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображенные другими эмоции и чувства. По мнению специалистов, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать эмоции на невербальном уровне.

Нужно помогать ребенку понимать его эмоции и чувства, показывать ему, как можно справляться с неприятными состояниями, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям. С такой задачей может справиться и педагог, и родители.

Однако работу с детьми по коррекции негативных эмоциональных состояний, особенно таких как гнев, вина, стыд, страх, должен проводить только специалист, чтобы не усугубить состояние ребенка. Иногда такие на первый взгляд простые и безопасные, всем известные методы работы с гневом, как поколотить подушку, выплеснуть свою злость в танце, пометать дротики в мишень и др., могут вместо снижения напряжения привести к «само- заражению», усиленному выплеску негативных эмоций, с которыми и самому ребенку, и взрослому будет трудно справиться. К тому же подобные методы могут привести к усилению агрессивных наклонностей.

Еще более осторожным взрослый должен быть, помогая ребенку справиться со страхом. Некоторые методы требуют длительной постепенной работы с ребенком, терпения и понимания взрослым состояния ребенка.

Одним из способов взаимодействия с ребенком становится работа по формированию эмпатии.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание) — способность человека представить себя на месте другого человека, понять его состояние, переживания. Эмпатия может проявляться уже на ранних этапах развития ребенка и развивается по мере приобретения опыта общения с другими людьми.

Исследования показали, что у детей, испытывающих проблемы в межличностном общении, в частности у агрессивных детей, часто отмечается низкий уровень эмпатии. Их не волнуют страдания окружающих, иногда они даже не задумываются о том, что другим людям могут быть неприятны их поступки. Е. О. Смирнова, опираясь на результаты собственных исследований, обращает внимание на тот факт, что коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена главным образом на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.

Психологи считают, что развивать эмпатию можно в процессе совместной деятельности с ребенком. Особенно полезным может стать совместное чтение. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств и переживаний. Очень важно дать ребенку возможность проявить именно переполняющие его чувства, а не те, которых ждут от него взрослые. Полезно поговорить с ребенком о том, какие чувства могут испытывать, по его мнению, герои сказки, причем не только главные герои и не только положительные персонажи.

Еще одним способом развития эмпатии является ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого, оценить свое поведение со стороны.

Подобные методы (чтение, беседы, разыгрывание ситуаций) помогут детям осознать, как важно побыть на месте обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать другим, ребенок научится понимать их поступки, брать на себя ответственность за свои действия, а не сваливать вину на сверстников.

Дошкольный возраст — это период формирования произвольности поведения. Однако в течение еще нескольких лет (младшего школьного возраста) невозможно требовать от ребенка, чтобы он полностью подчинял поведение собственным волевым усилиям или приказаниям и просьбам взрослых. Обучение детей навыкам саморегуляции желательно проводить в процессе ведущей для дошкольного возраста деятельности — игры. Именно в игре дети могут научиться соподчинять мотивы, следовать общепринятым нормам поведения.

В. А. Недоспасова обращает внимание на то, что игры, развивающие саморегуляцию, являются именно играми, а не физическими упражнениями, и перед игрой необходимо задать образ и словесно описать ситуацию. Важно, чтобы движение сопровождалось положительными эмоциями.

И еще немаловажное условие коррекционной и профилактической работы по формированию навыков саморегуляции: после проведения игры необходимо поговорить с детьми (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями) об их эмоциональном состоянии, об изменениях, которые произошли в процессе или после игры. В противном случае игра может стать не коррекционным инструментом, а только лишь развлечением (хотя и в этом случае ребенок имеет возможность расслабиться, получить удовольствие, стабилизировать свое состояние).

Дети-дошкольники, если взрослые помогают им в этом, в состоянии овладеть приемами саморегуляции, применять в сложных ситуациях приемлемые способы выражения негативных эмоций.

Умение регулировать собственное эмоциональное состояние — одно из важнейших в жизни каждого человека. Специалисты [Беляев, Лобзин, Копылова] рекомендуют для снижения эмоционального напряжения стремиться к устранению мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение — это проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Поэтому расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) является как фактором снижения эмоциональной напряженности, так и фактором подготовки условий для перехода от бодрствования ко сну.

Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям людей.

Регулярное выполнение подобных упражнений, как правило, не требующих длительной подготовки и не отнимающих много времени, поможет детям научиться регулировать свое состояние, обрести состояние душевного покоя и равновесия.

Для того чтобы релаксационные упражнения оказались более эффективными, необходимо соблюдать при их выполнении некоторые условия:

• перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы;

• напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст;

• напряжение надо осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.

По мнению Л. В. Грачевой, от мышечных зажимов нельзя избавиться только с помощью усилия воли или расслабления. Необходимо целостное воздействие не только на мышцы, но и на весь организм.

Кроме выполнения упражнений на релаксацию с детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой.

Поскольку развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя как достойного уважения человека, уже в детском возрасте необходимо способствовать формированию у ребенка положительной, стабильной самооценки, уверенности в собственных силах.

Только в этом случае ребенок сможет устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими и доверять себе.

Самооценка ребенка начинает формироваться на бессознательном уровне с полутора-двух лет. В три года формируется осознание своего «Я», и ребенок уже может ответить на вопрос «Какой ты?». До семи лет самооценку ребенка формируют значимые для него взрослые люди, и она является «зеркальной». Для развития положительной самооценки необходимо, чтобы ребенок был окружен безусловной любовью и получал положительное подкрепление в общении. Пониженная самооценка может проявляться в постоянной тревожности, боязни услышать о себе что- либо неприятное, в ранимости, колебании настроения, в острой реакции на замечания взрослых и критику сверстников. А поскольку ведущая мотивация детей дошкольного возраста — «Хочу быть хорошим», дети с заниженной самооценкой часто ощущают дискомфорт, находятся в состоянии внутриличностного конфликта. Это, в свою очередь, ведет к повышению уровня тревожности. Однако и завышенная самооценка может стать причиной межличностных конфликтов. Расхождение между самооценкой ребенка и оценкой его окружающими, между уровнем самооценки ребенка и уровнем его (или родительских) притязаний может повлечь за собой повышение агрессивности, проблемы в общении с детьми и взрослыми. Именно поэтому так важно, чтобы в дошкольный период у ребенка сформировались адекватная самооценка, чувство уверенности в своих силах, принятие себя. Почувствовать себя сильным, могущественным, обнаружить свои положительные качества, принять себя помогут игры на формирование уверенности.

Предлагаемые игры условно можно разделить на несколько групп, хотя каждая игра способствует развитию сразу нескольких функций. Подобранные нами игры помогут детям:

• научиться различать эмоциональные состояния (собственные и окружающих людей);

• научиться выражать негативные эмоции приемлемым способом;

• снижать мышечное и эмоциональное напряжение с помощью релаксации;

• обучиться навыкам волевой регуляции;

• сформировать уверенное поведение, повысить самооценку.

Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния

Фотография

Возраст. От трех лет.

Цель. Познакомить ребенка с эмоциями близких ему людей, научить его понимать свои и чужие эмоции.

Инвентарь. Фотографии ребенка, близких ему людей.

Число участников. Один-два человека.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка к игре. На первых этапах взрослый просит ребенка просто назвать, кто изображен на фото.

Содержание. Взрослый (родитель, воспитатель) рассматривает с ребенком семейный альбом и спрашивает малыша не только о том, кто изображен на фото и что он делает, но и какое настроение у каждого, что он чувствует (удивление, радость, испуг, грусть и т. д.).

Рекомендации. Если ребенку трудно определить эмоциональное состояние, взрослый помогает ему воссоздать изображенную ситуацию и пофантазировать: что, на его взгляд, мог чувствовать этот человек, что бы почувствовал сам ребенок, если бы был на его месте. С детьми трех-четырех лет взрослый обсуждает по одной-две фотографии, дети пяти-шести лет могут принести на занятия фото, на которых изображены только веселые (или только грустные, или только удивленные люди).

Зайчики

Возраст. От трех лет.

Цель. Упражнение дает ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, учит задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их, выражать собственное настроение при помощи движений.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый просит детей представить, что они зайчики, вспомнить, как зайчик ходит, прыгает, какое у него может быть настроение и почему.

Содержание. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Он описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно у вас зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения!»

Котик

Возраст. От трех лет.

Цель. Формирование умения выражать эмоции, снижение эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе детей.

Инвентарь. Кассета или диск со спокойной музыкой.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание игры. Дети сидят на ковре и под спокойную музыку придумывают сказки про котика, который:

• нежится на солнышке (лежит на коврике);

• потягивается;

• умывается;

• царапает лапками с коготками коврик;

• мурлычет возле теплой печки;

• играет с другими котятами.

Рекомендации. В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассет «Волшебные голоса природы», «Малыш в лесу», «Малыш и птичка» и др.

На птичьем дворе

Возраст. От трех лет.

Цель. Наработка опыта действий в новой ситуации, активизация эмоциональных проявлений, раскрепощение, снятие мышечного и эмоционального напряжения, формирование эмпатии.

Инвентарь. Игрушки (петушок, гусь, курочка, утенок, медведь, волк или другой «страшный» зверь), пиктограммы с изображением эмоций (грусть, веселье, испуг, удивление).

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый беседует с детьми о различных настроениях, показывает пиктограммы.

Содержание. Детям по очереди предъявляются полностью или частично видимые игрушки с описанием ситуации. Дети отгадывают, кто спрятался, пытаются передать эмоции появляющихся персонажей с помощью звуков и движения, выбирают соответствующие пиктограммы эмоций.

Видишь красный гребешок? (Частично видимая игрушка.)

Это кто там? (Дети: «Петушок!»)

Петушок наш грустный был. (Дети демонстрируют эмоцию грусти.)

Отчего он загрустил? (Дети высказывают свои варианты.)

Петушку предлагают остаться.

По дорожке гусь идет. (Предъявляется игрушка.)

Громко, весело поет! (Дети: «Га-га-га!»)

Догадайся почему,

Нынче весело ему? (Дети высказывают свои варианты.)

Вышла курочка во двор. (Предъявляется игрушка.)

Посмотрела под забор... (Ладонь к глазам, смотрят вокруг.)

Удивилась — где ж цыплятки? (Дети передают эмоцию удивления.)

Они со мной играют в прятки? (Дети разводят руками.)

А теперь кричит утенок... (Дети: «Кря-кря-кря!»)

Испугался он спросонок! (Предъявляется игрушка.)

Мне приснился страшный зверь. (Говорит взрослый.)

Я боюсь его теперь! (Дети демонстрируют испуг.)

Взрослый предлагает помочь утенку и прогнать зверя.

Солнышко веселое

Возраст. От трех лет.

Цель. Отработка умения произвольно сосредотачивать внимание на определенных группах мышц лица, тренировка мимической передачи эмоции веселья от улыбки до громкого хохота, раскрепощение, повышение уверенности в своих возможностях, развитие эмпатии.

Инвентарь. Зеркало.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый заранее подготавливает стихотворение для сопровождения игры, говорит с детьми о том, какое солнышко теплое, ласковое, сколько радостных мгновений оно может подарить людям.

Содержание. Детям предлагается послушать, как веселится солнышко, и попробовать передать его настроение перед зеркалом.

Взрослый говорит:

Смотрит солнышко в окошко,

Улыбаюсь я немножко. (Улыбка перед зеркалом.)

Солнце выше, день светлей,

Улыбаюсь веселей. (Улыбаются шире.)

Солнце в небе высоко —

Улыбаюсь широко. (В улыбке видны зубы.)

Я под солнцем веселюсь,

Громко-громко я смеюсь! (Хохочут: ха-ха-ха!)

Солнце клонится к закату,

На лице покой, ребята. (Изображают спокойствие.)

Рекомендации. Если дети хотят, они могут одновременно производить движения. С младшими детьми необходимо до проведения игры поговорить о разных эмоциональных состояниях, показать им рисунки солнышка в книжках, в детских работах, где чаще всего солнце нарисовано с улыбкой.

Тренируем эмоции

Возраст. От четырех лет.

Цель. Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. При необходимости — побеседовать с детьми об эмоциях. Если планируется изображать эмоциональное состояние литературных героев, желательно заранее перечитать детям произведение.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как:

• кот на солнышке;

• само солнышко;

• хитрая лиса;

• довольный ребенок;

• счастливая мама.

2. Гнев.

Покажи, как рассердились:

• ребенок, у которого отобрали игрушку;

• Буратино, когда его наказала Мальвина;

• два барана на мосту.

3. Испуг.

Покажи, как испугались:

• заяц, который увидел волка;

• котенок, на которого лает собака.

Рекомендации. Можно использовать эту игру как эмоциональную разминку в начале каждого занятия. Играя с детьми 5 — 6 лет, можно предложить им самим стать ведущими, по очереди придумывая, какую эмоцию и какого героя, животного показать.

Лото настроений

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие умения понимать эмоции окружающих.

Инвентарь. Наборы карточек, на каждой из которых изображено какое-либо животное с определенной эмоцией (грусть, радость, страх, гнев, удивление и т. д.).

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый готовит заранее несколько (по количеству игроков) наборов карточек.

Содержание. Ведущий называет или показывает схематическое изображение какой-то одной эмоции (или описывает ситуацию). Каждый ребенок ищет в своем наборе животное с такой же эмоцией.

Рекомендации. Со старшими дошкольниками можно использовать вместо готовых карточек рисунки самих детей, выполненные заранее вместе со взрослыми.

Волны 

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снижение эмоционального напряжения, развитие умения выразить свое эмоциональное состояние в танце.

Инвентарь. Кассета или диск со спокойной музыкой или записью шума моря; по две голубые ленточки на каждого участника.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Беседа с детьми об эмоциях.

Содержание. Взрослый включает кассету с записью шума моря (или спокойную музыку) и предлагает детям представить, что они оказались на берегу моря: «Волны, одна за другой, набегают на берег, касаются ваших ног. Волны шепчутся друг с другом. И если бы мы понимали их язык, мы могли бы узнать, о чем они говорят... Наверное, у них тоже бывает разное настроение. Давайте попробуем догадаться, какое оно, и покажем это настроение». Взрослый называет эмоции, которые они уже обсуждали с детьми.

Дети берут по две голубые ленточки и «превращаются» в морские волны, показывая с помощью лент разное настроение: радость, грусть, страх, беспокойство, удивление и т. д.

Рекомендации. Можно исполнять танец волн не всей группой, а в парах. В этом случае каждая пара детей показывает одну эмоцию. Если дети уже готовы к подобной работе, можно попросить их отгадывать показанные другими парами эмоциональные состояния, объясняя при этом свой ответ.

Дружба начинается с улыбки

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие эмоциональной сферы, умения выражать положительные эмоции, способности делать приятно окружающим.

Инвентарь. Кассета со спокойной музыкой.

Число участников. От четырех человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Игру лучше проводить после чтения вслух сказки с «добрым» концом, после совместной спокойной деятельности детей, включающей взаимопомощь и взаимоподдержку, после беседы о дружбе и т. д.

Содержание. Дети встают в круг, смотрят друг другу в глаза и молча по очереди дарят самую добрую, какая только может быть, улыбку тому, кому захотят.

Рекомендации. Желательно проводить игру под спокойную музыку. При желании ребят можно обсудить: кому ты в первую очередь захотел подарить улыбку? Что было приятнее: получать или дарить радость другим? Что можно делать каждый день, чтобы и друзьям, и родителям, и тебе самому было приятно?

Как правило, после игры дети готовы делиться хорошим настроением, говорить про то, что чувствовали в ее ходе.

Угадай эмоцию

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

Инвентарь. Карточки с изображением различных эмоций.

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый рассказывает детям о различных эмоциях, о том, почему важно понимать эмоции других людей.

Содержание. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Каждый ребенок по очереди берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные дети отгадывают изображенную эмоцию.

Рекомендации. Участие взрослого необходимо на первых этапах игры. В дальнейшем дети, как правило, сами выступают инициаторами и исполнителями игры.

Маски

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие эмпатии, умения выражать собственные эмоции и понимать эмоции других.

Инвентарь. Маски, изображающие различные эмоции (гнев, грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.).

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка к игре. Взрослый показывает детям заранее приготовленные маски, изображающие различные эмоции (гнев, грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.), и просит их стать «зеркалом»: мимикой изображать эти состояния.

Содержание. После того как дети потренируются в изображении различных эмоциональных состояний, взрослый называет известных им литературных героев (Карабас-Барабас, Царевна Несмеяна, Буратино, Кот Базилио и т. д.) и спрашивает, какое выражение лица, настроение может быть у этого героя.

Рекомендации. Если дети проявляют активность, можно разделить их на две группы, которые по очереди загадывают какого-либо сказочного героя (с помощью взрослого) и изображают его эмоциональное состояние. Дети из второй группы отгадывают и объясняют, как им удалось отгадать. Маски могут быть изготовлены совместно взрослым и детьми.

Охота на тигров

Возраст. От пяти лет.

Цель. Эта игра учит планировать свои эмоции и понимать окружающих, обращать внимание на их мимику, выражение глаз, эмоциональное состояние.

Инвентарь. Маленькая фигурка тигра или любая другая маленькая игрушка.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Подготовка. Взрослый может побеседовать с детьми не только о том, как отгадать, у кого спрятана игрушка, но и о том, что иногда в жизни необходимо управлять собственным состоянием, чтобы не выдать его. Дети, как правило, охотно рассказывают о способах управления состоянием, известным им из своего опыта и из наблюдения за другими.

Содержание. Дети встают в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. По окончании счета дети (и тот ребенок, у кого находится тигр, и остальные участники) вытягивают руки вперед, складывая ладошки домиком. Задача водящего — найти тигра.

Рекомендации. Как правило, дошкольники сначала обращают внимание на такие признаки обладателя тигра, как некрепко сомкнутые ладошки, выкрики сверстников («Посмотри у меня...»). Постепенно они учатся понимать состояние ребят по мимическим проявлениям, общему эмоциональному состоянию, поведению во время игры.

Серебряное копытце

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снятие излишнего мышечного напряжения, возникновение доверия к окружающим, сплочение детей.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Взрослый беседует с детьми о добре, о радости, которую получает как тот, кто творит добрые дела, так и тот, кому они адресованы.

Содержание. Взрослый обращается к детям: «Представьте, что каждый из вас — красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый оленье гордо поднятой головой. На твоей левой ноге — серебряное копытце. Как только ты стукнешь трижды копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой появляющейся монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя другие люди не могут увидеть этих монет, они чувствуют доброту, ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, хотят с тобой дружить, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».

Примечание. Эта игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов выхода из конфликтной ситуации. На первых этапах участие взрослого обязательно, со временем дети сами учатся регулировать свое состояние при возникновении конфликтов.

Зеркало

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей, выражать их при помощи мимики и жестов.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Не менее двух.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Взрослый показывает детям зеркало, рассказывает о его свойстве отражать предметы, движения, мимику человека.

Содержание. Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверюшки.

Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.

Рекомендации. После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще; в каких случаях было легче или труднее копировать образец; какое настроение бывает чаще у самих детей в жизни и т. д. В игре могут принимать участие дети трех-четырех лет, в этом случае взрослый обсуждает с ними только то, насколько точным оказалось изображение.

Камушек в ботинке

Возраст. От шести лет.

Цель. Игра дает детям возможность разобраться в едва зарождающемся эмоциональном состоянии, сообщить о своих трудностях, как только те возникают. В нее полезно играть, когда кто-либо из детей обижен, сердит или никак не может понять собственное эмоциональное состояние.

Инвентарь. Мягкий мячик для передачи детьми друг другу при обсуждении в кругу.

Число участников. Не менее двух.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает им рассказать, что происходит, когда в ботинок попадает камушек. Возможно, сначала этот камушек не очень мешает. Может даже случиться так, что вы забываете о нем и ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов этот маленький камушек воспринимается как обломок скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка или мозоль, и маленькая проблемка становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что вас еще удручает.

Рекомендации. Время от времени имеет смысл повторять эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказать о своих проблемах и заботах. Полезно обсудить отдельные «камушки», которые будут называть в группе.

Глаза в глаза

Возраст. От шести лет.

Цель. Развивать в детях чувство эмпатии. Эта игра настраивает на спокойный лад.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Не менее двух.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый беседует с детьми о том, как важно понимать эмоциональное состояние близких людей.

Содержание. Взрослый говорит инструкцию: «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: „я грущу", „мне весело, давай играть", „я рассержен", „не хочу ни с кем разговаривать" и т. д.» Потом дети обсуждают, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Рекомендации. Когда дети потренируются передавать свои состояния и отгадывать состояния партнера, можно усложнить игру. Ребенок, прежде чем передавать свою эмоцию, выбирает соответствующую ей карточку- пиктограмму (не показывая ее никому). Когда партнер отгадает (или не отгадает) эмоцию, ему показывают эту карточку.

От топота копыт...

Возраст. От шести лет.

Цель. Умение выражать свое эмоциональное состояние.

Инвентарь. Карточки с названиями эмоций.

Число участников. От четырех.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый готовит заранее карточки с названиями эмоций (их количество зависит от подготовленности детей).

Содержание. Группа делится на несколько подгрупп. Ведущий выдает командам по нескольку карточек с названиями эмоций. Каждая команда по очереди произносит хором скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» (или любую другую), выражая при этом ту эмоцию, которая указана на карточке. Остальные отгадывают.

Рекомендации. Можно использовать одну и ту же скороговорку на всех занятиях. Для более подготовленных детей можно на каждом последующем занятии предлагать им новую скороговорку, тем самым не только отрабатывая умение выражать эмоциональное состояние, но и способствуя развитию речи.

Три лица

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера, способности к сотрудничеству, навыка невербального общения.

Инвентарь. Карточки с изображением эмоциональных состояний.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Три карточки размером А4 с изображением печального, свирепого, счастливого лица.

Содержание

Первый этап. Взрослый показывает детям изображение печального лица, спрашивает, как выглядит печальный человек. Затем просит показать печальное лицо, обсуждая, какие жесты лучше всего делать, чтобы изобразить печаль.

Демонстрация свирепого лица сопровождается обсуждением: когда людям свойственно проявлять эту эмоцию, какие внешние проявления (сдвинутые брови, оскаленные зубы, сжатые кулаки и др.) свидетельствуют об этом состоянии.

Третье лицо — счастливое. Дети вместе со взрослым показывают эту эмоцию, рассказывают, когда они бывают счастливы, с помощью каких вербальных и невербальных знаков они могут изобразить эмоцию радости.

Второй этап. Дети делятся на пары и встают спиной друг к другу. Затем по очереди тренируются в изображении всех трех эмоций.

Затем взрослый считает до трех, на счет «три» надо быстро повернуться лицом к партнеру и показать одну из эмоций. Задача — не сговариваясь показать то же самое лицо, что и партнер.

Третий этап. Потренировавшись в парах, дети объединяются в четверки. Причем каждая пара в четверке должна шепотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и ведущий снова дает команду.

Можно увеличивать количество игроков до тех пор, пока вся группа не разобьется на две большие команды.

Рекомендации. Чтобы усложнить игру для старших детей, можно дополнять предлагаемые выражения лица соответствующими звуками и жестами.

Игры, направленные на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом

Два барана

Возраст. От четырех лет.

Цель. Игра помогает ребенку социально одобряемым образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Взрослый при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Взрослый говорит: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, наклонившись вперед, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Б-е-е».

Примечание. Воспитатель должен следить, чтобы «бараны» не навредили друг другу.

Уходи, злость, уходи

Возраст. От четырех лет.

Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Инвентарь. Мягкие подушки.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Дети ложатся на ковер по кругу на расстоянии большем, чем вытянутая рука. Между ними — подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Рекомендации. Взрослому необходимо следить за эмоциональным состоянием детей, чтобы они не нанесли вреда рядом лежащим участникам.

Нехочуха

Возраст. От четырех лет.

Цель. Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Взрослый читает стихотворение, показывая при этом движения, которые повторяют дети.

Я сегодня рано встал, (Потягиваются.)

Я не выспался, устал!

Мама в ванну приглашает, умываться заставляет!

У меня надулись губы,

И в глазах блестит слеза.

Целый день теперь мне слушать:

— Не бери, поставь, нельзя! (Грозят пальцем.)

Я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.)

Не хочу я, не хочу!!!

Тут из спальни папа вышел:

— Почему такой скандал?

Отчего, ребенок милый,

Нехочухою ты стал?

А я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.)

Не хочу я, не хочу!!!

Папа слушал и молчал,

А потом он так сказал:

— Будем вместе топотать,

И стучать, и кричать...

С папой мы поколотили,

И еще поколотили...

Так устали! Прекратили...

Брэк!

Возраст. От пяти лет.

Цель. Избавление от негативных эмоций и развитие навыков самоконтроля.

Инвентарь. Мягкие подушки.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Детям предлагается ненадолго стать боксером, при этом соперником будет выступать подушка. Начинать поединок можно только после команды взрослого: «Бой!», а при команде «Стоп!» дети должны прекратить боевые действия.

Рекомендации. Во время игры необходимо следить за эмоциональным состоянием детей, не допуская перевозбуждения.

Маленькое привидение

Возраст. От пяти лет.

Цель. Разрядка накопившегося гнева в приемлемой форме.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Взрослый говорит: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем взрослый хлопает в ладоши.

«Молодцы! Пошутили — и хватит, давайте снова станем детьми!»

Обзывалки

Возраст. От пяти лет.

Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Участие взрослого. Обязательно.

Инвентарь. Маленький мячик или мягкая игрушка.

Подготовка. Беседа взрослого о приятных и неприятных словах, которые мы говорим друг другу.

Содержание. Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др.

Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «Аты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «Аты — морковка!»

В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему. Часто дети приходят к выводу, что приятнее говорить товарищу добрые слова, в этом случае и самому становилось хорошо. Кроме того, дети отмечают, что иногда даже необидное слово, если оно сказано грубым голосом или сопровождается угрожающими жестами, может быть неприятным для человека.

Рекомендации. Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Она может быть использована в работе с агрессивными и обидчивыми детьми. Перед началом игры обязательно надо предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Подушечные бои

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Инвентарь. Мягкие подушки.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. До начала игры взрослый говорит о границах, допустимых и недопустимых способах игры.

Содержание. Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

Рекомендации. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.

Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.

Рычи, лев, рычи

Возраст. От пяти лет.

Цель. Выплеск негативных эмоций, снижение напряжения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ведущий говорит: «Все мы — львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование — кто громче рычит. Как только я скажу: „Рычи, лев, рычи!", все должны очень громко рычать. Отлично! А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы!» Ведущий просит детей рычать громко, изображая при этом львиную стойку.

Рекомендации. Эту игру можно закончить «волшебным превращением» — предложить детям стать котятами и ласково помурлыкать. В этом случае «успокоительный эффект» будет сильнее.

Тух-тиби-дух

Возраст. От шести лет.

Цель. Коррекция плохого настроения, восстановление сил.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый говорит с детьми о том, что у каждого человека бывает плохое настроение, каждый имеет право на выражение своих чувств, но надо научиться делать это так, чтобы не было неприятно ни самому, ни окружающим.

Содержание. Ведущий говорит детям: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по- настоящему, необходимо сделать так. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив кого-либо и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово „Тух-тиби-дух!" Затем продолжайте прогуливаться по комнате. Чтобы волшебное слово подействовало, говорить его надо не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово».

В этом ритуале заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они начинают смеяться.

Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения

Цветок

Возраст. От трех лет.

Цель. Релаксация.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. С детьми трех-четырех лет взрослый говорит о том, как постепенно из зернышка вырастает цветок, как он расцветает, подставляя солнышку свои лепестки.

Содержание. Дети сидят на корточках, обхватив руками колени. Все они семечки, из которых скоро вырастут красивые цветы.

Ведущий обращается к участникам игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком».

Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в стороны — цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.

Рекомендации. Можно проводить эту игру под спокойную музыку.

Тряпичная кукла и солдат

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие мышечного напряжения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ведущий просит участников встать так, чтобы не мешать друг другу, полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Затем — застыть в этой позе и не двигаться... (ведущий показывает, как принять эту позу).

После этого дети должны наклониться вперед и расслабить руки так, будто они тряпичные (показать). Тело должно стать мягким и подвижным, как у тряпичной куклы. Колени надо согнуть и почувствовать, будто кости становятся мягкими, а суставы — подвижными...

Затем ведущий предлагает снова изобразить солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь — тряпичную куклу, мягкую, подвижную и расслабленную...

Снова — солдата... (10 секунд)

Затем — тряпичную куклу...

Участники попеременно становятся то солдатом, то куклой до тех пор, пока полностью не расслабятся, после чего ведущий просит их встряхнуть руками, будто они стряхивают с них капельки воды. Затем надо стряхнуть капельки воды со спины... с волос... с верхней части ног и ступней...

Торт

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие навыков телесных контактов, расслабление.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Дети рассказывают, как надо печь торт, какие продукты надо использовать и в какой последовательности.

Содержание. Взрослый просит ребенка лечь на коврик и говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать тортик». Один участник — мука, другой — сахар, третий — молоко, четвертый — масло и т. д.

Взрослый замешивает тесто. Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — «сахар» посыпает тело, и немного соли — «соль» чуть-чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам.

Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. Потом кладет тесто в печь, там оно поднимается — ровно и спокойно дышит.

Наконец торт испекся. Чтобы он был красивым, повар предлагает украсить его: все участники, прикасаясь к торту, «дарят» ему свой цветок, фигурку, описывая их словами.

Рекомендации. Взрослый следит в процессе игры за выражением лица лежащего ребенка (оно должно быть довольным).

Драка

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снижение мышечного напряжения, расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

Подготовка. Игра проводится в ситуации, когда необходимо помочь ребенку снизить напряжение. Предполагается, что ребенок уже готов к подобному упражнению, то есть с ним уже проводилась профилактическая работа.

Содержание. Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а может, драться и не стоит?

Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Рекомендации. Эту игру полезно проводить как с агрессивными, так и с тревожными детьми.

Солнечный зайчик

Возраст. От четырех лет.

Цель. Стабилизация эмоционального состояния.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Поговорить с детьми о ласковом солнышке, о непоседливом и веселом солнечном зайчике, при возможности — поиграть с настоящим солнечным зайчиком.

Содержание. Ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

Волшебный сон

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие напряжения и усталости, накопление новых позитивных ощущений, осознание приятного состояния при расслаблении.

Инвентарь. Кассета со спокойной музыкой.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый беседует с детьми о состояниях усталости, активности, фиксирует внимание на ощущениях в мышцах, в теле в этих состояниях, объясняет, почему человеку необходим отдых.

Содержание. Взрослый говорит с паузами:

Ваши ноги, ваши руки

Целый день не знали скуки...

А теперь они устали,

Отдыхать с тобою стали...

Слышишь этот тихий звон?

К нам идет волшебный сон... (Дети слушают музыку.)

Ручки, ножки тяжелеют...

Расслабляются... Теплеют... (Ведущий помогает улечься.)

Реснички опускаются...

И глазки закрываются...

Отдохните, полежите,

Сон волшебный посмотрите...

 (Дети в расслабленных позах молча слушают музыку несколько минут.)

Затем ведущий продолжает:

Вот и стих хрустальный звон,

И закончился ваш сон...

А сейчас ко мне идите

И про сон свой расскажите.

(Дети рассказывают о том, что представляли под музыку.)

Рекомендации. На первых порах эту игру желательно проводить в небольших группах по два-три человека, чтобы у взрослого была возможность уделить внимание, помочь расслабиться каждому из них. Кроме того, в малых группах все дети могут высказаться после игры.

Сбрось усталость

Возраст. От пяти лет.

Цель. Регуляция эмоционального состояния, снижение напряжения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Чтобы эта игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость, когда человек устает; когда устает он сам; когда устает мама, воспитатель и т. д.

Содержание. Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед, назад...

По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

Рекомендации. Эту игру можно использовать с детьми после напряженной работы, требующей от них концентрации внимания, усидчивости.

Дыши и думай красиво

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения регулировать свое эмоциональное состояние.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Взрослый говорит: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни, мысленно скажи: „Я — лев", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я — камень", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я — цветок", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я спокоен", выдохни. Ты действительно успокоишься».

Рекомендации. Участие взрослого необходимо на первых этапах работы.

Гора с плеч

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Ведущий произносит: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-нибудь сделать, сбрось гору с плеч. Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 — 6 раз, и тебе сразу станет легче».

Рекомендации. На первых этапах работы с ребенком участие взрослого является обязательным условием. В дальнейшем ребенок сам выполняет необходимые действия.

Маленькие черепахи

Возраст. От пяти лет.

Цель. Расслабление тела (мышц плеч, шеи, затылка, рук, ног и т. д.).

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый показывает детям картинку, на которой нарисована черепаха, и спрашивает, что она делает в момент опасности. Как правило, дети отвечают, что черепаха прячет голову и лапы в панцирь до тех пор, пока опасность не минует.

Содержание. Дети ложатся на ковер, а взрослый под спокойную музыку говорит: «Все вы — маленькие черепахи. Вы лежите на травке, под лучами ласкового солнышка. Вам очень хорошо и спокойно. Вдруг вы слышите, что едет грузовик (музыка обрывается)... Поднимите плечи, прижмите руки и ноги к телу, согнув их при этом. Наклоните голову так, чтобы подбородок упирался в грудь (взрослый сначала показывает движения сам, потом помогает каждому ребенку освоить его).

Ура! Опасность позади: грузовик уехал! Теперь опять вам спокойно и легко. Медленно вытягивайте шею, опускайте плечи. Покрутите головой в разные стороны: правда ли, что все вокруг стало безопасным? » Некоторое время дети лежат в расслабленном состоянии. Взрослый подходит к тем, кому трудно выполнять упражнение, поглаживает их ручки, ножки.

Через несколько секунд (минут) музыка вновь обрывается, взрослый хлопает в ладоши (звонит в колокольчик) и говорит: «Внимание! Опасность. В небе — самолет...»

Как правило, дети просят повторять это упражнение несколько раз подряд.

Театр прикосновений

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие навыков телесного контакта, расслабление.

Инвентарь. Кассета со спокойной музыкой.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ребенок ложится на коврик в позу звезды. Под спокойную музыку все участники склоняются и нежно, осторожно касаются тела лежащего ребенка. Можно одновременно дотронуться одним пальцем до лба, а ладонью — к ноге, ребром ладони к животу, кулачком — к груди и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновения. Лежащий остается некоторое время в расслабленном состоянии, а затем встает.

Рекомендации. Взрослый следит за силой прикосновений, наблюдает за лицом лежащего ребенка (оно должно быть спокойным и расслабленным).

Игры на развитие навыков волевой регуляции

Черепашки

Возраст. От трех лет.

Цель. Развитие умений контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.

Инвентарь. Ковер на полу или ограничительные линии.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Дети встают по одну сторону ковра. Взрослый встает напротив них по другую сторону ковра. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача — идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте без движения запрещается!

Рекомендации. Систематическое проведение игры помогает детям научиться управлять скоростью движения, поведением.

Говори...

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Участие взрослого. Обязательно.

Инвентарь. Не требуется.

Подготовка. Взрослый беседует с детьми о том, что в некоторых случаях торопливые действия или слова могут навредить человеку. Поэтому необходимо научиться управлять своим поведением.

Содержание. Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу). Говори. Какого цвета занавески в нашей группе?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..."»

Час тишины и час «можно»

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др.

Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Рекомендации. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). Ребенок получает возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый — способ управлять его поведением.

Смена ритмов

Возраст. От четырех лет.

Цель. Помощь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снятие излишнего мышечного напряжения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

Кричалки — шепталки — молчанки

Возраст. От четырех лет.

Цель. Помощь воспитателю регулировать поведение возбужденных детей, успокаивать их, развитие у детей наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Инвентарь. Три «ладошки» из картона красного, желтого, зеленого цветов.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, зеленый. Это сигналы. После изготовления ладошек взрослый спрашивает детей, встречали ли они в жизни подобные знаки-сигналы? Как правило, дети говорят, что по этому же принципу работает светофор, который помогает регулировать безопасное движение транспорта и пешеходов.

Содержание. Когда взрослый поднимает зеленую ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчанка» — красная — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.

Рекомендации. Игра помогает регулировать поведение детей на занятиях, на мероприятиях. Главное условие: дети должны быть уверены, что обязательно будет включена зеленая ладошка. Если игра используется в целях релаксации или успокоения расшалившихся детей, закончить ее следует «молчанками». После того как дети по сигналу лягут на пол, можно включить спокойную музыку и провести упражнение на визуализацию.

Слушай команду

Возраст. От пяти лет.

Цель. Помощь воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Инвентарь. Аудиокассета или диск со спокойной музыкой.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют (например: «Положите правую руку на плечо соседа»), затем снова звучит музыка и все опять продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и выполняет задание.

Молчание

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Можно поговорить с детьми, в каких ситуациях, в каких профессиях людям приходится молчать, даже если очень хочется поговорить.

Содержание. Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать.

Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

Рекомендации. У этой игры есть ограничения: нельзя использовать ее в качестве наказания. Это игра.

Маленькая птичка

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие мышечного контроля, умения регулировать эмоциональное состояние.

Инвентарь. Маленькие хрупкие игрушки.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Игрушки для этой игры можно сделать вместе с детьми, например, из фольги, придав им форму разных зверьков.

Содержание. Ребенку в ладошки дают хрупкую (пушистую, мягкую) игрушечную птичку (или зверька).

Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, одновременно успокаивается сам.

Рекомендации. В дальнейшем птичку можно уже не класть в ладошки ребенку, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Ловим комаров

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снятие мышечного напряжения с кистей рук, возможность гиперактивным детям немного подвигаться в свободном ритме.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ведущий произносит: «Давайте представим, что наступило лето, я открыл форточку и к нам в группу (комнату) налетело много комаров. По команде „Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так!» Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки то поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, но не задевая тех, кто сидит рядом. «По команде „Стоп!" вы садитесь вот так... (Педагог показывает, как надо сесть, — на его усмотрение). Готовы? „Начали!11... „Стоп!"

Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу».

Замри

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие навыков регуляции эмоций и поведения.

Инвентарь. Аудиокассета или диск с музыкой.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый объясняет детям, что двигаться во время игры можно, только когда звучит музыка.

Содержание. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока останется лишь один играющий.

Рекомендации. Игра рекомендуется гиперактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память.

Волшебный свисток

Возраст. От пяти лет.

Цель. Тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Инвентарь. Свисток.

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Участники договариваются о том, какие действия они будут выполнять после команд ведущего. Например, по короткому свистку принимают позу зайчика (руки подняты над головой, ноги слегка согнуты), а по длинному — позу медведя (руки опущены и слегка разведены в стороны, ноги расставлены).

Содержание. Ведущий напевает, повторяя слова: «Дети по лесу гуляют и грибочки собирают».

Дети ходят по помещению и имитируют собирание грибов. Ведущий дает команду, и дети «превращаются» в животных — скачут или ходят как медведи. Затем ведущий снова напевает, дети опять «собирают грибы».

По команде ведущего (свистки) участники должны принять определенные позы или выполнить другие действия. Команды могут различаться по длительности свистка или по количеству свистков.

Рекомендации.

• Возможны другие позы: цапли (руки разведены в стороны, одна нога поднята), лягушки (полуприсев), коровы (дети выставляют пальцы — рожки) и т. д.

• Ведущий может давать команды хлопками.

• Варианты игры:

• «Три свистка». Один свисток — дети маршируют, два — скачут, три — шагают как мишки.

• «Замри — отомри». По короткому свистку дети скачут как зайчики, а после длинного свистка — замирают.

Возьми себя в руки

Возраст. С пяти лет.

Цель. Знакомство с методами регуляции своего эмоционального состояния.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Взрослый спрашивает ребенка, что с ним происходит, когда он начинает беспокоиться, сердиться, волноваться. Как правило, ребенок старшего дошкольного возраста уже может описать свое физиологическое состояние в критические для него моменты.

Содержание. После беседы можно предложить ребенку: «Как только ты почувствуешь, что начал волноваться (злиться, бояться и др.), обхвати ладонями свои локти и сильно прижми руки к груди. Это поза очень выдержанного человека».

Рекомендации. Ребенку понравится, если предложить ему сделать этот способ «секретным», о котором будет знать только он. На последующих занятиях можно спросить, удалось ли использовать этот способ в жизни.

Расставь посты

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание.

Инвентарь. Аудиокассета или диск с музыкой.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам ит. д.).

Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Сделай так

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие мышечного контроля, умения владеть своим телом.

Инвентарь. Картинки с изображением человечков, выполняющих разные движения.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Тренер показывает участникам карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все должны подойти к столу и взять по одной карточке. Я буду считать от одного до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул. Кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д. На счет „десять" все заканчивают выполнение задания и садятся в круг». Игру можно повторить несколько раз.

Игры, направленные на формирование уверенного поведения, повышение самооценки

Зайки и слоники

Возраст. От трех лет.

Цель. Возможность почувствовать себя сильными и смелыми, повышение самооценки.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ведущий произносит: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется „Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, что делает заяц, когда чувствует опасность? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся и т. д.» Дети показывают.

«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашных слонов.

Рекомендации. По окончании упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Конкурс хвастунов

Возраст участников. От пяти лет.

Цель. Повышение самооценки, развитие эмпатии.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый спрашивает детей, приходилось ли им когда-либо хвастаться. Каждый ребенок может рассказать свою «хвастушку». После чего взрослый предлагает им еще похвастаться, но не совсем обычным способом.

Содержание. Дети сидят в кругу и по очереди хвастаются успехами своего соседа справа: «У меня самый лучший сосед справа — Катя. Она лучше всех умеет бегать, весело смеяться».

Рекомендации. Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может либо помочь сам, либо предложить водящему попросить помощи у любого члена группы. Когда конкурс хвастунов закончится (дети скажут что- то хорошее про всех присутствующих), взрослый обсуждает с ними, что было приятнее: слушать, как про тебя говорят хорошие слова, или доставлять радость другому. Можно поговорить о том, трудно ли было вспомнить что- то хорошее о другом, что ребят удивило больше всего в высказываниях.

Король

Возраст. От пяти лет.

Цель. Предоставление возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, в роли сильного и уверенного короля, никого при этом не смущая и не обижая.

Инвентарь. Высокий стул для короля.

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Ведущий спрашивает детей: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а только на время игры».

Содержание. Один из детей становится королем. Все остальные становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги были у него на посылках и т. д.

Рекомендации. Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Детям надо сказать сразу, что наступит очередь каждого. За одну игру в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, обсудите с детьми полученный опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем. Наиболее полезна игра для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не чувствуя неловкости.

Ты — лев

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие чувства уверенности в себе.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Беседа о сильных, могучих зверях. О том, как проявляются их уверенность и сила в позе, поведении.

Содержание. Ведущий произносит: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

Рекомендации. Если в эту игру играют многократно, перед одним из занятий можно спросить у детей, помогает ли им в жизни это замечательное упражнение.

Врасти в землю

Возраст. От пяти лет.

Цель. Повышение самооценки, предоставление возможности ощутить свою силу.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Взрослый вспоминает вместе с детьми героев литературных произведений, фильмов, телепередач, демонстрирующих уверенное поведение. Желательно рассказать о тех преимуществах, которые люди получают благодаря уверенной позиции в жизни.

Содержание. Ведущий произносит: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека. Запомни свои ощущения в этой позе уверенности».

Рекомендации. На первых этапах взрослый подходит к каждому ребенку, помогая зафиксировать внимание на мышечных ощущениях и на эмоциональном состоянии.

Волшебный стул

Возраст. От пяти лет.

Цель. Игра способствует повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Инвентарь. Корона, «трон» (высокий красивый стул).

Число участников. Не более пяти-шести человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Предварительно взрослый должен узнать историю имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает, узнать о носителе этого имени, о котором можно рассказать детям. Кроме этого, надо изготовить корону и «волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы.

Содержание. Взрослый по очереди рассказывает об именах детей в группе. Тот ребенок, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.

Рекомендации. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Имена тревожных детей лучше называть в середине игры.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты их имен (нежные, ласкательные), можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Похожие статьи:

Игры на развитие восприятия формы у детей 3-7 лет

Занимательные игры для дошкольников на развитие воображения

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду. Картотека

Игры на изучение букв для детей 4-5 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!