Автор: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
Название:Заседание литературного кружка "Серебряное пёрышко".«Рождение метафоры»
Описание работы: В данной публикации представлено заседание литературного кружка «Серебряное пёрышко», на котором проводилась работа над средствами выразительности речи, определением метафоры в поэтических текстах с тематикой дружеской привязанности, любви, симпатии. Ребята анализировали стихи и говорили о своём личном небольшом опыте. Методические рекомендации могут заинтересовать педагогов, классных руководителей 7-9 классов для работы над текстами как на уроках литературы, так и во внеклассной деятельности литературоведческой направленности.
Цель: формирование нравственных понятий любви и дружбы посредством поэтических оборотов речи.
Задачи: 1) развивать творческий потенциал школьников;
2) осознавать ценность межличностных отношений между людьми;
3)способствовать развитию познавательной активности детей в области поэтических средств выразительности речи.
Заседание литературного кружка "Серебряное пёрышко". Средства выразительности речи. Тропы. "Рождение метафоры"
Ход мероприятия:
Учитель: Ребята, сегодня на заседании нашего литературного кружка мы попробуем понять, как рождается метафора, и поразмышляем над важными межличностными отношениями человека. Как вы думаете, любовь, дружеская привязанность, симпатия необходимы человеку, или нам с вами можно обойтись и без них?
Ученик: Любовь и дружба - понятия разные, но иногда дружеские отношения перерастают в любовь. Любящий человек – загадка, которую трудно разгадать. Да и стоит ли? Часто влюблённые и сами не могут объяснить своей привязанности.
Ученица: Случается, что твой враг неожиданно может стать твоим лучшим другом. Такая дружба, я считаю, самая крепкая.
Ученик: Согласен, дружить можно с человеком, который совершенно не похож на тебя. Не нужно « исправлять» его, подгоняя под свой стандарт, ты друга воспринимаешь таким, какой он есть. Иногда можно и поспорить, но только настоящий друг скажет тебе правду. Вот что самое важное!
Ученица: Если ты не имеешь друзей, то и поделиться тебе не с кем ни радостью, ни горем. А как же без этого?
Ученик: Как только я перестаю доверять человеку, он перестаёт быть моим другом. Это я по себе знаю. Злоупотреблять доверием тоже нельзя! Дружба по сути - это привязанность. Тебе человек дорог своей искренностью, ты же не можешь ему сделать гадость, тогда и дружбе конец!
Учитель: Ребята, я выслушала вас. Во многом вы правы. Мне бы хотелось предложить вам небольшое эссе, вот послушайте.
"Лирическая миниатюра о любви"
Они расстались друзьями, хотя могли стать ближе и роднее друг другу… Любил ли он её, а она? Не знаю… Осталась только в моём блокноте эта трогательная поэтическая история. Как сложилась жизнь этих двоих, когда-то близких людей? Думаю, счастливо, потому что написать такие нежные стихи мог только влюблённый романтик…
Уходишь ты, я опускаю плечи,
Поник мой взгляд, не скрыть моей тоски,
Последний раз я обнял твои плечи,
Последний раз взглянул в глаза твои,
Но в них былой любви уже не вижу,
Не вижу блеска я влюблённых глаз,
Я слышу шёпот : «Как я ненавижу!
Уйдите прочь, я ненавижу вас!»
Теперь другой тебя в ночи целует,
Глядит в твои влюблённые глаза…
По стенам тени от свечей танцуют,
И вновь по свечке катится слеза…
Учитель: Как вы считаете, о чём грустит лирический герой стихотворения?
Ученик: Это стихотворение о прошедшей любви, скорее всего, лирический герой - юноша, который утратил любимую. Ему грустно, он-то всё ещё любит! Тема стихотворения: ушедшая любовь, горестное расставание с любимой.
Учитель: Правильно, а какие средства выразительности использует автор лирического стихотворения?
Ученик: Автор использует эпитеты и метафоры, чтобы передать состояние тоски лирического героя, например, «по стенам тени от свечей танцуют…»с одной стороны, это и олицетворение, а с другой – яркая метафора или « и вновь по свечке катится слеза». Горячий струящийся по свече воск сравнивают со слезами горюющего юноши-скрытое сравнение и есть метафора. Очень красивые строки!
Ученица: Я увидела инверсию, применённую автором для особой образности строф, например: «последний раз взглянул в глаза твои…» Причём, есть в произведении и эпифора-единоначатие строк. Это образное средство повтора мастерски использовал автор, чтобы подчеркнуть смятённое, тоскливое состояние лирического героя от потери любимой.
Ученица: А мне понравилось заключение: лирический герой многократно переживает потерю «и вновь …катится слеза» Слеза-то и в самом деле не из воска. Это искренние слёзы живого,любящего, страдающего человека.
Учитель: Спасибо, ребята. Вы нашли ключевые слова, способные нас, читателей, «задеть за живые струны души». Именно поэтому поэты и создают свои уникальные образы, используя для этого в стихах разные тропы: средства выразительности. А хотите сами попробовать сочинить такие яркие метафоры? Тогда послушайте мои советы:
«Рождение метафоры»
1.Мы наблюдаем и вслушиваемся: В домах живут разные люди со своими радостями и бедами. Бог ветра помогает облакам летать, создавая всевозможные препятствия для людей, если у него плохое настроение. Вот и всесильная ночь опускается на город. В окнах домов зажигается свет. Это не может длиться долго, потому что все люди должны спать.
2.Теперь пытаемся почувствовать: Люди, уставшие после рабочего дня, возвращаются в свои дома. Они наполнены разными эмоциями, которые «выплёскивают» на близких. Стены дома тоже «слышат» раздражение и усталость человека, но они терпят всё, хранят многие людские тайны, не разрешая себе «разлететься в щепки, в камень, в пыль» Если бы они только могли помочь…
3. Сравниваем наши ощущения: Крыши домов дрожат так, как натянутые нервы людей. Свет в маленьких окнах похож на дробинки, которые, как выпущенные кем-то пули, то вспыхивают ярко, то гаснут, как свет в окнах. Каждый день приносит людям разные эмоции, но что бы ни происходило в жизни, ночь помогает им переосмыслить всё и отдохнуть от забот, а утром то, что беспокоило человека, заставляло переживать, уходит вместе с проблемами дня во сне,ведь утро вечера всё-таки мудренее.
4.Заменим то, что увидели тем, что представили в своём воображении: появилась метафора - скрытое сравнение: Крыши домов дрожат под тяжестью дней,
Небесный пастух пасёт облака.
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, её власть велика.
Эти строки принадлежат великому поэту Виктору Цою, так тонко чувствовавшему дух времени, его пульс. Жаль, что автомобильная катастрофа так рано оборвала его жизнь. А стихи и правда замечательные!
Учитель: С давних времён искали люди средства речевой выразительности. Сейчас особенно обострилась проблема ораторского искусства, потому что не все умеют структурировать фразы, высказывать свои мысли логично и чётко. Да и сочинение стихов некоторые прагматики считают занятием пустым и ненужным! А как думаете вы, ребята?
Ученик: Я думаю, что занятия в литературном кружке меня многому научили, хотя я всего год с вами. Не всегда у меня стихи получаются, но я хорошо говорю устно, да и письменная речь стала ярче и убедительней, часто использую фразеологизмы и метафоры. Одноклассники стали ко мне лучше относиться, совета спрашивают. Для меня это очень важно!
Ученица: Раньше, когда я пришла в кружок, моя задача была простой: научиться писать эссе. Сейчас я понимаю, что не только умею писать сочинения, но пробую и хочу осваивать поэтические жанры. Даже в конкурсах уже есть победы!
Учитель: Я очень рада, что мы с вами, ребята, не зря работаем вместе! Спасибо вам за искренность! Я бы хотела в качестве домашнего задания предложить вам стихотворение Максима. Поразмышляйте над средствами выразительности речи в его лирическом произведении, найдите тропы, озаглавьте, определите авторскую задачу:
Я у окна: дождинка по щеке,
Молчу, а в трубке стоны ветра:
«Не уходи, оставь надежду мне…
Не погуби во мне ты человека!
Любимая! Наверно, был не прав,
Тебя заботами я нагружая:
Пойми, я был бы только рад,
С тобой войти под своды рая!
Давай делить все трудности вдвоём,
Давай у жизни новый шанс возьмём!»
Учитель: Заседание нашего литературного кружка сегодня закончено. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и взаимопонимание. До новых встреч,друзья!
Рекомендуем посмотреть:
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Сценарий
Урок литературы в 7 классе II вида
О происхождении фразеологизмов
Утренняя звезда Байрона. История любви выдающегося поэта
Похожие статьи:
Литературные чтения, 5 класс
Урок литературы, 11 класс. Маяковский: жизнь и творчество
Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина
Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»
Литературно-музыкальная композиция, 9 класс. Конспект по литературе