Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»

Конспект урока литературы в 11 классе «Лирика Б. Пастернака как отражение действительности. Восприятие лирики поэта современниками»

Цели: через призму поэзии Пастернака понять, как относится к жизни и воспринимает ее поэт; прислушиваясь к мнению современников (Л. Скрябина, М. Цветаевой), попытаться проникнуть в мир его поэзии.

Оборудование: портреты Б. Пастернака и М. Цветаевой, музыка П. Чайковского, Л. Бородина, Д. Шостаковича, А. Скрябина.

Ход урока

Во всем мне хочется дойти

до самой сути.

Б. Пастернак

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Постановка целей урока.

II. Актуализация полученных знаний.

Учитель. Сегодня мы рассмотрим тему «Различное отношение к России и революции в творчестве поэтов 1920-х годов».

Вопросы для беседы:

- Чем объясняется существование в 20-е годы XX века большого количества группировок писателей?

- В чем состоит разница их подходов к жизни, к революции, к новой России?

- Что характерно для поэтов старшего поколения, поэтов-интеллигентов. декадентов? Назовите этих поэтов, перечислите характерные образы.

- В чем отличие в подходах к жизненным явлениям различных поэтов?

- Назовите пролетарских поэтов, па примере одного из них покажите особенности этой поэзии.

III. Основная часть: Б. Пастернак. Особенности восприятия жизни. Основные темы лирики.

1. М. Цветаева: «Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак - эго тайнопись, иносказание, шифр. Пастернака долго читать невыносимо от напряжения мозгового и глазного».

Эти слова как предупредительный знак для тех, кто отправляется странствовать по морю, назвать которое можно так: «Лирика Бориса Пастернака».

Мчались звезды. В море мылись мысы.

Слепла соль. И слезы высыхали.

Были темны спальни. Мчались мысли,

И прислушивался сфинкс к Сахаре.

Вариации - 1918 г.

2. Сфинкс - загадка. В чем же загадка поэзии Б. Пастернака?

Его поэзия очень музыкальна. Читаешь стихи о море и как будто прильнул ухом к морской раковине.

В осатаненьи льющееся пиво

С усов, обрывов, мысов, скал и кос,

Мелей и миль. И гул и полыханье

Окаченной лупой, как из лохани,

Пучины. Шум и чад и шторм взасос.

Светло. Как днем. Их озаряет пена.

От этой точки глаз нельзя отвлечь

Прибой на сфинкса не жалеет свеч

И заменяет свежими мгновенно.

«Тема», 1918 г.

Учитель. Однажды у юного Б. Пастернака спросил композитор А. Скрябин: «Как вам, например, кажется... У вас есть чувство созерцания звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами?»

А. Скрябин сам-то мечтал силой искусства изменить жизнь всего мира. В своих музыкальных произведениях он хотел установить связь между звуком и цветом. Именно он основатель цветомузыки. Он изобрел «световой инструмент» - рояль с немыми клавишами, проволоки от которых идут к аппарату, осветающему погруженный во мрак зал в цвета, соответствующие окраске нот. Он создал удивительные по богатству фантазии музыкальные произведения, лучшим из которых является «Прометей».

Скрябин - свой человек в доме Пастернака, близкий друг его отца.

Отец поэта - Леонид Осипович Пастернак, художник, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В доме его частыми гостями были Л. Толстой, художники И. Репин, М. Врубель, композитор С. Рахманинов и другие.

Мать - талантливая профессиональная пианистка. Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили все существо юного Пастернака. Он начинает серьезно заниматься музыкой и мечтает стать композитором.

Чтение стихотворения «Импровизация». 1915 год.

И все же мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно для отца и матери он оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии. Почему? Говорил, что нет абсолютного слуха. По для композитора это и не обязательно (вспомните Чайковского). Поэт, скорее всего, услышал голос судьбы.

3. Что же становится предметом поэтических откровении Б. Пастернака? Чем живет, дышит его лирический герой?

1. Прежде всего - эго природа. Ее изображение ведущая тема лирики поэта.

М. Цветаева: «Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул се всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом-дыханием выдыхает се, но никогда не выдохнет».

В ранней лирике - буквально языческое преклонение перед природой.

Чтение стихотворений «Февраль», «Сон».

Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа огромный живой организм, которому присущи душа, любовь и язык. Поэтому природа не фон, не декорация, а действующее лицо.

У плетня

Меж мокрых веток с ветром бледным

Шел спор. Я замер. Про меня!

«Лунная ночь», 1917 г.

Природа в лирике Пастернака одушевлена, она говорит, вступает в общение с поэтом.

Меня деревья плохо видят

На отдаленном берегу...

Или:

Она шептала мне: «Спеши!»

Губами белыми от стужи.

(Так поэт говорит о зиме.)

Человек - как часть природы вписывается в этот мир.

Ты так же сбрасываешь платье,

Как роща сбрасывает листья.

«Осень»

Чтение и анализ стихотворения «Все сбылось».

Основные моменты, требующие внимания:

• Рисуется лес ранней весной. Пустующий березняк «как неготовая постройка», сквозь нее поэт видит всю «будущую жизнь насквозь».

• Музыкальность: «щебечет птичка под сурдинку», «как музыкальную шкатулку, се подслушивает лес».

• Единство мира и человека.

• Схвачен момент пробуждения от зимней спячки.

• Лирический герой не соглядатай, а часть природы, он ощущает родство со всем миром.

2. Вторая тема лирики Пастернака - человек и его место в истории.

Поэт не мог да и не хотел замыкаться только на теме природы. Две революции (1905 г. и 1917 г.), три войны (Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная война), годы сталинщины, хрущевская оттепель — все это вместилось в рамки одной жизни.

Первая русская революция нашла отражение в поэмах «Девятьсот пятый», «Лейтенант Шмидт».

Октябрьская революция - в поэме «Высокая болезнь» (Пастернак одним из первых создал образ Ленина в поэзии). Воздух революции проникал в поры «чистого» лирика.

У Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, но его стихи пропитаны духом современности.

В его лирику врывается тревога. Стихи пронизывает боль от того, что гражданская война истребляет человеческие жизни:

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно что жилы отворить.

«Разрыв», 1918 г.

Впоследствии в романе «Доктор Живаго» Пастернак выразил сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его герою в те беспощадные годы.

В стихотворении «Гамлет» (поэт его потом включил в роман) отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно Гамлету, приходилось решать, «быть или не быть», выбирать кому вручить свою жизнь.

Запись вывода в тетрадях. Особенности лирики Пастернака:

1) Его поэзия музыкальна. Однако поражает не напевностью внешней (ритм, рефрен и так далее), а богатством внутренних мелодий (звукопись, повторы, ассонансные ряды).

2) Мир в его ощущениях живой и воспринимается целостно.

Мирозданье лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Вошел в поэзию как футурист, группа «Центрифуга», друг В. Маяковского, но его называют романтиком. Испытал сильное влияние символистов: А. Блока, Л. Белого. Но считал, что подлинное сходство должно быть реалистичным. Основная задача реалистичного искусства - восстановление единства мира и человека.

3) Подчеркивает сложность внутреннего мира поэта:

Любимая - жуть! Когда люби т поэт,

Влюбляется бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

4) Поэзия Пастернака философична. (Не стоит забывать, что он учился на философском факультете.)

Пастернак писал: «Моя постоянная забота обращена па содержание. Моей постоянной заботой было, чтобы само стихотворение содержало нечто, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину».

Первый ориентир для анализа произведений Пастернака заглавие. Оно почти обязательно и почти всегда разъясняющее.

5) Особенности языка Пастернака.

Обилие историзмов, терминов из различных областей, однако они соседствуют с просторечиями.

Необычен синтаксис (цезуры).

IV. Заключительная часть урока.

Слово учителя. Исторические и политические события, происходящие в стране, коснулись жизни самого поэта. Его переживания, вызванные жизненными обстоятельствами, также нашли отражение в поэзии.

Роман «Доктор Живаго» был издан за границей и переведен на 24 языка. Огромная известность в мире... А на Родине было все по-другому. Началась открытая травля поэта. Пастернак был исключен из союза писателей. А в это время Шведская академия словесности присудила ему Нобелевскую премию за выдающиеся достижения в лирике и прозе. Пастернак, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии. Горечь, боль души, обида вылились только в стихи:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет.

А-за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь, что будет, все равно.

 

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

«Нобелевская премия»

Травля, устроенная властями, не прошла бесследно. Поэт умер от сердечного приступа на своей даче.

В опустевшем зале па пастернаковском рояле величайший пианист Святослав Рихтер играл Скрябина...

Домашнее задание.

Учитель. «Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак - это тайнопись, иносказание, шифр. Пастернака долго читать невыносимо от напряжения мозгового и глазного», - утверждала М. Цветаева.

«Во всем мне хочется дойти до сути», - заявлял поэт.

Ваша задача: прислушаться к мнениям современников Пастернака, внимательно вслушаться в лирику поэта для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эти мнения. (Опираться па анализ стихотворения Пастернака.)

М. Цветаева: «В его стихах - световой ливень».

Л. Ахматова: «Он наделен каким-то вечным детством».

О. Мандельштам: «Со времен Батюшкова в русской поэзии не звучало столь новой и зрелой гармонии».

Похожие статьи:

Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина

Литературные чтения, 5 класс

Литературно-музыкальная композиция, 9 класс. Конспект по литературе

Урок литературы, 11 класс. Маяковский: жизнь и творчество

Интегрированный урок литературы и музыки в 10 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!