Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Интегрированный урок литературы и музыки в 10 классе

Конспект интегрированного урок литературы и музыки в 10 класса. Тема: «Я помню чудное мгновенье...»

Цели:

- организовать исследовательскую деятельность учеников с целью расширения знаний учащихся по творчеству поэта А. С. Пушкина и композитора М. И. Глинки и наблюдения над взаимозависимостью их произведений;

- развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста;

- развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

- воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.

Оборудование:

- портреты Пушкина, Керн, Глинки;

- стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»; -романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье...».

Лексическая работа:

- ликующая нота;

- мажорная нота;

- романс;

- симфония.

Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь - мелодия.

А. С. Пушкин

Ход урока

I. Актуализация темы. Повторение и обобщение изученного ранее. Проверка домашнего задания (выразительное чтение стихотворений).

Учитель. На предыдущем уроке мы пытались разобраться, что значила дружба для поэта, какое отражение нашла она в его лирике. Чем интересна была для вас эта тема? Близка ли она вам?

- Каким увидели Пушкина в братстве друзей?

- Какие строки из стихотворений о друзьях, дружбе вам понравились, запали в душу?

Чтение стихотворений «Я вяну, гибну в цвете лет», «К ней», «Дорида» и другие. (Стихотворения читают учащиеся.)

Учитель. В этих стихотворениях лицейского и петербургского периода мы отмечаем, что любовь для Пушкина - это некая игра, страсть, опоэтизированная чувственность, одухотворенная, возвышенная чистота. Мечта о высокой и чистой любви, о женском идеале рождены романтизмом. Бесконечное богатство натуры поэта-классика, многообразие любовного чувства нашли отражение в стихотворениях михайловского периода. Появляется ряд замечательных стихотворений: «Редеет облаков летучая гряда», «Зачем безвременную скуку», «Сожженное письмо», «Признание», «К***» и другие.

Кто такая эта загадочная К***, сегодня ни для кого не секрет.

II. Сообщение учащегося об А. П. Керн.

Учитель. А. С. Пушкин впервые встретился с Анной Петровной Керн в доме у своих знакомых Олениных в 1819 году. Красота и обаяние юной Анны уже тогда очаровали поэта. Спустя шесть лет они встретились вновь: летом 1825 года Керн предприняла поездку к тетке П. А. Вульф-Осиповой в Тригорское, чтобы встретиться с ссыльным Пушкиным: «Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела его увидеть». Поэт в очередной раз очарован, чувства, почти угаснувшие и забытые к тому моменту, вновь всколыхнулись, воскресли, пробудили душу Александра Сергеевича.

В те годы Анне шел двадцать седьмой год. За это время она уже пережила несколько увлечений и разочарований; не достигшую еще семнадцати лет девушку обвенчали с пятидесятидвухлетним генералом Ермолаем Федоровичем Керном - неумным, грубым, не знавшим иных интересов, кроме фрунтов, учений и смотров. Анна покорилась воле родителей с отчаянием, генерал вызывал у неё отвращение. Керн повсюду преследовал шлейф светских сплетен и пересудов.

После встречи в Тригорском жизнь Александра Сергеевича вновь обрела смысл, наполнилась музыкой, творческим вдохновением, страстным волнением, любовью. Перед отъездом молодой красавицы Пушкин принес ей отпечатанную первую главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье», написанное незадолго до этого.

В воспоминаниях современников А. С. Пушкина о поэте находим строки откровения, принадлежащие Анне Керн: «Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил стихи и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять. Что у него промелькнуло в голове тогда, не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах». Михаил Иванович Глинка сделал на них прекрасную музыку».

Почему же колебался поэт, отдавая стихи женщине, которая ему была не безразлична? Имеется мнение, что Пушкин как бы предвидел, что эти стихи примут за посвящение, хотя в данном случае лирическое чувство героя произведения является обобщенным и никакой конкретизации не предполагает.

III. Работа с текстом стихотворения «Я помню чудное мгновенье». Чтение стихотворения, анализ частей стихотворения.

Учитель. Только ли теме любви посвящено стихотворение? О чем оно?

Чтобы ответить на этот вопрос, всмотримся в композицию этого стихотворения: оно делится на три равные части по две строфы в каждой. Части взаимосвязаны между собой и в то же время самостоятельны по смыслу.

Обратимся к каждой из частей в отдельности.

(Учащиеся проводят анализ каждой из трех частей стихотворения. Наибольший эффект эта работа дает в том случае, если на уроке звучит анализ произведения, подготовленный заранее.

Примерные ответы учащихся:

1-я часть. Печально-трепетные воспоминания о былом, о чудном мгновении встречи, которые долго хранятся в душе вопреки «тревогам шумной суеты». Память о любимой словно ангел- хранитель оберегает душевную гармонию автора поэтического произведения.

2-я часть. В жизни героя наступает время, когда «бурь порыв мятежный» убил чувство, хранимое в душе поэта. Это подобно смерти: нет больше памяти о любимой, нет радости в жизни. Это драматическая часть. Если вспомнить биографию поэта, то без труда можно определить, что здесь говорится о порыве мятежной южной ссылки и о тихом Михайловском заточении.

3-я часть. Это как пробуждение от мучительного сна. Здесь показан душевный подъём, стремительно восстанавливающий всё утраченное ранее. К концу стихотворение достигает ликующей. мажорной ноты: есть снова вера в чудо, в прекрасное, есть надежда на воскресение, на новую жизнь.)

IV. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и живопись. (Рассмотрение репродукций с изображением Анны Керн.)

Учитель. Кто же она, та, которая воскресила душу? Какая она?

- Даёт ли какое-либо представление о внешности Керн посвященное якобы ей стихотворение, которое, по мнению многих, посвящено именно ей?

- Перед вами репродукция с изображением Анны Петровны Керн Совпадает ли ваше представление с тем, что вы видите на репродукции?

- Вот такой таинственной и волнующей была женщина, которую так вдохновенно и нежно, прекрасно любил поэт, благодаря которой были рождены такие чувственные и музыкальные строки.

V. Музыкальность стихотворения «Я помню чудное мгновенье». (На доске записаны опорные термины: ликующая нота, мажорная нота, романс, симфония.)

Учитель. Композиция стихотворения «К***», как мы уже могли убедиться, очень музыкальна. Не случайно говорилось, что «оно заключает в себе не только романсность, но - симфонизм; это сложная трехчастная соната, бетховенское произведение: момент развития могучего духа с борьбой двух начал и с разрешающим, торжествующим выходом в светлый победительный финал». Давайте попробуем услышать эти чувства.

Прослушивание романса М. И. Глинки (при отсутствии аудиозаписи романса можно предложить исполнение романса хорошо поющим детям).

Сообщение ученика.

Основные тезисы сообщения

1827 год. Стихотворение К*** опубликовано, и сразу же заинтересовало русских музыкантов. А. А. Алябьев, М. И. Глинка - авторы наиболее удачных, по мнению современников, романсов. В особенности интересен, необычаен романс М. И. Глинки, так как ему как никому другому удалось передать всю силу чувства поэта, вдохновенность, гармонию, красоту стихотворения. Такое же вдохновение, любовь чувствуются и в музыке. Это и не случайно, ведь во время создания своего романса Глинка был страстно влюблен в дочь Анны Петровны Керн, Екатерину.

Романс Глинки совершенен, так как музыка и стихи, а также средства музыкальной и поэтической выразительности находятся в гармонии. В композиционном строении романса тонко и мастерски передана мысль пушкинского стихотворения. В соответствии с пушкинскими строками и аккомпанемент у Глинки: тихий, льющийся вначале, он становится сильнее в середине и ликующим в финале. Музыкальное сопровождение каждой из трех частей богато музыкальными оттенками, а пронизывающее весь романс движение музыки едино, цельно.

Так в одном романсе переплелись любовь и творчество А. С. Пушкина и М. И. Глинки - двух замечательных, великих, талантливых людей.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель. Человеческий путь извилист, тернист и порой непредсказуем. Как сложилась бы судьба Музы Пушкина, если б не встретила на своем пути она великого поэта? Никто не знает. А какова дальнейшая судьба Анны Петровны, известно очень даже хорошо. После смерти генерала Керна Анна Петровна связала свою судьбу с небогатым помещиком А. В. Марковым-Виноградским и прожила с ним счастливо, хоть и в бедности, 30 лет. А. П. Керн оставила воспоминания о Пушкине, отличающиеся искренностью, безыскусностью, бережным и проникновенным отношением к поэту.

Домашнее задание.

Написать сочинение в жанре письма к Александру Пушкину, которое можно начать словами: «Когда я читаю Ваши стихи о любви, чувствую, что нужно Вам что-то сказать, видимо, самое главное...».

Автор: Е. Н. Попова

Похожие статьи:

Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»

Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина

Литературные чтения, 5 класс

Урок литературы, 11 класс. Маяковский: жизнь и творчество

Литературно-музыкальная композиция, 9 класс. Конспект по литературе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!