Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина
Конспект урока – сочинения для 11 класса «Читаем любимые стихи С. А. Есенина»
Ход урока
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.
С. Есенин «Исповедь хулигана»
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим итоговый урок по лирике С. Есенина. Передо мной встал вопрос: как его построить, чтобы всем нам было интересно, чтобы каждому захотелось прочитать любимые есенинские строки? Я подумала: а почему бы нам с вами не создать сочинение всем вместе прямо на уроке — только устно? Согласны? Вот сегодня на уроке мы этим и займемся. Каждый из вас, я думаю, сможет внести посильную лепту в совместную работу.
Всем известно, как строится сочинение: вступление, основная часть, заключение.
II. Пишем сочинение на тему «Читаем любимые стихи С. А. Есенина».
Итак, начало-дела половина.
А нам необходимо создать вступление к нашему сочинению.
1. Звучит стихотворение С. Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила...».
Учитель. «Родился он с песнями в травном одеяле...». А, как известно, «поэты не рождаются случайно...».
Звучит песня И. Талькова «Поэты не рождаются случайно».
В бревенчатом с голубыми ставнями домике, что в с. Константинове Рязанской губернии, где родился поэт С. Есенин (весенний, осенний, «под сенью муз» - как звучит! - разве человек с таким именем может родиться кем-то еще?!), среди сотен отзывов посетителей есть и такой: «Поэзия Есенина заражает силой правды, глубиной любви к Родине. Она дарит счастье открытий».
И хочется добавить: и исцеляет наши души. Давайте еще раз «прикоснемся к стихам С. Есенина».
Основная часть.
1. «Нет поэта без Родины», - было сказано Есениным. Для нее он берег самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.
а) «Гой ты, Русь моя родная...».
Чтение стихотворения.
Есенин - поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».
б) «Спит ковыль. Равнина дорогая ...»
Чтение стихотворения.
Родина, Россия была для Есенина началом всех начал...
Даже имя ее он произносил с восхищением:
«Россия... Какое хорошее слово ... и «роса», и «сила», и «синее что-то...».
в) «Запели тесаные дроги...».
Мы говорили с вами, что Родина для Есенина - это «несказанный свет» материнских глаз.
г) «Письмо матери».
Чтение стихотворения.
Какие чувства испытываете вы, читая это стихотворение? Конечно, и чувство любви, благодарности к своей матери, и чувство вины за недостаточное внимание?
Какие картины встают перед моими глазами?
Родная природа, милая сердцу, такая нежная и ласковая летом, такая красивая в любое время года и суток.
Учитель может продемонстрировать фотографии с видами есенинских мест.
2. Открываю наугад книгу С. Есенина, и едва мелькнули первые строки, сердце уже затаенно повторяло:
а) «Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали ...».
Чтение стихотворения.
А кто из нас не задумывался над таинственным образом Шаганэ? Чье сердце не переполнялось радостью и легкой грустью при чтении этих строк?
б) «Шаганэ, ты моя Шаганэ...».
Чтение стихотворения.
Имя любимой женщины «звенит, словно августовская прохлада», ей же он адресует и это признание.
в) «Я помню, любимая, помню...».
Чтение стихотворения.
М. Горький говорил: «Милосердие ко всему живому» - особенность лирики Есенина.
И подчас повествование о судьбе «братьев наших меньших» сливается с воспоминаниями о своей юности:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся па граве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
г) «Сукин сын».
Чтение стихотворения.
д) А вот эта есенинская строка не имеет равных по популярности - «Дай, Джим, на счастье лапу мне...».
Чтение стихотворения.
3. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», т. к. в нем преобладает зимний ландшафт, но это только внешний, чисто зрительный признак. Главное же здесь - воспоминания поэта о своей жизни.
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Поэт осмысливает свою жизнь, говорит о необратимости времени и неизбежности смерти.
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
«Тихая боль» с такой силой вонзилась в сердце поэта, что при чтении этих стихов он едва сдерживал слезы. Больно и нам, читателям.
Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, -
Вот почему так тянулся я к людям,
Вот почему так люблю людей.
Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас, -
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.
«Зимний цикл» — последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически.
Песня «Мне осталась одна забава». Чтение стихотворения.
4. Стихам Есенина не суждено состариться, ибо людям всегда близка правда человеческого сердца. Но у каждого человека «свой» Есенин.
Заключение.
Поэт Н. Тихонов сказал: «Есенин - это вечное...». А как бы вы продолжили эту строку?
Учащиеся называют свои варианты, которые записаны на листках, ассистент прикалывает их на доску.
Учитель. Для меня Есенин - это моя юность: «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотая сорви-голова!».
III. Подведение итогов.
Заключительное слово учителя.
Итак, сочинение написано. Каким оно получилось? Оцените сами. Может, кто-то из гостей поставит нам оценку? Спасибо всем участникам, создававшим коллективную творческую работу. Но, заканчивая, давайте поставим многоточие, потому что мне очень хочется верить, что вам не раз в своей жизни захочется открыть томик есенинских стихов и перечитать любимые...
Приложение
(Текст, предложенный ниже, может стать образцом для учащихся при выполнении творческих работ.)
С. Есенин «Как ромашковый луг»
...Открыл наугад книгу Сергея Есенина, и едва мелькнули первые строки, сердце уже затаенно повторяло:
Ты - мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя...
Поэт обращается к сестре, близкому и дорогому человеку. Но только ли к сестре? Что так светло и просторно от «василькового слова»? За ним пашни да леса, даль непостижимая видится. Россия-мать видится...
Есенин вышел на родные раздолья с песней распахнуто- просто-душной, мальчишески-озорной и соловьино-раскатистой. В сердце и сознание поэта мир вливался трепетной и тревожной волной. И все окрашивалось глубочайшим чувством, переплавлялось в образы емкие, яркие, почти физически ощутимые. «Как ромашковый луг», шумят в его лирике годы минувшей юности, рождая живой образ «грустной радости». Имя любимой женщины «звенит, словно августовская прохлада», душа поэта - «поле безбрежное дышит запахом меда и роз». О чем бы он ни говорил, это всегда для него что-то важное, значительное. Перед людьми он «себя вынимает на испод». Радость первого свидания с родной землей, робкие раздумья о неустроенности жизни, томление по «нездешним перелескам», восторг перед революционной бурей, ненависть «к железному гостю, горькая гульба в «Москве кабацкой», минуты счастья с любимой женщиной, гордость повой Советской Россией, сознание своего бессилия догнать «стальную рать», - ни о чем не умолчал поэт.
Есенинское ощущение отчей земли сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, тонким постижением красоты, одушевлением предметов, - мировосприятию, выраженному в преданиях и сказках, песнях и загадках.
- О чем вы пишете? - как-то спросил его грузинский друг.
- О России и революции, - был ответ.
В те месяцы Есенин работал над поэмой «Анна Снегина». Да, это было о России и о революции. И еще - о любви.
Его последние книги назывались: «О России и революции», «Страна советская», «Русь советская»... Он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею». «Музыка революции», о которой говорил Блок, в сердце Есенина откликалась взволнованным словом - незаемным, ни на чье не похожим. Людям всегда близка правда человеческого сердца, и потому строкам Есенина не суждено состариться...
Есть национальные святыни.
К ним любовь щемящая не стынет.
Скажешь - Пушкин...
Выдохнешь - Есенин...
Сергей Кошечкин
Похожие статьи:
Литературно-музыкальная композиция, 9 класс. Конспект по литературе
Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»
Интегрированный урок литературы и музыки в 10 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!