Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок литературы, 11 класс. Маяковский: жизнь и творчество

Конспект урока литературы для 11 класса «...Разрешите представиться - Маяковский»

Цели: познакомить учащихся с творчеством и судьбой B. В. Маяковского; помочь осознать, почувствовать глубокий лиризм и трагизм лирики поэта; воспитывать внимательных чутких читателей и слушателей поэзии.

Ход урока

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот - я,

весь боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души!

В. Маяковский

I. Вступительное слово учителя.

Наша задача: заново научиться читать Маяковского.

Я расскажу вам, как ворвался Маяковский в русскую поэзию и как ушел... А вся его жизнь - в стихах и поэмах, которые мы откроем для себя! (Читается эпиграф.)

Так, в разладе с действительностью и в мечтах о будущем, родились строки, к которым надо особо прислушаться, желая понять жизнь и личность Маяковского, его творчество. Они обращены к нам.

Это голос молодого Маяковского. Обратим внимание на то, какой контраст терзает душу поэта.

Он - весь «боль и ушиб» - взращивает «сад фруктовый» для грядущих людей.

В этих строках - идея жертвенного служения людям, характерная для русской литературы.

Каким мы представляли Маяковского? «Агитатором, горланом, главарем». А значит - сильным и телом, и духом.

А он был легко ранимым, чувствительным, взрывным, нежным «... Он не любил выносить на люди душевную смуту, «становясь на горло собственной песне».

Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровоточит. Бездушная поэзия - не поэзия.

Клокочущую страсть выплеснула душа молодого Маяковского, выплеснула в грубых и наполненных огромной внутренней силой поэтических строках, заставивших прислушаться к ним...

Звучит фрагмент стихотворения «Дешевая распродажа».

- Ваше мнение об этих строках? Что они вызывают в памяти?

Так входил в русскую поэзию Маяковский. В этих строках - боль и достоинство простого человека. В них мятежные сила и проникновенность интонации. Для Маяковского характерна емкость художественной структуры стихотворения, вбирающего в себя боль всего человечества.

Ораторско-исповеднический пафос - своеобразие эмоционально-интонационного строя (риторические обращения, вопросы и восклицания, характерное «Слушайте!», которое станет словом-доминантой лирики Маяковского.)

II. Учимся читать Маяковского.

Читая и перечитывая Маяковского, надо отличать, что есть газетный фельетон, агитка, реклама, а что - истинная поэзия.

Надо понимать, почему, во имя чего поэт «вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката», т. е. почему и во имя чего он писал свои фельетоны, агитки и рекламные стихи.

Недопонимание и просто непонимание преследовало Маяковского всю жизнь, продолжает преследовать и после смерти. Вот почему вырвались однажды эти горькие строки:

Я хочу быть понят моей страной,

А не буду понят - что ж,

По родной стране пройду стороной,

Как проходит косой дождь.

Это отголосок глубокой внутренней драмы поэта, поисков массового читателя.

Страдающим и одиноким пришел в русскую литературу юный Владимир Маяковский. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. Поэт, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах (знаменитая желтая кофта - «душа от осмотров укутана»),

М. Горький: «Зря разоряется по пустякам! Такой талантливый! Грубоват? Это от застенчивости. Знаю по себе...».

Тонким лириком, проникающим в человеческую душу, пришел он в поэзию, а ему навязывали - и он охотно подхватывал - амплуа «агитатора, горлана, главаря», снискав именно в этой роли, уже после смерти, титул «лучшего, талантливейшего поэта нашей советской эпохи» (Сталин).

На Маяковского был наведен «хрестоматийный глянец», против которого он яростно протестовал, обращаясь к Пушкину в стихотворении «Юбилейное» (звучат отрывки).

Повторю слова Е. Евтушенко: «Поэт в России - больше, чем поэт...». Вот это «больше, чем..», характерное для многих выдающихся русских поэтов, откладывает на их судьбу трагический отпечаток. А все остальное так же необычно, так же окрашено личностью, неординарностью, гением Поэта, как и пугающе похоже, обычно.

Он и из поэзии ушел в роковом для поэтов возрасте - неполных 37 лет - как Пушкин, как Рембо, как Байрон, как Лорка, как Хлебников...

Звучит стихотворение В. Высоцкого «Поэтам и прочим, но больше поэтам». (Грамзапись, альбом.)

Двадцатилетиий Маяковский взорвал сосредоточенную тишину символизма, господствующего в русской поэзии начала века, и произвел действие налетевшей бури.

Раскаты его мощного голоса долетают до нас через «хребты» десятилетий и «через головы поэтов и правительств».

Начало было скандальным. Ему улюлюкали, он вызывал на себя потоки брани и издевательств. Со страниц газет призывали полицию на его выступления на эстраде. Желтая кофта сыграла роль красной тряпки.

И в 22 года этот скоморох, автор небольшого числа стихотворений, с треском провалившейся в Петербурге трагедии «Владимир Маяковский», предъявляет поэму «Облако в штанах» - подлинный лирический шедевр новой поэзии.

... Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:

- Послушайте!

Звучит грамзапись стихотворения с голосом Маяковского, затем в чтении Е. Киндинова.

III. Добровольный уход из жизни - всегда загадка...

Звучит стихотворение «Сергею Есенину». (Учитель или подготовленный ученик.)

Маяковского привели к смерти обстоятельства. А обстоятельства создают жизнь и люди. Обстоятельства толкнули его к роковому шагу. «У меня выхода нет», - сказано в предсмертном письме.

Что же это за обстоятельства?

«Любовная лодка»: Л. Брик - «любви пришел каюк», Т. Яковлева - 1928 год. Париж. «Я ж навек любовью ранен: еле- еле волочусь».

Не получил визу. Недоверие поэту?

Кризис в «Лефе». Создание «Рефа», вступление в РАПГ1.

Выставка «20 лет работы».

Атака на «Баню» (вместо «борьбы с бюрократизмом появилась борьба с пролетарским государством»).

Отношения с Вероникой Полонской.

Поэт сделал свой трагический выбор, но многие десятилетия спустя все новые и новые читатели открывают томик его стихов и слышат: «... разрешите представиться - Маяковский».

Домашнее задание. Прочитать поэму «Облако в штанах», стихотворения «Послушайте!», «Нате!», «Вам!», «Дешевая распродажа», «Мама и убитый немцами вечер»; разобраться в содержании, высказать свое отношение; ответить на вопрос: «Каким предстал перед вами Маяковский в этих дооктябрьских произведениях?».

Р. S. Следующий урок-беседа-размышления начнется с вопросов:

1. Что вам больше всего запомнилось о Маяковском после первого урока?

2. Захотелось ли (честно) открыть страницы его стихов. Почему?

3. Какое из прочитанных стихотворений запоминается, впечатляет?

4. Какие строчки хотелось бы процитировать?

Похожие статьи:

Литературно-музыкальная композиция, 9 класс. Конспект по литературе

Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»

Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина

Интегрированный урок литературы и музыки в 10 классе

Литературные чтения, 5 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!