Обучение сочинению школьников 7-9 классов. «Бином фантазии»
Автор: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
Название: Обучение сочинению школьников 7-9 классов. «Бином фантазии»
Описание работы: В данной публикации представлено заседание литературного кружка «Серебряное пёрышко», на котором проводилась работа по обучению школьников написанию сочинений. Ребята говорили о качествах хорошей речи и разных приёмах овладения творческими миниатюрами. Методические рекомендации могут заинтересовать педагогов 7-9 классов для работы над созданием разных текстов как на уроках литературы, РКО, так и во внеклассной деятельности.
Цель: обучение школьников 7-9 классов написанию сочинений.
Задачи: 1) развивать творческий потенциал учащихся по литературе и РКО;
2) формировать представление детей о качествах хорошей речи средствами предмета;
3) способствовать развитию познавательной активности учащихся в области литературоведческих дисциплин.
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о качествах хорошей речи, научимся писать сочинения-миниатюры, используя разные приёмы и методы работы над прозаическими текстами. Как вы думаете, для чего человеку нужна хорошо оформленная речь?
Ученик: У каждого из нас есть свой стиль и манера общения друг с другом. Иногда ребята говорят примитивно. Их словарный запас скуден и сводится к нескольким простым предложениям. Такая речь вряд ли может считаться богатой, так как она лишена сложных синтаксических конструкций, в ней нет и различных смысловых оттенков интонации.
Ученица:
Согласна, мне вспоминается героиня из произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка – «людоедочка». В её лексиконе было всего лишь тридцать слов. Как же она могла вообще поддерживать беседу и выглядеть начитанной? Я не хочу быть похожей на такой литературный персонаж, а ведь писатели этот образ подсмотрели в жизни!
Учитель: Вы правы, ребята, по нашим высказываниям многое можно сказать о человеке. Для того, чтобы сделать нашу речь красивой, надо научиться владеть всеми богатствами языка. Представьте, что у художника было бы всего три цвета в палитре, какие бы картины у него получились? А музыкант?
Вместо семи нот у него, к примеру, было бы только две, какая скучная музыка звучала бы из его рояля? Так и у любого говорящего или пишущего человека: бедный словарный запас ведёт к скудоумию и низкому интеллекту. Другими словами, богатство речи - главное её качество наряду с точностью, логичностью, чистотой и уместностью. Ребята, а как вы считаете, помогают ли нам в этом вопросе словари?
Ученик: Конечно, ведь в «Словарь современного русского литературного языка» включено сто двадцать тысяч четыреста восемьдесят слов, а в четырёхтомнике Владимира Ивановича Даля - двести тысяч! Можно этот полезный список продолжить, но главное, я думаю, в том, чтобы у каждого из нас, если мы хотим считать себя образованными людьми, в запасе было не менее десяти-двенадцати тысяч слов.
Учитель: Молодец, любой здравомыслящий человек не должен забывать, что «встречают» не только по одёжке, большую роль играет «словесная оболочка речи» Это и есть «одёжка для слова». Но помните, провожают-то всё равно «по уму». Я хочу предложить вам исправить предложения, которые я взяла из некоторых ваших сочинений. Вот послушайте:
«Хлестаков авторучкой стал писать письмо Тряпичкину». Какая здесь ошибка, поясните?
Ученик: Я думаю, что автор этого предложения забыл, что во времена Хлестакова не было таких ручек, а писали перьями. Следовательно, это искажение факта-историческая неточность.
Учитель: Верно, фактические ошибки очень часто встречаются в сочинениях ребят. Ещё такие неточности называют фоновыми. А как вы исправите эту фразу: «велик могучим русский языка»
Ученица: Это ошибка грамматическая. Вероятно, писавший забыл способы управления и согласования слов. Нужно сказать: «велик могучий русский язык» или «великий могучий русский язык». Всё зависит от авторской задачи речи.
Учитель: Правильно, иногда вы пытаетесь высказаться красиво, а получается вот что: молодая девушка, очень прекрасная, поправляла волосы, развевавшиеся на ветру. Где, по-вашему, ошибка?
Ученик: Это ошибка речи. Нельзя употреблять слова, которые взаимоисключают друг друга. Получается плеоназм. Следовало написать либо «очень красивая», либо оставить одно слово «прекрасная» Приставка «пре» уже подразумевает «очень» Когда я учился в 5 классе, в одном из сочинений написал: «В этой повести повествуется…» Уже потом мне объяснили, что не стоит близко друг к другу использовать в речи однокоренные слова, получится тавтология.
Учитель: Да, с речевыми ошибками мы встречаемся в работах очень часто. Иногда мне приходится читать и бессвязные тексты, лишённые логики, полные так называемых слов-паразитов, типа, ну, значит, это. как его... Поэтому, не стоит, ребята, забывать о правильности как устной, так и письменной речи. А умение говорить приходит к нам постепенно.Надо только научиться прислушиваться к звучанию слов, стараться находить их пёстрые образы в большом океане разноцветной речи.
Однако главное условие речи – её уместность, коммуникативная целесообразность. Кроме того, в сочинениях нельзя обойтись и без средств выразительности. Выразительной называют такую речь, которая построена образно, она привлекает внимание читающего набором разнообразных тропов, оборотов, вызывая интерес слушателя. Хотите научиться писать нескушные сочинения? Тогда я познакомлю вас с очень своеобразным приёмом, которым пользовался Джанни Родари, известный писатель. Секрет его обучения заключался в том, что он брал в работу слова, никак не связанные друг с другом, скорее, наоборот, далёкие по смыслу. Получался некий «бином фантазии» Попробуем? Возьмите, к примеру, слова «черепаха» и «самолёт». Напишите рассказ, соединив эти два предмета так, чтобы получилось сочинение.
«Бином фантазии. Черепаха - самолёт»
«Жила-была черепаха. Она мечтала быстро бегать или даже летать. Получалось у неё это занятие, к сожалению, только во сне. Черепаха пыталась подпрыгивать, мысленно рассчитывала свой шаг, пыхтела, что было силы, но результата не было видно ни капельки…Как-то раз черепаха увидела высоко в небе самолёт, парящий, как птица. Грусти нашей медлительной леди не было предела.
-Как же быть? Что предпринять? Неужели мне всю жизнь плестись в хвосте?- так думала черепаха, гдядя в безоблачное небо, где парил самолёт, словно хвастаясь крыльями и дразня расстроенную черепашку. Наблюдая за самолётом, любопытная черепаха дождалась того счастливого момента, когда шустрый самолётик приземлился неподалёку от неё. Хитрая бестия воспользовалась удачным моментом, чтобы осуществить свой замысел. Она тихонько забралась внутрь кабины самолёта, оставаясь незамеченной. Вскоре серебристый лайнер взлетел высоко-высоко в небесную высь.
Прошло немного времени, страх высоты исчез, и наша маленькая путешественница выглянула в окошко иллюминатора: незабываемая картина открылась её взору! Как красива сверху земля! Черепаха вдруг подумала: «Если бы не моя хитрость и ловкость, я бы никогда не увидела такой дивной картины с высоты птичьего полёта!» Вот так закончилась эта удивительная история, в которой черепаха осуществила свою давнюю мечту!»
Учитель: Молодцы, ребята! Мне понравился ваш бином фантазии. Используя средства выразительности, вам удалось создать интересную историю черепахи –путешественницы. Надеюсь, что этот приём от мастера вы будете с пользой применять для успешного написания сочинений. В качестве домашнего задания возьмите бином фантазии «экскаватор-зеркало». Начало может быть таким:«Когда рассвело, и в окнах домов стали появляться заспанные лица жителей, новенький экскаватор получил дозаправку и отправился на строительный объект. Вдруг по пути следования машины оказались зеркальные витрины магазина. Одно из зеркал заговорило: «И куда ты это собрался? Ну-ка посмотри на себя, какой же ты грязный! Я не могу пропустить тебя на работу…»
А чем закончилась эта фантастическая история, допишите сами, дорогие друзья! Я надеюсь, что вам было интересно, и вы с пользой провели заседание нашего литературного кружка. Можете научить этому приёму своих младших братьев и сестёр, когда сами овладеете им в совершенстве. До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие ко Дню космонавтики для школьников 4-7 класса
Методические рекомендации по литературе в работе над средствами выразительности речи. Рождение метаф
Работа с текстом на уроках литературы. Из опыта работы