Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Работа с текстом на уроках литературы. Из опыта работы

Работа с текстом на уроках литературы. Методические рекомендации
Аннотация. Данная работа может быть полезна учителям литературы, которые испытывают трудности при организации работы с текстом. Кроме теоретических рекомендаций в ней предлагаются конкретные примеры, их можно использовать на уроках литературы в 5 – 11 классах. Предлагаются активные формы, которые будут способствовать формированию интереса к чтению.

1. Организация работы с текстом
«Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.
Возможность художественного текста исключительна: текст сам по себе стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в работе с любым материалом необходим инструмент, чтобы мысль была верной, суждения обоснованными, чувства адекватными. Этого можно добиться только тогда, когда учащиеся на уроке не только, и не столько, зрители и слушатели, а исследователи, добывающие знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей, а путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения - помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого предложения. Главное - уважение к ученику; воспитание толерантности (твое мнение для меня важно).
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Учащихся необходимо учить навыкам смыслового чтения, цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на предмет литература. В то же время надо учесть, что развивают творческую активность, стимулируют интерес учащихся к предмету разные виды работы с текстом.
Какие же формы организации работы с текстом помогают решить эти проблемы? Из изученной литературы я отобрала следующие (я их частично тоже использую, мне они близки):
1. Чтение с остановками (читаю - думаю – рассуждаю).(Хороший пример применения этого приёма я нашла у Л.В.Бокчаниной в её статье «Продуктивные работы с текстом. Уроки по изучению рассказа А.Толстого «Русский характер» и К.Г.Паустовского «Телеграмма» с использованием технологии критического мышления). Это происходит на стадии осмысления. Именно на этом этапе решаются следующие задачи:
• Осуществляется контакт с текстом.
• Акцентируется внимание на поиск ответов на возникшие вопросы.
• Сопоставляется информация с уже имеющимися знаниями.
• Обращается внимание на неясности.

2. Диалог с текстом (взаимодействие «читатель-текст»). Можно выделить следующие структурные элементы такого урока:
1. На пороге текста.
2. «Погружение» в текст.
3. После чтения.
3. Наблюдения за тем, как выдающиеся мастера слова работают над языком своих произведений, тщательно отбирая слова, языковые конструкции. Например, в 6 классе сопоставительный анализ чернового варианта и окончательного текста стихотворения Пушкина «Узник» наглядно показывает детям суть процесса совершенствования художественного текста.

2. Приёмы работы с текстом на уроках литературы
Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов;
- характеристика литературного героя;
- написание отзыва о произведении;
- написание сочинения.
Традиционные приемы работы с текстом на уроках литературы:
1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. В содержание работы входит подбор заголовка текста, выбор названия из ряда предложенных, сравнение заглавий текста; определение темы, основной мысли, анализ его композиционного оформления; составление плана; определение способа соединения предложений и частей текста. Особое внимание уделяется определению функционального стиля, жанра, типа текста, а также анализу языковых средств и выявлению их роли в передаче содержания.
В своем первоначальном значении слово анализ означает один из возможных путей познания вещей и явлений. Такой путь познания, при котором происходит разложение исследуемого предмета на составные части. Однако художественное произведение обладает непременным качеством цельности. Поэтому всякий анализ уже по самой своей природе должен быть целостным анализом. «Литературный анализ – это только такой разбор по частям, деталям, который приводит к углубленному прочтению произведения. Мысль художника никогда не лежит на поверхности, и очень часто она как бы «запрятана» в произведении. Анализируя текст, мы и стремимся проникнуть в мир, созданный писателем. Анализ призван объяснить неясное, открывать неоткрытое. И те малые или большие открытия, которые делаются в процессе анализа, всегда должны быть связаны с целым. Анализируя произведение, мы одновременно и уходим от целого, и постоянно помним о нем».[
Анализ художественного произведения ставит в общем-то два вопроса: «Что?» и «Как?». Что?» – это не только тема произведения, но и его проблемы, его место в историческом и литературном контексте. «Как?» – это художественная система произведения. По определению Ю.М. Лотмана – «органический художественный мир, части которого живут и получают силу лишь в соотношении с целым». Самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста дает возможность обучающимся воспринимать его как знаковую систему, художественное произведение – как систему образования, видеть способы создания художественного образа, испытать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпритации художественного текста. Выходит, постижение литературного произведения – это своеобразная увлекательная игра, в которую школьников надо научить играть. Анализируя художественное произведение, обучающиеся должны знать следующие неиспоримые истины:
- в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ;
- то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами всеми происходит каждый день;
- любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация;
- непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать.
У Иннокентия Анненского есть такое высказывание: «Чем сильнее ум, тем становится он смелее и тем больше хочет свободы, а такая свобода может проявиться именно … в области неразгаданных и таинственных явлений и отношений».
Задумываясь над поэтикой названия, времени, пространства, разгадывая тайну имен героев, чисел, каких-то деталей, цвета и т.д., читатель начинает понимать, что в тексте существуют законы, которые объединяют обычные слова в нечто целое и целесообразное, в искусстве слова. Да и данное произведение чаще всего существует не просто само по себе, оно может быть соотнесено с другими текстами как русской, так и мировой литературы. Задача учителя состоит в том, чтобы научить юных читателей бродить по лабиринту произведения, натыкаться на всякие тайны, загадки, ставить вопросы и находить на них ответы. Многие обучающиеся во время такой работы делают для себя настоящие открытия. Такую работу лучше проводить на небольших рассказах А. Чехова, Л. Андреева, Б.Зайцева, С. Городецкого, А. Грина, В. Набокова.
Из одной статьи учителя:
«Однажды прочитала у Набокова: «Я…люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями». Это высказывание писателя показалось мне интересным. Я решилась предложить обучающимся работу по разгадке нескольких набоковских текстов. Остановлюсь коротко на том, как проходила в 11 классе работа по анализу рассказа Владимира Набокова «Рождество». Первый вопрос, который обращен к классу, связан с названием произведения. Почему рассказ назван «Рождество»? Ребята думают над тем, что это: просто фон, на котором происходит действие, или есть прямое сопоставление с Рождеством Христовым? Что общего между тем, что есть в рассказе и Рождеством Христовым? Что и кто родился в эту ночь?
В сочельник, накануне чудесного праздника родилась из казалось бы мертвой куколки громадная бабочка, «индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея». Фонари Бомбея, что это? Зачем они в рассказе? Случайность? Это свет в ночи, возможно, это символ рождественской звезды, предвещающий чудо! И чудо произошло, ибо в это время не только бабочка появилась на свет, но заново родился герой рассказа Слепцов. Вероятно, следующим вопросом, который должен возникнуть, будет такой: почему фамилия отца умершего мальчика Слепцов? Чтобы убедиться в том, что фамилия Слепцов здесь неслучайна, необходимо повнимательней вчитаться в текст. Не встретится ли нам еще слово с данным корнем, с данным значением? Оказывается, есть. «Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал по прямой, единственно расчищенной тропе в эту слепительную глубь…», «за легким серебряным туманом деревьев…слепо сиял церковный крест». Какая-то завеса, пелена, туман, которые слепят, не дают возможность видеть. Так и Слепцов. Да, он ослеп от горя, от слез, потери самого дорогого существа, он ничего и никого не хочет видеть, замечать. Он удивляется, что еще жив, но уже принимает решение, что умрет и сегодня же. «Смерть, – тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение». И вдруг…чудо! Вылупилась бабочка. Вместо смерти оказалось рождение новой жизни от тепла. И Слепцов воскресает, вновь рождается, он узнает нечто новое о своем сыне из дневника, о первой детской любви… Герой рассказа прозревает. Как бы раскрываются его глаза, спадает пелена, он возрождается, появляется новое видение, жизнь торжествует над смертью. Но так уже было в классической литературе. Достаточно вспомнить Л.Н. Толстого, его Андрея Болконского в двух эпизодах встречи с дубом… После ночи в Отрадном перед нами уже другой Андрей. В набоковском рассказе чудо происходит на Рождество, обретая ощущение счастья, хотя и «робкого, почти человеческого». Тепло помогло рождению бабочки. Но ведь и Слепцову тоже. Ведь Иван, слуга, жарко натопил «плюшевую» гостиную. Он же поставил аршинную елку в глиняном горшке. Что это, кощунство? Напомнить о празднике, когда у человека горе, когда не хочется жить? Но ведь вспомнить, что герой рассказа еще совсем недавно сидел в нежилом углу, на плюшевом стуле, на котором не сидел никогда, сидел, словно в приемной у доктора. Он болен, ему плохо, он нуждается в помощи. И вот она, елка, напоминающая, что завтра Рождество. Она, как сказал Иван, «зеленая». Зеленый цвет – цвет лета. В промозглую, промерзшую действительность врывается частичка лета, тепла, а тут еще и бабочка родилась в тепле, должен оттаять и наш герой. Действие происходит зимой, но внутри рассказа, в воспоминаниях даны картины лета, совсем недавнего счастья, когда он, сын, был жив. Интересно обратить внимание ребят на контраст: лето-зима, почему последняя запись в дневнике сына сделана осенью? Упоминается бабочка траурница, которая появляется в конце лета. Что это? Символ смерти? Несчастье неизбежно? Предчувствие смерти? Умирание природы? А ведь в дневнике мальчика грустный мотив расставания. Первое серьезное переживания мальчика, прощание с любимой, таинственной незнакомкой. Какое-то пограничное состояние. Остановимся на поэтике пространства. Обучающимся задается вопрос: внимательно перечитать, посмотреть, сделать вывод, где происходит действие? Действие происходит в нескольких разных пространствах, и это закономерно.
Маленький теплый флигель – место, где произошло чудо рождения экзотической бабочки, где ставится зеленая небольшая елка, где заботливый молчаливый слуга, где прозревает герой рассказа, где живет память о сыне, возвращается постепенно робкое ощущение счастья. Это родное, близкое, жизненное пространство. Холодный «главный дом, где жили летом», но сейчас там все нежилое, чуждое пространство, тревожное. «Мебель в саванах (символ смерти), люстра в «незвенящем мешке». Там дыхание смерти. Двор, в котором под снегом еще хранятся следы от сандалий сына, примятая им трава. Мосток. Там, под снегом, недавняя летняя жизнь. Погост – смерть, отчужденность. Здесь «Слепцов был еще дальше от сына…». Деревня на том берегу живет своей жизнью, топятся печки, розовый дым, рубятся дрова – это торжество жизни! Петербург – чужое пространство, там умер сын, там никогда не бывает Рождества, там другой праздник… Ему противопоставляется летняя деревня, дача, радость, тепло».

Проводится работа по определению того, какие и почему цвета используются в рассказе; какие звуки даны в рассказе и почему? Сравнить?
«Весело выстрелила под ногой пословица». «Словно хряснула» дверь. (Связано с флигелем, утром…) «Дверь с тяжелым рыданием раскрылась».
«Паркетные полы тревожно трещали» – большой холодный дом вечером.
Состояние человека к вечеру ухудшалось, горе обострилось, вечером Слепцов сурово затосковал. Именно здесь приходят мысли о смерти. В ходе анализа выясняется, почему рассказ разделен на четыре части, почему у сына нет имени, почему у Слепцова каракулевый колпак, почему мальчик сделал такой рисунок, почему Слепцов во флигель принес коробку с коконом, а не коллекцию бабочек и т.д.
Анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить. Это все способствует к постижению крупных произведений. Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.
2. Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).
3. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
4. Работа с текстами-миниатюрами на уроках русского языка, когда ученики через восприятие и понимание текста идут к созданию собственного высказывания. Заключительный этап работы с текстом– создание своего сочинения. Примеры таких уроков мы можем найти в работах О.Н. Лёвушкиной

Рекомендуем посмотреть:

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Сценарий Урок литературы в 7 классе II вида О происхождении фразеологизмов Утренняя звезда Байрона. История любви выдающегося поэта

Похожие статьи:

Литературные чтения, 5 класс

Урок литературы, 11 класс. Маяковский: жизнь и творчество

Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина

Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»

Литературно-музыкальная композиция, 9 класс. Конспект по литературе

Сценарий школьного спектакля по произведению «Маленький принц»
Опубликовано: 1156 дней назад (22 сентября 2021)
Просмотров: 1783
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!