Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Зимняя сокровищница»

Конкурсная познавательная программа по экологии для школьников 5-6 класса

Сценарий конкурсно-познавательной программы «Экологическое ассорти», 5-6 класс

Предварительная работа с детьми: поездка в краеведческий музей, знакомство с природой родного края, систематические наблюдения в природе, чтение природоведческой литературы, экскурсии и целевые прогулки в природу.

Объявление о предстоящем мероприятии в следующей форме:

«Всем! Всем! Всем! Только у нас вы можете стать победителями игры «Экологическое ассорти». Для этого предлагается повторить все то, что вы знаете о жизни растений, зверей, птиц и насекомых. Место проведения... Время... Спешите выиграть!»

Оформление: изображения птиц, цветов, животных, насекомых; 2 столика для команд, 1 столик для ведущей, лототрон или диск из 6 секторов, каждый из которых с 5 делениями. На столе ведущего 6 конвертов разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого, белого, черного. В них карточки с вопросами, причем цвет конверта определяет цвет сектора:

зеленый - о растениях;

красный - о животных;

синий - о птицах;

желтый - о насекомых;

белый - вопросы-фотозагадки, вопросы-иллюстрации, вопросы-рисунки;

черный - экологические ситуации.

2 кубика: один - с номером вопроса, другой - с цветом сектора.

Ведущий. Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». В ней примут участие ученики 3 и 4 классов. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она как никогда сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать. Итак, мы начинаем игру, которая будет состоять из 3 этапов. На 1-м этапе вы будете отвечать на вопросы, посовещавшись 30 с. Какой вопрос вам достанется, будет зависеть от того, как вы бросите кубики. Номер и цветовая грань кубиков определяет ваш вопрос. За каждый правильный ответ команда получит 1 очко.

Начинаем 1 этап. Любой из вашей команды бросает кубики и достает карточку. Отвечают на 5 вопросов та и другая команды.

На 2-м этапе вопросы будут задавать каждому участнику отдельно, совещаться нельзя. Команда-соперница сама достает любой вопрос конкретному члену другой команды.

На 3-м этапе за одну минуту нужно ответить на большее количество вопросов. Если вы не знаете ответ, говорите: «Не знаю», - и тогда может ответить кто-то один из команды. На сколько вопросов ответите, столько получите очков.

Вопросы зеленому сектору:

1. Назвать пословицы и поговорки о лесе. («Много леса - не губи, нет леса - посади», «Лес зимой согревает, летом прохладу дает, осенью накормит». И т. д.)

2. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет. (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец — столько лет.)

3. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)

4. Какие деревья нашего пришкольного участка и зимой остаются зелеными? (Ель, сосна, туя.)

5. Дерево - символ нашей Родины. (Береза.)

6. Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать-и- мачеха, подорожник, душица, мята и др.)

7. Какие лекарственные цветы в нашем уголке природы вы знаете, как можно их применить?

8. Самое сладкое дерево на нашем пришкольном участке. (Липа.)

9. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)

10. Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. (Волчье лыко, вороний глаз.)

Вопросы синему сектору:

1. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой.)

2. Пингвин птица или нет? (Да.)

3. Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (Кукушка.)

4. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет.)

5. Почему снегиря так назвали? (Прилетают с первым снегом.)

6. Где зимой и осенью спят вороны? (В садах, в рощах.)

7. С прилетом каких птиц, считаем мы, начинается весна? (Грачей.)

8. Загадать загадку о птице.

9. Пропеть куплет песни, в которой поется о птицах.

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Вопросы красному сектору:

1. Какие животные живут в наших лесах?

2. Загадать не меньше трех загадок про животных.

3. Кто меняет шубу 2 раза в год? (Лиса, белка, заяц.)

4. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

5. Назовите животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь.)

6. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает.)

7. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь.)

8. Каких зайцев называют листопадничками? (Которые родятся осенью, в листопад.)

9. Какие животные спят зимой? (Медведь, еж.)

10. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катится кубарем.)

Вопросы белому сектору:

1. Назовите правила друзей природы. (Например, нельзя разорять птичьих гнезд; уносить лесных животных домой; ловить насекомых, бабочек и др.)

2. Фотография-загадка: какое время года изображено на картинке? (Весна.)

3. Фотография-загадка: какое время года изображено на картинке? (Осень.)

4. Что неправильно художник нарисовал в картине о лете?

5. С какого дерева лист?

6. С какого дерева шишка?

7. Фотография-загадка: какое животное изображено на картине? (Лось.)

8. Угадайте на вкус. (Лесные дары.)

Вопросы желтому сектору:

1. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником. (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.)

2. Куда осенью деваются бабочки? (Большинство гибнет с холодами. Некоторые прячутся в щели, под кору, и там зимуют.)

3. Почему насекомых так называют? (От слова «насекать» - у них на брюшке насечки.)

4. Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю.)

5. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекозы.)

6. Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нос садится. (Муха.)

7. У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

8. Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница.)

9. Не зверь, не птица,

Нос как спица.

Летит - кричит,

Сядет - молчит. (Комар.)

10. Два рога - а не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит - так воет,

Сядет - землю роет. (Жук.)

Вопросы черному сектору (ситуации):

1. Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.

- Давайте посмотрим, что внутри муравейного домика, - сказал Алеша.

- Давайте, - с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...»

Вопрос: Что сказали бы муравьи?

2. На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котенка. И вот теперь у нее появился новый друг - щенок по кличке «Верный». Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице».

Вопрос: Правильно ли поступила девочка?

3. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь? - спросила старушка.

- Пчел прогоняю, они цветы жалят.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами: «А я и не знал об этом».

Вопрос: Что рассказала Олегу старушка?

4. Идя на экскурсию в лес, ребята увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

Ответ: Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемненном месте.

5. Сережа рассказал: когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет.

6. Телеграмма:

«Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели земле - на 2 метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь - их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.

Ваш дятел».

7. Телеграмма:

«Мы - первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это - очень больно, когда тебя ломают. Очень!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».

Какие ответы вы пошлете на эти телеграммы? Какую помощь можете оказать?

Блицтурнир

1. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных.)

2. У кого самый чуткий «нос»? (У бабочки.)

3. Какой лесной низкорослый кустарник не знает листопада? (Клюква, брусника, вереск.)

4. Месяц весенних первоцветов. (Апрель.)

5. Чемпион по скорости роста среди деревьев. (Эвкалипт.)

6. Какая однолетняя трава выше двора? (Хмель.)

7. Назовите грибы-подснежники. (Строчки, сморчки.)

8. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)

9. На следах каких хищных зверей нет когтей? (Рысь.)

10. Кто может пить ногой? (Лягушка.)

11. Для чего птице хвост? (Управлять полетом, держаться на деревьях.)

12. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц.)

13. Название какого растения говорит о том, где оно живет? (Подорожник.)

14. Разноцветные грибы. (Сыроежки.)

15. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)

16. С какого дня по народному календарю начинается осень? (C 21.09)

17. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клен.)

18. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)

19. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок.)

20. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

21. Что используют пчелы для строительства сот? (Слюну.)

22. Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)

23. Каких насекомых зовут как животных? (Жуки: олень, носорог, коровка.)

24. Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасом жира.) Подведение итогов.

Ведущий. Дорогие ребята! Мне очень приятно было встретиться с вами, я рада, что вы приняли участие в этой игре. Проигравших в ней нет, в выигрыше все. Надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать ее. Наша игра показала, что вы много знаете, и наша задача - расширить эти знания, но главное - воспитать бережное отношение к природе. Спасибо за участие! До новых встреч.

Награждение победителей.

Автор: С. Л. Виноградова

Похожие статьи:

Мероприятие о воде для школьников 5-7 класса

Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс

Экологическая «Сказка о рыбаке и рыбке» на новый лад. Сценарий по ролям

Игра по экологии для 10-11 класса

Ролевая экологическая игра для школьников, 9 - 11 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!