Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Мероприятие о воде для школьников 5-7 класса

Конспект внеклассного мероприятия по экологии «Все о воде», 5-7 классы

Вода - самое необыкновенное вещество в мире.

И. В. Петрянов-Соколов

Оборудование: плакаты с лозунгами о воде; схема очистки воды; карта мира (или глобус); плакат «Основные загрязнители водоемов»; плакат по маркировке питьевой воды; кассеты с шумом океана, горного ручья.

За 2-3 недели до мероприятия поставить опыт «Влияние минеральных удобрений на водную экосистему».

Ведущий. Давайте взглянем на карту. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится всего около 1/3 территории, а остальное - вода. Правильнее было бы назвать планету «Вода»!

Когда-то давно в этой воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде. Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать.

В это верится с трудом, возможно ли такое!? Это на нашей- то планете, где чуть ли не каждую неделю бывают страшные наводнения, когда вдруг разливаются реки, когда с небес низвергаются миллионы кубометров воды, когда в этой воде буквально захлёбываются люди! Но беда в том, что вода распространена на нашей планете крайне неравномерно - где густо, а где пусто.

Итак, что же такое вода и какую роль она играет?

I. Диалог двух учащихся.

Необычные вопросы об обычной воде.

1. Что такое обыкновенная вода?

Такой воды нигде в мире нет. Вода дождя отличается от воды озера и не похожа на морскую.

2. Сколько молекул воды в океане?

Одна. И этот ответ - не шутка. Благодаря своеобразному строению отдельные молекулы взаимодействуют между собой, образуя водородные связи. Таким образом, все молекулы воды оказываются связанными в единую сетку - в одну гигантскую молекулу.

3. При какой температуре вода должна кипеть?

Свойства любого вещества зависят от природы образующих его элементов, то есть от их положения в Периодической системе химических элементов Менделеева. Вода и здесь поразительное исключение. Благодаря очень малому радиусу протона водорода силы взаимодействия между ее молекулами столь велики, что разделить их очень трудно, поэтому вода кипит и плавится при аномально высоких температурах.

4. При какой температуре вода должна замерзать?

Оказывается, гидрид кислорода должен был бы замерзать при температуре -100° С, а не при 0° С, как происходит в действительности.

5. Полагается ли воде быть на Земле жидкой или твердой?

Нет, не полагается. Нормальным состоянием должно быть газообразное, если бы не все те же водородные связи.

6. Может ли вода гореть?

Может. Вода неплохо горит в атмосфере фтора.

7. Сколько тепла нужно, чтобы нагреть воду?

Очень много. Больше, чем для нагревания равного количества другого вещества. Чтобы нагреть 1 г воды на 1°С, необходимо 4,2 кДж - это вдвое больше, чем теплоемкость любого другого вещества.

Кстати, вода - это великий распределитель тепла на Земле. Нагретая Солнцем в районе экватора, она переносит тепло в 59

Мировом океане гигантскими потоками морских течений в далекие полярные области, где жизнь возможна только благодаря удивительной особенности воды.

8. Почему в море вода соленая?

Благодаря высокой диэлектрической способности вода - один из самых сильных растворителей. Она способна растворить любую горную породу на земной поверхности.

Ручьи, реки несут растворимые соли в океан, вода испаряется, а соли остаются в морях и океанах.

9. Что мокрее воды?

Большинство жидкостей гораздо «мокрее» воды. Вода с трудом смачивает металлы, не смачивает жирные поверхности, парафин. А вот спирт и керосин хорошо смачивают любые поверхности. Это связано с тем, что силы взаимодействия между молекулами воды очень велики, и вода собирается в капли там, где все другие жидкости растекаются.

10. А что такое «скользкая» вода?

При растворении в воде некоторых примесей (например, полиэтиленоксида) она становится «скользкой» и течет по трубам втрое быстрее. Такую воду применяют при тушении пожаров.

11. Какую форму имеет вода?

Форму шара, но форма на Земле искажается земным притяжением. В космосе - шар.

12. Может ли вода течь вверх?

Да. Всегда и везде. Например, в почве только благодаря этому возможно земледелие. Вода поднимается вверх по капиллярам растений, по полотенцу и т. д.

13. Много ли на Земле воды?

16 млрд куб. км. В мире в год используется 600 куб. км воды, 150 куб. км теряется безвозвратно, 450 куб. км отработанной сточной воды поступает обратно в водоемы, загрязняя их. Водный кризис угрожает человечеству не потому, что на Земле не не хватает воды, а потому, что человек своей деятельностью загрязняет и портит огромное количество воды.

14. Значит, воду надо беречь?

Да! На свете нет ничего более драгоценного, чем чудесная жидкость - самая обыкновенная чистая вода. Без нее нет и не может быть жизни.

II. Лекция.

1. Необычное об обычной воде.

Вода - источник всего во Вселенной.

Гераклит

Безгранично многообразие жизни на нашей планете, но жизнь есть только там, где есть вода. И нет живого существа, которое могло бы обойтись без воды. Среди невообразимого множества веществ вода занимает совершенно особое, исключительное место.

Можно смело утверждать, что «человек существует благодаря наполняющей его воде». В организме человека массой 65 кг содержится 40 л воды. Человеческий мозг содержит 89 % воды, кровь - 90 %, мышцы - 70 %, кости - 20 %. Особенно богаты водой ткани молодого организма. Ученые считают, что одна из причин старения человеческого организма - понижение способности белков связывать воду.

За всю жизнь человек поглощает в среднем 25 т воды, в сутки - 2,5 л. И не зря. Леонардо да Винчи сказал: «Живой организм - это одушевленная вода». Без пищи человек живет несколько недель, а без воды погибнет через несколько суток. Потеря 20-25 % воды для организма смертельна.

Отсюда нетрудно сделать вывод, какое значение для человека имеет качество получаемой им воды.

Каждый седьмой европеец не имеет доступа к безопасной воде. Европейская экономическая комиссия ООН и Всемирная организация здравоохранения уделяют большое внимание кризисной ситуации в водоснабжении и состоянии здоровья европейцев. (Лондон, июнь 1999 г.).

В России половина населения пользуется водой, которая не соответствует стандартам качества. Холера, брюшной тиф и гепатит А - болезни, непосредственно связанные с качеством воды, и не только в Европе средних веков. Албания (1994 г.) - 25 человек погибли от холеры, выпив зараженную воду. Таджикистан (1996 г.), 4 тысячи случаев брюшного тифа. За 10 лет в Европе и Центральной Азии наблюдалось:

- 190 вспышек бактериальной дизентерии;

- 70 случаев гепатита А;

- 45 вспышек брюшного тифа, связанных с некачественной водой.

В Швеции за 10 лет от некачественной воды пострадало 27 тысяч человек.

Качество воды страдает и от сельскохозяйственной деятельности. В водные источники смываются с полей пестициды и удобрения. С водой человек получает 25 % суточной потребности химических веществ. И избыток, и регулярный недостаток того или иного химического элемента с необыкновенной легкостью может превращать друга, то есть воду, в заклятого врага. Еще с древности известно, что яд отличается от лекарства только дозировкой. Например:

- избыток хлорида натрия в количестве 1 г/л - болезнь сосудов;

- железо - составная часть гемоглобина; употребление воды с повышенным содержанием железа (0,3 г/л) увеличивает риск инфарктов и негативно влияет на репродуктивную функцию. Сухость кожи и зуд - это тоже «следы» избыточного железа;

- избыток меди поражает почки, печень;

- хром, свинец, кадмий, накапливаясь, способствуют развитию онкологических заболеваний;

- избыток алюминия угнетает нервную и иммунную системы организма детей;

- недостаток фтора влечёт разрушение зубов, то есть кариес; избыток фтора - зубы покрываются пятнами;

- при наличии в воде азотсодержащих соединений под воздействием нитратов в организме снижается артериальное давление.

А теперь поговорим о питьевой воде.

2. Питьевая вода и здоровье.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.

С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери

Завершился бурный и во многом переломный для человеческой цивилизации XX век. Столкнулись два плохо сочетаемых начала - интересы научно-технического прогресса и проблема сохранения среды обитания человека. И это в полной мере коснулось медико-экологических аспектов водных проблем.

Какая вода может безопасно удовлетворить жажду, оберегая не только здоровье, но и подчас саму жизнь?

Как ни грустно, но следует отметить: около 70 % предприятий коммунального водоснабжения потребителям, то есть нам, подают питьевую воду, по качеству не отвечающую требованиям государственных стандартов.

Питьевая вода тщательно очищается на специальных станциях, ее очищают от твердых примесей отстаиванием и фильтрацией через песок. Для того чтобы убить патогенные микроорганизмы, воду хлорируют. Хлор частично остается в воде. Когда мы берем водопроводную воду для приготовления пищи, хлор под воздействием высокой температуры, соприкасаясь с пищевыми продуктами, образует диоксиды - очень ядовитые вещества. Поэтому в каждой семье надо взять за правило отстаивать водопроводную воду в стеклянной посуде - 3-4 часа, и только после этого использовать для приготовления пищи. Двух 3-литровых банок достаточно для семьи из четырех человек (демонстрация банки). Банка должна быть обязательно открытой.

Потребность человека собственно в питьевой воде - 4—5 л в сутки. Поэтому частичное, а то и полное удовлетворение потребностей россиян в питьевой воде высокого качества может быть достигнуто за счет добычи и промышленного разлива подземных вод и их реализации в торговой сети.

В России сегодня 80 предприятий разливают в бутылки 50 млн литров питьевой воды в год, но этого мало. И экологически чистая столовая минеральная вода в больших количествах продолжает ввозиться из-за рубежа.

Требования к питьевой воде определяются: ГОСТ-2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством».

Контроль за тремя показателями - безвредность химического состава, минералогические показатели, радиологические показатели - должны соответствовать ЭЧПВ - экологически чистой питьевой воде).

В столовых минеральных водах сумма солей не должна превышать 1 г/л, нормируется содержание сульфатов, хлоридов, гидрокарбонатов кальция, магния и суммаррно натрия и калия. Россияне привыкли к «Боржоми», «Нарзану», «Ессентукам». В них соли составляют от 1 до 10 г на литр. Обычно их применяют по назначению врача. На бутылке указывают, при каких болезнях нужно пить минеральные воды. К лечебным относятся и воды, насыщенные биологически активными микроэлементами. Например, вода «Кардамон»: солей в ней мало, но много бора.

Многие виды минеральной воды отечественного производства газируют для придания вкуса. Производство минеральной воды должно быть стерильным. На российских предприятиях этого нет, поэтому в воду и добавляют углекислоту. Врачи рекомендуют пить воду из лечебных источников.

Мы привыкли, что повернув кран, всегда можем получить любое количество воды. Подсчитано, что на каждого жителя крупного города ежедневно тратится до 400 литров воды. Огромное количество воды требуется для промышленных целей:

- для выплавки 1 тонны чугуна - 300 м3;

- для выплавки 1 тонны никеля - 4000 м3;

- для получения 1 тонны капронового волокна - 5600 м3.

А сколько воды необходимо для выращивания с/х культур? Пресная вода, пригодная для использования, составляет лишь 2 %, причем 3/4 ее приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Вот почему 3/4 населения нашей планеты не обеспечены питьевой водой. Нехватку чистой воды ощущают в Югославии и Греции, в Германии и Дании, в Голландии и Гонконге. На привозной пресной воде существует целое государство - Алжир.

Но загрязнены не только пресные воды. Мировой океан также стал свалкой. Тур Хейердал во время путешествия по океану в течение сорока дней так и не увидел чистой воды.

Океан седой гудит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивает пятна

На седой разгневанной волне.

 

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

 

Мы давно «освоили» планету.

Широко шагает новый век...

На Земле уж белых пятен нету.

Черные сотрешь ли, человек?

Мы живем на одной из крупнейших рек Европы - Волге. Все ли благополучно на нашей Волге?

3. Волга.

Волга - крупнейшая река Европы, гордость России. Ее длина 3531 км. В Волжском бассейне находится 39 субъектов Российской Федерации, это 40 % населения страны, или 61 млн чел. Загрязнение окружающей среды в бассейне Волги в 3-5 раз выше, чем в среднем но стране. Сегодня не надо гадать, чей стон раздается над великой русской рекой, то стонет сама Волга. Изрытая вдоль и поперек, с загрязненной различными бытовыми и промышленными стоками водой, перетянутая плотинами гидростанций...

Любовь к русской красавице сегодня требует активных действий, мы все в ответе за каждую каплю волжской воды.

Событием мирового масштаба стал регулярно проходящий с 1999 года I международный научно-промышленный форум «Великие реки», проводимый в Нижнем Новгороде. Учитывая масштабность и уникальность экологических задач в программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна», участники форума обратились в ЮНЕСКО с просьбой об оказании помощи в этом проекте.

Где же выход?

1. Экономно расходовать воду. Во многих странах мира на предприятиях и в квартирах стоят счетчики воды. А у нас этого не было. Только в последние годы они появляются.

2. На всех предприятиях необходимо строить эффективные очистные сооружения.

3. Создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс грязной воды в водоемы. Даже одно это уже даст хороший результат, наши реки и озера станут чище, а население России - здоровее.

Людям нужно помнить, что вода - это жизнь. Пусть журчание лесного ручья напомнит нам, как прекрасна наша планета Земля и все, что есть на ней, и что всё это - наше общее достояние.

Звучит запись с шумом горного ручья, и читается стихотворение «Природа-мать».

Природа-мать, во тьме сомненья

От часа в час, от века в век,

Готовила венец творенья,

Тебя рождала, человек.

Даря тебе тепла улыбки,

Она тебя учила жить,

Жестоко мстила за ошибки,

Чтоб ты не смел их повторить.

Но вновь и вновь ты ошибался,

Хлестал ты землю, как хлыстом,

Ты разобраться не старался

В том, что ты бил.

Ты бил свой дом.

Хотелось бы закончить наше мероприятие словами из выступления на форуме: «Я вполне уверен, что наши русские воды не отомстят нам за те, так сказать, издевательства над ними, с которыми мы к ним пока относимся, и что они сторицей отплатят нам за малейшее внимание, с которым мы к ним отнесемся».

Похожие статьи:

Сценарий познавательной ролевой игры по экологии в школе, 6-8 класс

Игра викторина о животных с ответами для школьников 7 класса

Классный час в 5 классе. Правила поведения в экстремальных ситуациях

Экологическая «Сказка о рыбаке и рыбке» на новый лад. Сценарий по ролям

Конкурсная познавательная программа по экологии для школьников 5-6 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!