Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сценарий познавательной ролевой игры по экологии в школе, 6-8 класс

Внеклассное мероприятие по экологии «Суд над мусором», 6-8 классы

Тип мероприятия: познавательная ролевая игра.

Форма: имитация суда.

Цели:

- развитие познавательных интересов и кругозора учащихся в области экологии;

- формирование у учащихся гражданской позиции;

- воспитание чувства ответственности за судьбу Родины.

Педагогические возможности: игра развивает познавательные интересы и кругозор учащихся в области экологии; воспитывает чувство ответственности за судьбу Родины.

Действующие лица: судьи, стражники, прокурор, адвокат, подсудимый Мусор, свидетели обвинения, свидетели защиты.

Особенности костюмов и реквизита:

костюмирован Мусор;

судьи, прокурор - в мантиях и четырехугольных шляпах с кисточками;

охранники в военизированной форме с бутафорскими ружьями;

Бюргер - молодой человек, одетый в строгий, аккуратный деловой костюм;

Представитель власти - человек в деловом костюме, обязательно с папкой в руках;

финн - человек в рубашке и очень ярком галстуке;

герой «Национальная традиция» - одет в русский национальный костюм;

герой «Мечта ребенка» - девушка, одетая в яркое детское платье, с бантами на голове;

санитарный врач - одет в белый халат и шапочку.

Реквизит:

стол для суда, скамья для подсудимых, молоток для наведения тишины в зале, мольберт, указка, микрофоны.

Секретарь: Мы все с детства любим сказку-притчу «Маленький принц», но лишь немногие из нас способны узнать в этих самодовольных и бездеятельных людях, населяющих крошечные планеты-миры, самих себя. Призыв великого гражданина Вселенной Антуана де Сент- Экзюпери «встать, умыться и привести в порядок свою планету» до сих пор звучит актуально.

Мы решили привести в порядок ту крошечную часть планеты, на которой живем. Если нам кажется, что эту задачу решить нельзя, вспомним слова мудреца древности Плиния Старшего: «Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены...».

Сегодня мы поделимся с вами своими мыслями на тему: «Чистота в доме - чистота в душе».

Предлагаем вам стать присяжными заседателями импровизированного суда над мусором. Дерзнув осудить его словом, бороться с ним делом, мы очистим от хлама и дом свой и жизнь.

Итак, мы начинаем!

(Входит Мусор и садится на скамью подсудимых. Появляется Судья.)

Судья: Слушается дело по обвинению сэра Мусора, вина которого против человечества, разума и красоты состоит в том, что он превратил города в искусственных монстров, подобие зоопарков или аквариумов, где мало воздуха, пищи, жилья, зато много хлама. Люди вынуждены дышать воздухом, состоящим из углекислого газа, серы, ртути, свинца, нефти и радия. Их окружают высохшие и отравленные моря, озера и реки. Леса - либо сожжены, либо превращены в свалки. Звери и птицы обречены стать еще одной строчкой в «Красной Книге». Чума, тиф, холера - вечные спутники человеческой нечистоплотности вновь подняли свои зловонные головы. Все эти факторы ставят человеческую цивилизацию на край гибели. Вина подсудимого в ходе судебного процесса будет показана с участием прокурора или опровергнута с участием адвоката. Приступим к опросу свидетелей.

Секретарь: Приглашается свидетель «Мечта ребенка».

Прокурор: Скажите, свидетель, совпадает ли мечта детей о доме, в котором они хотели бы жить, с реальностью?

«Мечта»: Дети представляют себе в мыслях небольшие, но уютные и светлые дома на берегу реки, в окружении цветов и деревьев. Они хотят слушать пение птиц, а не рев моторов, дышать свежим воздухом, а не выхлопными газами.

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель «Суровая действительность».

Адвокат: Северный район начал застраиваться в 1973 году как «спальный» экологически чистый микрорайон. Расскажите суду о том, насколько удалось выполнить эти планы.

«Действительность»: Я располагаю данными социологического опроса учащихся гимназии № 2. На вопрос «Чисто ли в подъезде вашего дома?» ответило 672 ученика 1-10-х классов. Положительные ответы дали 117 корреспондентов, что составляет 17,4%. Также в социологическом опросе участвовало 184 жителя Северного района.

На вопрос о том, устраивает ли их санитарное состояние подъезда и двора, положительно ответили 45 человек (24,5%) о подъезде и 38 человек (20,7%) о дворе. (В ходе своей речи «Действительность» поднимает вверх таблички с цифрами. На слух они восприниматься не будут.)

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель «Власть» (в образе бюрократа).

Адвокат: Скажите, свидетель, как защищает закон право граждан на проживание в экологически чистой окружающей среде?

Власть: Безусловно, это право подтверждено Конституцией РФ, Жилищным Кодексом РФ, Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», Кодексом об административных правонарушениях.

Жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают высокий уровень обслуживания граждан, руководствуясь санитарными правилами содержания территорий населенных мест.

Глава Воронежа А. Ковалев принял постановление «О совершенствовании системы обращения с отходами», в котором предусмотрены жесткие методы борьбы с Мусором. Коммунальным службам поручено до 10 февраля ликвидировать все несанкционированные свалки и заключить с предприятиями города договоры на утилизацию отходов. Разрабатывается программа «Чистый город», которая предусматривает меры о посадке деревьев парках и жилых зонах, мероприятия по качественной уборке дворов.

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель «Санитарный врач».

Прокурор: Расскажите, свидетель, существует ли комплексная схема санитарной очистки города и какова ситуация в Воронеже на сегодняшний день?

Санитарный врач: Я бы охарактеризовал ситуацию в Воронеже как критическую. Система административно-управленческих решений не позволяет решить эту задачу.

Сегодня производственное объединение по обращению с отходами в год вывозит 1 300 000 кубометров мусора, а накопления в городе составляют около пяти миллионов. То есть две трети мусора оставалось в городе, порождая многочисленные свалки. У 90% автомобилей базы очистки прошли сроки службы, да и тех меньше 150 при норме 170.

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель «Биолог».

Адвокат: Свидетель, ответьте, сказывается ли на здоровье граждан плохая экологическая ситуация в городе?

Биолог: Загрязнение города пагубным образом сказывается на здоровье граждан, поэтому мы бьем тревогу. Отмечается рост заболеваемости по ряду инфекций, что напрямую связано с ростом численности грызунов и вредных насекомых, постоянных спутников стихийных и социальных бедствий. Мыши - природные носители паразитов и возбудителей чумы и туляремии, крысы являются переносчиками глистных и таких инфекционных болезней, как бешенство, чума, лихорадка. Обычные «квартиранты» в человеческом жилье - тараканы - распространяют дизентерию; мухи переносят возбудителей холеры, дизентерии, сибирской язвы, глазных болезней.

В условиях, когда людям приходится жить скученно и нет возможности соблюдать гигиену, быстро плодятся вши, несущие опасность сыпного и возвратного тифа. Опасными паразитами, питающимися кровью человека, и разносчиками чумы являются блохи. В середине века от чумы, распространявшейся крысами и мышами, и переносившейся на человека блохами, напившимися крови больных грызунов, вымирали целые города.

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель «Психолог».

Прокурор: Свидетель, скажите, оказывает ли Мусор отрицательное воздействие на психику человека?

Психолог: Человек изначально жил в полном взаимодействии с природой, был ее частью. Города и так образования неестественные, а захламленные и голые, без деревьев и цветов, с рядами однообразных серых многоэтажных коробок приводят у людей с подвижной психикой к депрессиям или немотивированным взрывам агрессивности, а как следствие - к росту преступности.

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель «Национальная традиция».

Адвокат: Мне кажется, участники процесса сгущают краски. Наши предки жили в курных избах, где топили по-черному. Зимой вместе со скотом, и ничего. Свидетель, подтверждаете ли Вы правоту моих слов?

«Традиция»: Это Ваши предки старались поддерживать чистоту в быту. Для этого существовали специальные обряды в течение всего года.

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель Ганс Бюргер, подданный Германии. Владелец фирмы «Грязное золото».

Адвокат: Скажите, свидетель, на кого в Вашей стране возлагают ответственность за экологические проблемы: на мусор или самих жителей?

Бюргер: Мы, немцы, знаем, что наша сознательность в отношении мусора вызывает насмешку у всех остальных европейцев, нас это не смущает: мы разделяем мнение своих экологов о том, что защита окружающей среды - это не только мощные очистные сооружения на предприятиях и строгое законодательство. Экология - это, прежде всего личная ответственность каждого, в каких бы мелочах, вроде «правильного» выбрасывания мусора, она не заключалась. В 70-х годах у нас резко осложнилась экологическая ситуация и мы начали работу по воспитанию нового экологического сознания, которое оценивало бы каждый шаг человека в быту по его последствиям для окружающей среды, теперь наши фирмы указывают на упаковках, что их товар произведен из экологически чистых компонентов. В Германии высокоразвитая экономика и здоровая экологическая обстановка. Переработка мусора стала отдельной отраслью экономики, в которой занято свыше 240 000 человек, а годовой оборот достигает 40 миллиардов евро.

Главный принцип системы - кругооборот. Увеличивается количество материалов, которые после первого употребления можно переработать и «запустить в оборот», снизить производство материалов однократного использования, для этого и требуется сортировка мусора гражданами. Мы и дальше будем всей страной раскладывать мусор по контейнерам. Я владею фирмой по переработке отходов. Поверьте, это выгодный и перспективный бизнес.

Судья: Спасибо, вы свободны.

Секретарь: Приглашается свидетель Вайне Вайненен, подданный Финляндии, бывший владелец «Аккуратность во всем».

Прокурор: Свидетель, суд располагает сведениями, что Вы серьезно финансово пострадали в России. Это действительно так?

В.В.: Да. В родной Финляндии я руководил фирмой, работающей по пилотному проекту сбора мусора. В соответствии с ним, в каждом дворе должны стоять разноцветные пластмассовые бачки на колесиках. Предполагается, что жильцы проявят сознательность и заранее рассортируют бытовой мусор: стекло - к стеклу, бумага - к бумаге. Я принял участие в эксперименте в Нижнем Новгороде. Мои рабочие на обычной улице поставили несколько разноцветных баков, раздали жителям яркие пакеты и рассказали, что куда складывать. На следующее утро во двор въехал не старый дребезжащий КАМАЗ, как раньше, а новая мусо-росборочная «Вольво» с радиосвязью и мягкими сиденьями. Подъехали к красному баку для бумаги, а там почему-то объедки. Приподняли крышку синего - для металла, а там какие-то тряпки. Чуть позже мои люди видели жильцов, пришедших в магазин за покупками с пакетами для мусора. Эксперимент провалился, моя маленькая фирма разорилась.

Судья: Спасибо, вы свободны. Предоставляем слово подсудимому.

Мусор: Уважаемые граждане! Все, что вы говорили, правильно и справедливо. Но моя ли в этом вина. Это вы оставляете километры ничейной, никем не убираемой земли, это вы не ставите урн даже в местах скопления людей. Вы не соблюдаете график вывоза отходов, вы выделяете мало средств на поддержание чистоты и, наконец, вы не уважаете и не бережете труд уборщиц и дворников. А я готов послужить вам еще и еще, вы просто не полностью используете мои возможности.

Благодаря мне в 1783 году братья Монгольфье построили и запустили в небо первый воздушный шар. Идея его создания пришла в их умные головы именно тогда, когда они жгли мусор позади своего дома. Первый аэростат был наполнен дымом, образованным при горении шерсти и сырой соломы.

В Голландии из прессованного металлического мусора сделали скульптуры и украсили ими парк. Вспомните мудрые слова: «Неча на зеркало пенять, коль рожа крива».

Если вы будете правильно обращаться со мной, я не буду мешать вам жить.

Если вы не верите моим словам, я легко докажу вам свою правоту действием. (Достает веревку, кладет ее на полу в виде большого круга.) Предлагаю вам встать внутрь круга. Представьте, что вы живете в красивом городе или селе, рядом растут леса со всяким зверьем и текут реки, полные рыбы. Но вот кто-то неосторожно бросил спичку в лесу и он долго горел. Произошло сокращение мест обитания для всего живого. (Круг на полу уменьшается.) Люди начали возводить заводы и фабрики, заняв под них большие площади, отходы, от строительства сваливая в лесу. (Круг на полу еще уменьшается). Для промышленных целей было сооружено огромное водохранилище, куда предприятия сбрасывали свои стоки. Постепенно в нем вымирает все живое, а на его дне, где когда-то были плодородные земли, образовывается подводная свалка. (Круг на полу еще сокращается.) Город продолжает расти и наступать на лес, отдавая под вырубку многие километры, увеличивая после постройки многоэтажек и коттеджей количество строительных свалок. (Круг на полу снова уменьшается.) Смотрите, вы уже начали бороться за место под солнцем. Чтобы выжить, нужно остаться внутри круга. И вот в ваших лесах зверья и в реках рыбы все меньше, а свалок и отходов все больше. Но моя ли в том вина?

Секретарь: Прошу высокий суд огласить свой приговор.

Судья: Подсудимый признается невиновным и освобождается из под стражи в зале суда. Частное определение выносится в отношении жителей города. Именно их бездействие и равнодушие привели Воронеж к экологическому кризису. Необходимо проделать большую работу всем от мала до велика, чтобы город засиял чистотой. И если меньше будет разрухи вокруг, меньше будет ее и в головах.

(Дети читают стихи Пресмана «Откроем настежь окна и уйдем».)

Похожие статьи:

Игра викторина о животных с ответами для школьников 7 класса

Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс

Ролевая экологическая игра для школьников, 9 - 11 класс

Игра по экологии для 10-11 класса

Мероприятие о воде для школьников 5-7 класса

Комментарии (1)
Инна Владимировна Гвоздь # 26 июля 2020 в 13:13 0
Очень интересная разработка познавательной экологической ролевой игры для детей среднего школьного возраста. Автор удачно использовал интерактивный метод обучения, который позволяет обучающимся "окунуться"в реальную экологическую ситуацию, установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, выработать конкретную модель поведения в реальной жизни.Кроме того, данная игра, несомненно, окажет воспитательное влияние на ребёнка. В ходе ее будет воспитываться сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. В ходе игры очень четко просматриваются межпредметные связи.