Конкурс эрудитов, 5 класс
Конкурс эрудитов. Второй этап
Второй этап Конкурса эрудитов посвящен предметам гуманитарного цикла.
Сразу после окончания первого этапа конкурса учитель напоминает детям, что эрудированный человек постоянно общается с книгой. А значит, участникам Конкурса эрудитов нужно почаще бывать в библиотеке, в читальном зале; нужно внимательно читать и школьные учебники по гуманитарным дисциплинам, искать интересные факты, которые можно использовать для вопросов соперникам.
При недостатке времени учитель может провести все конкурсы сам, но будет лучше, если роли ведущих получат дети.
Состав команд, название, капитаны остаются теми же.
Цели: учить детей работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию окружающего мира; способствовать выработке положительной оценки таких качеств, как эрудиция, широта кругозора, любознательность; побуждать детей к накоплению знаний, к поиску информации, к работе с книгой.
Форма: интеллектуальная игра.
Подготовительная работа с детьми:
а) за 1-2 недели до классного часа предупредить детей о конкурсе, тематике заданий (в основном - это языки, литература, история); предложить поработать в библиотеке с соответствующими томами детских энциклопедий;
б) каждая команда должна подготовить по 3 вопроса для соперников. Условие: все вопросы должны быть из учебников для 5 класса (русский язык, литература, история);
в) распределить игровые роли: ведущие (2 ученика), судьи (3 ученика) - двое судей следят за текущими соревнованиями, третий суммирует количество баллов и объявляет конечный результат.
Оборудование:
а) 2 платка, чтобы завязать глаза капитанам;
б) большая медаль «Эрудит 5-А», сделанная из плотной бумаги.
План классного часа
1. Интерактивная беседа «Кто такие эрудиты?»
2. Конкурс эрудитов:
а) конкурс «Фразеологическая разминка»;
б) конкурс «Быстрые ответы»;
в) конкурс «3 слова»;
г) конкурс капитанов «Эстафета искусств»;
д) конкурс «Загадки с подсказками»;
е) конкурс «Факты из учебника»;
ж) конкурс «Литературный детектив»;
3. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа. «Кто такие эрудиты?»
Классный руководитель. Дорогие ребята, сегодня мы проводим второй этап конкурса эрудитов. Вы помните, кто такие эрудиты?
Дети отвечают, что эрудиты - это люди, которые знают все и обо всем, это знатоки.
Как вы считаете, хорошо ли быть эрудитом? И что в этом хорошего?
Примерные ответы детей:
- Знающих людей все уважают.
- К ним постоянно обращаются за помощью и советом.
- Знающие люди могут стать учеными, заниматься наукой.
- С эрудированным человеком приятно общаться, с ним всегда интересно поговорить.
Классный руководитель. Есть лив нашем классе эрудиты? Как они учатся? Как себя ведут?
Дети отвечают, что настоящих эрудитов в классе пока нет, но есть любознательные ребята, у которых широкий кругозор. Дети называют имена одноклассников, которые хорошо учатся, много читают.
Думаю, что эти ребята сегодня смогут проявить себя в Конкурсе и подтвердить свою репутацию эрудированных, любознательных и всесторонне развитых людей. Я передаю слово ведущим (называет имена и фамилии двух учеников).
Судить наш конкурс будут 3 судьи (имена и фамилии детей). Итак, ни пуха, ни пера, желаю вам всем стать эрудитами!
II. Конкурс эрудитов
К доске выходят двое ведущих.
Ведущий 1. Сегодня в Конкурсе эрудитов участвуют две команды. Команда мальчиков (название, капитан).
Ведущий 2. И команда девочек (название, капитан).
Конкурс «Фразеологическая разминка»
Ведущий 1. Первый наш конкурс мы назвали «Фразеологическая разминка». 2 команды покажут, кто лучше знает фразеологические обороты.
Ведущий 2. Мы будем читать короткие стихотворения, в которых пропущены строчки. Ваша задача - вставить вместо пропущенных строк фразеологизмы (поговорки), не нарушая рифму.
Ведущий 1. 3а каждый угаданный, оборот команда получает 1 балл. Команда (название), слушайте стихотворение:
Дружнее наших все ребят
На свете не найдешь.
Об этой дружбе говорят:
... («Водой не разольешь»).
Узнал зайчишка свой лесок
Буквально... (вдоль и поперек),
А волка встретив на дороге,
Зайчонок наш... (уносит ноги).
Ведущий 2.
Теперь очередь команды (название)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо - ведь этим ты другу
Окажешь... (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют... (кто в лес, кто по дрова).
Ребята слушать их не станут
От этой песни... (уши вянут).
Ведущий 1. Разминка окончена. Послушаем, что скажут о ее результатах наши судьи.
Ведущий 2. Даем им слово.
Судья 1. По результатам первого конкурса счет (называет счет) в пользу команды (название).
Конкурс «Быстрые ответы»
Ведущий 1. Внимание, начинаем второй конкурс. Мы его назвали «Быстрые ответы».
Ведущий 2. Каждая команда должна быстро, без обсуждения, ответить на вопросы одним словом.
Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Ведущий 2. Внимание - вопросы для команды (название):
1. Картина природы в живописи, литературе. (Пейзаж.)
2. Кто автор балета «Лебединое озеро»? (П.И. Чайковский.)
3. Как переводится с латыни слово «античный»? (Древний.)
4. Устное народное творчество. (Фольклор.)
5. Градостроительное искусство. (Архитектура.) Ведущий 1. А теперь вопросы для команды (название).
1. Картина, изображающая неодушевленные предметы. (Натюрморт.)
2. Балет Чайковского, й котором есть танец феи Драже. («Щелкунчик».)
3. Как переводится с греческого слово «трагедия»? (Песнь козлов.)
4. Человек, любящий книги. (Библиофил.)
5. Зодчий - кто это? (Скульптор или архитектор.) Ведущий 2. Просим наших арбитров подвести итоги второго конкурса.
Судья 2. Счет во втором конкурсе (называет счет) в пользу команды (название).
Конкурс «3 слова»
Ведущий 1. Начинаем второй конкурс. Этот конкурс называется «3 слова».
Ведущий 2. Каждой команде предстоит ответить на 5 вопросов. На каждый вопрос нужно дать по 3 ответа. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ведущий 1. Таким образом, всего каждая команда может набрать по 15 баллов.
Ведущий 2. Команды могут обсуждать ответ в течение 1 минуты.
Ведущий 1. Команда (название), слушайте вопросы:
1. Назовите 3 жанра устного народного творчества. (Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.)
2. Назовите фамилии 3 русских художников. (В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, И.И. Левитан.)
3. Назовите имена 3 князей Киевской Руси. (Ярослав, Святослав, Владимир, Олег, Игорь.)
4. Назовите 3 воинских ордена, которые носят имена великих русских полководцев. (Орден Александра Невского, орден Суворова, орден Кутузова, орден Ушакова, орден Нахимова.)
5. Назовите 3 православных праздника. (Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Троица, Спас, Покров.)
Ведущий 2. А теперь вопросы для команды (название):
1. Назовите 3 адреса русских народных промыслов. (Хохлома, Гжель, Городец, Жостово, Палех, Дымково.)
2. Назовите фамилии 3 русских композиторов (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Л. Бородин, СВ. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович.)
3. Назовите 3 города Древней Руси. (Киев, Новгород, Суздаль, Чернигов, Псков.)
4. Назовите 3 битвы, которые прославили русское оружие. (Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение.)
5. Назовите 3 книги из Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа, Псалтирь, Новый Завет.)
Ведущий 1. Спасибо командам, слушаем мнение судей.
Судья 1. В этом конкурсе победила команда (название) со счетом (называет счет).
Конкурс капитанов «Эстафета искусств»
Ведущий 1. Вот и пришел черед для конкурса капитанов. Этот конкурс мы назвали «Эстафета искусств». Он оценивается в 3 балла.
Ведущий 2. Капитаны будут по очереди передавать эстафету друг другу, называя по алфавиту фамилию писателя, художника или композитора. Тот, кто не сможет вспомнить ни одной фамилии, проигрывает.
Ведущий 1. Условия конкурса понятны? Начинаем! Капитан команды (название), ваша буква - «А».
Ведущий 2. Капитан команды (название), ваша буква - «Б» и т. д.
Капитаны по очереди называют по одной фамилии на каждую букву алфавита, например, такие:
Андерсен, Бетховен, Берн, Гримм, Достоевский, Ершов, Жуковский, Золя, Исаковский, Крылов, Лермонтов, Моцарт, Некрасов, Островский, Пушкин, Рафаэль, Суриков, Толстой, Уланова, Фет, Хемингуэй, Цветаева, Чайковский, Шишкин, Щедрин, Эйзенштейн, Юткевич (кинорежиссер), Языков (поэт).
Ведущий 1. Ну, что ж, эстафета закончилась. Что скажут судьи?
Судья 1. Тут ответ очевиден: победил капитан команды (название команды, капитан которой отвечал последним). И в этом конкурсе его команда победила со счетом (называет счет).
Конкурс «Загадки с подсказками»
Ведущий 1. Четвертый конкурс - это «Загадки с подсказками». Вы должны угадать то, что мы задумали, используя 5 подсказок.
Ведущий 2. Но если вы уверены в правильном ответе, вы можете и не использовать все подсказки.
Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Ведущий 2. Итак, загадка первая. Речь идет о военной награде. Какой именно?
Ведущий 1. Послушайте подсказки:
1. Сначала этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые подвиги.
2. К этому ордену прилагалось золотое оружие за храбрость.
3. Этот орден имел 4 степени.
4. Позже был учрежден такой же орден и для солдат.
5. Этот орден носили на черно-оранжевой ленте. (Орден Святого Георгия.)
Ведущий 2. Теперь загадка для соперников. Она - об одном полководце. Кто он?
Ведущий 1. Послушайте подсказки.
1. Совсем молодым человеком он прославил себя как выдающийся полководец.
2. 3а первую победу над врагами он получил «речное» прозвище.
3. Он боролся с врагами православия.
4. Во второй битве уничтожить врагов ему помог лед.
5. Ему принадлежит фраза: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». (Александр Невский.)
Ведущий 2. Ответы получены. Ждем оценки судей. Судья 2. Результат этого конкурса (называет счет) в пользу (называет команду).
Конкурс «Факты из учебника»
Ведущий 1. Вот и подошло время для домашних заготовок. Ведущий 2. А значит, для конкурса «Факты из учебника». Ведущий 1. Напоминаю, что вы должны были подготовить по 3 вопроса для команды соперников.
Ведущий 2. По условиям этого конкурса для вопросов нужно было использовать факты из школьных учебников по истории, русскому языку, литературе.
Ведущий 1. Время на обсуждение ответов - 1 минута. Оценка за каждый правильный ответ - 1 балл.
Ведущий 2. Итак, слово команде (называет команду).
Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.
Ведущий 1. Теперь свои вопросы задает команда (называет команду).
Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.
Ведущий 2. Судьи скажут нам, кто победил в этом конкурсе.
Судья объявляет результат.
Конкурс «Литературный детектив»
Ведущий 1. И наконец самый трудный наш конкурс. Это конкурс «Литературный детектив». В нем проверяются не только знания, но и сообразительность, умение логически мыслить.
Ведущий 2. Детектив - это человек, который может по одной маленькой детали восстановить облик преступника, картину событий.
Ведущий 1.А литературный детектив может по одной строке восстановить автора, название произведения и его героя.
Ведущий 2. Итак, конкурс. Каждая команда должна провести расследование по пяти загадочным фразам и установить автора текста, название произведения и ответить на наш вопрос.
На каждый вопрос - 10 секунд размышлений.
Ведущий 1. Каждый полный и правильный ответ оценивается в 1 балл.
Ведущий 2. Внимание, начинает команда (называет команду).
Ведущие по очереди задают вопросы командам (нечетные вопросы - первой команде, четные - второй).
1. Установите, чей же это голосок так расхваливает герой. «Отколь такой берется голосок: и чист, и нежен и высок? Да вы уж родом так: собою невелички...
А песни - что твой соловей!» (И.А. Крылов. «Кукушка и Петух», голос кукушки.)
2. От какого страшного бандита убегал наш герой с такой скоростью? Послушайте отрывок:
«В десять минут я пересеку Центральные, Южные и Среднезападные штаты и свободно успею добежать до канадской границы». (О. Генри. «Вождь краснокожих», от мальчика Джонни.)
3. Помогите установить, из какого произведения попал сюда маленький мальчик.
«Еще очень маленький мальчик, лет шести или даже менее, проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал». (Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».)
4. Внимание! Разыскивается девочка, кто она?
«На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей оставаться во дворце, сколько она пожелает. Девочка могла жить да поживать тут припеваючи, но она прогостила всего несколько дней и стала просить, чтоб ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, - она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца». (Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева», Герда.)
5. Помогите нам разыскать талантливого артиста по таким признакам:
«Он поет так нежно, что слезы сами текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, будто меня целует матушка». (Г.-Х. Андерсен. «Соловей», живой соловей.)
6. А теперь вам нужно найти обладателя несметных сокровищ. Слушайте отрывок.
«Кроме уже перечисленных богатств, у него имелось: двенадцать шариков, сломанная губная гармошка, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мыла, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсиновой корки и старая оконная рама». Кто же этот богач? (М. Твен. «Приключения Тома Сойера», Том Сойер.)
7. Определите, кому принадлежит эта богатырская кровать. «Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы...» (И.С. Тургенев. «Муму», Герасиму.)
8. Вам нужно провести расследование и установить имя прекрасного певца.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
(И.А. Крылов. «Осел и Соловей», Соловей.)
9. Помогите установить имена потерпевших из данного отрывка. «Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непеченое, как собакам, да в кувшине воду спускали. Вонь в яме, духота, мокрота». (Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник», Жилин и Костылин.)
10. Вам нужно расследовать, что это за опасный предмет, который не нужно брать с собою.
Но для счастья своего
Не бери себе его.
Много, много непокою
Принесет оно с собою.
(П.П. Ершов. «Конек-горбунок», перо Жар-птицы.)
Ведущий 1. С нетерпением ждем судейской оценки конкурса детективов, а также результатов всего состязания.
Судья 2. В последнем конкурсе победила команда (называет команду).
Судья 3. А медаль «Эрудиты 5-А» завоевала команда (называет команду), она победила с общим счетом (называет счет). Просим классного руководителя вручить медаль победителям.
Дети аплодируют. Классный руководитель вручает капитану медаль.
III. Подведение итогов
Классный руководитель. Наш конкурс эрудитов закончен, но на этом не заканчиваете, процесс познания. Человек всю жизнь должен учиться, узнавать что-то новое. Согласны ли вы со мной? Из каких источников можно добывать знания.
Примерные ответы детей:
Согласен, что человек должен учиться всю жизнь. Даже моя бабушка читает газеты, смотрит новости, чтобы что-то узнать.
- Знания можно добывать еще из Интернета.
- Я каждый день узнаю что-то новое из своего компьютера.
- И по телевизору много познавательных передач.
- Можно найти информацию в журналах, газетах.
- И все равно главный источник знаний - это книга.
Похожие статьи:
Игра «Счастливый случай» для 5-8 классов
Интеллектуальная игра по истории для 5 класса
зайнура
|
мне понвравилось такой конкурс |