Игра «Звездный час» в школе 7-8 класс
Игра в школе «Звездный час», посвященная народному творчеству «Кладезь народной мудрости»
Цели: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Ход игры
I. Вступительная часть.
Ведущий (ведущая). Народное творчество - народная мудрость, народное знание... Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и потому, что это наши истоки. Задачу - вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой - жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов - в веках, тысячелетиях. И в повседневной жизни народа отыскиваются крупинки - золотинки народного мастерства. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «добрым молодцам» уроки. Мы не знаем имен их творцов, но с полным основанием можем сказать, что «автор - гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт, воспитатель, педагог - народ». Постараемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы подорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с собой и станем «Иванами не помнящими родства».
Мы собрались сегодня на игру-викторину «Звездный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством.
Представляю вам игроков... Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами. А теперь настало время познакомиться с правилами.
Правила игры
1. За каждый правильный ответ игрок получает 1 очко.
2. Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то оба получают звезду.
3. На обдумывание каждого вопроса дается 5 секунд.
4. После каждого тура, а их - три, будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.
5. Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
6. В суперигре сразятся две пары, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут...
Итак, начинаем I тур, который состоит из четырех отдельных заданий.
II. Проведение туров игры.
I тур
Ведущая. Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть - эти сказки! Каждая есть поэма... Сказка - ложь, да в ней намек...», - писал А. С. Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.
В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.
Первое задание
Перед вами персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конёк- горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».
Вопрос. Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?
Ответ: №3. «Сказка о царе Салтане».
Действительно, в «Сказке о царе Салтане» говорится о трех сестрицах, вспомните:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Второе задание
А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быкович, Никита Кожемяка, Шабарша, Соловей-разбойник.
Вопрос 1. У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и работнике его Балде». В ее основе лежит сюжет русской народной сказки. Как звали героя этой сказки?
Ответ: №3. Шабарша.
Вопрос 2. Какой сказочный герой смог победить чудо- юдо 12-головое?
Ответ: №1. Иван Быкович.
Вопрос З. В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло, хорошие и плохие герои. Какой из этих героев является отрицательным персонажем?
Ответ: № 4. Соловей-разбойник.
Переходим к следующей группе вопросов.
По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.
Третье задание
Вы видите лису, волка, щуку и хамелеона.
Вопрос 1. Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова?
Ответ: № 4. Хамелеон.
«Хамелеон» - это название рассказа Антона Павловича Чехова. Персонажем басен И. А. Крылова хамелеон не является.
Вопрос 2. Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-дурачке?
Ответ: № 3. Щука.
Вопрос 3. Как вы думаете, какое животное чаще всего становилось героем русских народных сказок?
Ответ: № 1. Лиса.
Конечно же, это - лиса.
Четвертое задание
Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.
Вопрос. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?
Ответ: № 3. «Крокодил Гена и его друзья».
Ведущая. Нужно было поднять карточку с № 3. Крокодил Гена и его друг Чебурашка - эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.
На этом первый тур окончен.
Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры, послушайте рассказ о таком удивительном виде устного народного творчества, как пословицы и поговорки.
У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно:
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Пословица - всем делам помощница.
Игра со зрителями «АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК»
Ведущая (обращаясь к зрителям). Много ли вы знаете пословиц и поговорок? Их, как я уже говорила, бесчисленное множество, поэтому вспомним только те, в которых есть числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку...
• Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
• Один в поле не воин.
• Один пашет, а семеро руками машут.
• Одна нога тут, другая - там.
• Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
• На одном месте и камень мхом зарастает.
• Одна рука узла не вяжет.
• От одного слова да навек ссора.
• У ежа одна сила - колючки.
• Раз солгал - навек лгуном стал.
• Руки поборют одного, знанье - тысячу.
• Трус умирает сто раз, а герой - один раз.
• Первый блин комом.
• Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
• Два сапога - пара.
• Кто скоро помог, тот дважды помог.
• Лентяй дважды работает.
• Одна голова - хорошо, а две - лучше.
• От горшка два (три) вершка.
• Палка о двух концах.
• Сидеть меж двух стульев.
• Скупой платит дважды.
• Убить двух зайцев.
• Уплетать за обе щеки.
• Хромать на обе ноги.
• Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
• За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
• За одного битого двух небитых дают.
• Старый друг лучше новых двух.
• Ум хорошо, а два лучше.
• Хвастуну цена - три копейки.
• Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
• Обещанного три года ждут.
• Плакать в три ручья.
• Без четырех углов изба не рубится.
• Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
• На все четыре стороны.
• Жить в четырех стенах.
• Как свои пять пальцев.
• Пятое колесо в телеге.
• Семеро с ложкой - один с плошкой.
• Сам не дерусь, семерых не боюсь.
• Семь верст до небес - и все лесом.
• Семи пядей во лбу.
• Лук от семи недуг.
• За семью морями.
• На седьмом небе от счастья.
• Семеро одного не ждут.
• Семь бед - один ответ.
• Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.
• У семи нянек дитя без глазу.
• Весна да осень - на дню погод восемь.
• Не трусливого десятка.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Жюри сообщает сумму очков, набранных участниками игры..
Ведущая. К большому сожалению, из конкурса выбывает первая пара игроков...
Чтобы вам было не столь горько, вручаем сладкие призы...
А «Звездный час», посвященный народному творчеству, продолжается .
Итак, начинаем II тур.
II тур
Ведущая. Владимир Иванович Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863—1866), писал, что пословица - «это цвет народного ума, это житейская народная правда». Михаил Шолохов назвал пословицу «сгустками разума», «крылатой мудростью».
Постоянно обращались к фольклору выдающиеся писатели и педагоги: Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, М. В. Ломоносов, Я. А. Ко- менский, портреты которых находятся перед вами.
Первое задание
Вопрос 1. Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил 300 пословиц и поговорок?
Ответ: № 2. К. Д. Ушинский в книге «Родное слово».
Вопрос 2. Кто из них является автором книг, ставших в России классическими образцами детской и народной литературы?
Ответ: №1. Л. Н. Толстой.
В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые фразы - вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.
Крылатые фразы находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.
Второе задание
Вопрос. Перед вами портреты Екатерины И, Петра I, Ивана Грозного и А. В. Суворова. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.
«За ученого - трех неученых дают».
Ответ: №4. А. В. Суворов.
«Победителей не судят».
Ответ: № 1. Екатерина II.
«Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость».
Ответ: № 2. Петр I.
Третье задание
Вопрос. А сейчас вспомним крылатые выражения наших великих русских писателей, поэтов, баснописцев - А. С. Грибоедова, И. А. Крылова, А. С. Пушкина и Д. И. Фонвизина.
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Ответ: №2. И. Д. Крылов.
«Любви все возрасты покорны».
Ответ: № 3. А. С. Пушкин.
«Не хочу учиться, а хочу жениться».
Ответ: № 4. Д. И. Фонвизин.
«Счастливые часов не наблюдают».
Ответ: № 1. А. С. Грибоедов.
Переходим к другой группе вопросов.
Четвертое задание
Вопрос. Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые песни, торжественные былины. А можем ли мы, современные молодые люди, отличить бывальщину от частушек, дразнилки от считалки?
Дождик-дождик, пуще лей
На меня и на людей!
А на бабу Ягу - лей по целому ведру!
Ответ: №3. Это была закличка.
Мужик рыбу ловил на озерах и увидел черта.
Черт сидит, качается и говорит:
- Год году хуже, год году хуже, год году хуже.
Мужик его веслом хлопнул:
- А на этот год тебе хуже всех.
Да и убил.
Ответ: №1. Бывальщина.
Прокоп-укроп,
Медный лоб.
Сам с аршин,
Голова с кувшин.
Ответ: №2. Дразнилка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Палка щёлк щенков сплеча!
Два щенка ушли ворча.
С. Михалков
Ответ: № 4. Считалочка.
На этом заканчивается II тур.
Пока подсчитываются очки, которые набрали участники во II туре, послушаем песню.
Песня - это наиболее распространенный жанр в русском народном творчестве в настоящее время. Грустные и веселые, тоскливые и бодрые, народные песни всегда поэтичны и красивы, поражают своим художественным мастерством. И в наши дни в городе и в деревне звучат песни, сложенные профессиональными и самодеятельными поэтами.
Звучит русская народная песня «Подай балалайку» (в записи или в исполнении учащихся).
Жюри объявляет результаты II тура...
Ведущая. С большой грустью объявляю, что игровую площадку покидают...
Вам вручаются утешительные призы...
Мы начинаем заключительный тур.
III тур
Ведущая. А сейчас попрошу зрителей отгадать загадку.
Загадка. Сам дней не знает, а другим называет. (Календарь.)
III тур хочу начать с небольшого рассказа о русском земледельческом календаре.
Исстари основным занятием славян было земледелие. Полная зависимость от природы заставляла крестьян изучать окружающий мир. Это вылилось в целый ряд правил, примет, тонких и верных наблюдений. Не случайно в народном календаре все сезоны, месяцы, недели и даже дни имеют свои собственные имена, например, день Лукерьи, Юрьев день, день Луки и Иванов день.
Первое задание
Вам предстоит по небольшому описанию особенностей дня определить, о каком из них идет речь.
Вопрос 1. С этим днем в истории России связано печальное событие. До XVI века за неделю до этого праздника и спустя неделю после этого дня крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому. Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами. Что это за день?
Ответ: №2. Юрьев день.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», - говорят до сих пор в том случае, когда неожиданное сообщение отнимает надежду, обманывает ожидания.
И снова загадка для зрителей.
Загадка.
Стоит поп низок, на нем 100 ризок.
Ризки снимешь, сам заплачешь. (Лук.)
Лук - очень почитаемый на Руси овощ.
Вопрос 2. В каком из этих дней наши прадедушки высаживали лук на грядки?
Ответ: №3. День Луки.
Лук высаживали в день Луки (5 мая).
Звучит русская народная песня «А я по лугу» (в записи или в исполнении учащихся).
Вопрос 3. Считается, что с 24 мая начинают появляться комары. В какой из этих дней?
Ответ: №1. День Лукерьи.
Прослушанная песня была подсказкой. Комары начинают появляться в день Лукерьи-комарницы.
Вопрос 4. Этот день принадлежит к числу самых почитаемых, самых разгульных праздников в году. По поверьям, в ночь на этот день нельзя спать, так как оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки. О каком дне идет речь?
Ответ: №4. Иванов день.
Иванов день или Иван-Купала (7 июля). Ивана-Купалу называют также «чистоплотным», потому что на заре этого дня принято купаться, и этому купанию приписывается лечебная сила.
Второе задание
Переходим к следующему заданию. Перед вами названия русских городов и сел, славившихся народными промыслами: Гжель, Хохлома, Дымково и Тула.
Вопрос 1. В каком из сел в XVII веке возник русский народный промысел росписи по дереву?
Ответ: №2. Село Хохлома (Нижегородская область).
Вопрос 2. В каком из этих населенных пунктов производят удивительные изделия, их не вырезают из дерева и не вылепливают из глины, их печатают?
Ответ: № 4. Тула.
Конечно же, речь идет о тульских печатных пряниках.
Вопрос 3. Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ослепительно белом фоне.
Ответ: №1. Станция Гжель Московской области.
Вопрос 4. Здесь лепят декоративные скульптуры в виде людей, животных (иногда в виде свистулек). Затем их белят мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, смешанными особым образом. Красочность и нарядность изделиям придают ромбики сусального золота, которые присущи только им.
Ответ: №3. Слобода Дымково близ Вятки (ныне город Киров).
И, наконец, последнее задание. Но сначала загадка для зрителей.
Загадка.
В лесу вырос, на стене вывес,
На руках плачет, кто слушает - скачет.
(Балалайка.)
Третье задание
Перед вами названия музыкальных инструментов: балалайка, гусли, жалейка.
Вопрос 1. Все ли эти русские народные музыкальные инструменты являются струнными?
Ответ: №3. Жалейка.
Жалейка - это русский духовой язычковый инструмент, который представляет собой деревянную трубочку с тремя-семью игровыми отверстиями.
Вопрос 2. На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Садко»?
Ответ: № 2. Гусли.
Вопрос 3. У Аллы Пугачевой и Вики Цыгановой есть песни о музыкальном инструменте. Каком?
Ответ: № 1. Балалайка.
Ведущий. Это был последний вопрос третьего тура. Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две пары, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет партнер того игрока, у которого больше всех звезд, так как благодаря именно ему игрок набрал больше всего звезд (подсчитывается количество звезд).
Это ...
За каждый открытый ящик — звезда, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.
Попросим жюри объявить результаты III тура...
Выбывают... (им вручаются призы).
В финал вышли ...
III. Финал игры и подведение итогов.
К А Л Е Н Д А Р Ь
Из слова «календарь» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т. е. букву «а» - два раза, а остальные - по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, - победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло ...
Игра со зрителями «АУКЦИОН ПЕСЕН О ВРЕМЕНАХ ГОДА»
Ведущая. Внимание, зрители! Пока игроки составляют слова, проведем аукцион песен о временах года...
Две минуты истекли. Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются. (Помощник ведущего записывает слова на доске).
Возможные варианты ответов:
Ведущая. Побеждают ... Настал их звездный час ... Заключительное слово предоставляется победителю (основному игроку) ... Фотография на память... Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).
Звучат русские народные песни (частушки).
Похожие статьи:
Игра «Счастливый случай» для 5-8 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!