Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Психологический классный час в 6 классе

Методическая разработка классного часа для 6 класса

Конспект классного часа на тему «Какая у тебя воля?», 6 класс

Повелевать собой - величайшая власть.

Сенека Луций

Цели: расширить представление детей о самопознании и самовоспитании; углубить понятие «сила воли»; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Подготовительная paбота: за 1-2 недели до мероприятия дать детям домашнее задание: составить и строго выполнять режим дня.

Оборудование: распечатать ксерокопии бланка-карты «Круг воли» (по количеству детей).

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы, список волевых качеств (см. раздел III данного классного часа), а также слова:

Тест «Сильная ли у тебя воля?»

«да» - 2 балла;

«не знаю» - 1 балл;

«нет» - 0.

План классного часа

I. Вступительная беседа «Этот суровый режим дня».

II. Проблемная ситуация «Где взять волю и уверенность в себе?».

III. Графическая беседа «Круг воли».

IV. Самодиагностика. Тест «Сильная ли у тебя воля?».

V. Заключительная беседа «Воля - больше чем талант».

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Этот суровый режим дня»

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о самовоспитании. Напомню, что самовоспитание - это сознательная работа человека по развитию своих положительных качеств. Многим хотелось бы выработать и развить у себя положительные качества, избавиться от своих слабостей и недостатков, самые распространенные из которых - лень и неорганизованность. Мы нашли средство для искоренения этих недостатков - обычный режим дня. Это и было вашим домашним заданием. (Учитель задает вопросы.)

- Всем ли удалось прожить эту неделю по распорядку?

- С какими трудностями и препятствиями вы столкнулись?

- Для кого этот режим оказался слишком суровым?

- Кто хочет поделиться своими достижениями или неудачами? (Дети высказываются.)

II. Проблемная ситуация «Где взять волю и уверенность в себе?»

Классный руководитель. Послушайте короткий рассказ об одном шестикласснике. Ему режим дня тоже оказался не по плечу. (Читает.)

Саша Пчелкин из 6 «А» твердо решил с понедельника начать новую жизнь. Сегодня в школе им рассказывали о самовоспитании, о том, что человеку все подвластно, если он сможет победить свои слабости и недостатки. А у Саши этих слабостей видимо-невидимо! Во-первых, физически он самый слабый, поэтому и не умеет за себя постоять.

Во-вторых, язык у него совсем не подвешен, и, когда его вызывают к доске, он молчит как рыба.

В-третьих, отрицательных качеств и недостатков у него намного больше, чем положительных.

В-четвертых, он еще и курит - не потому, что ему это нравится, а просто, за компанию, боится, что ребята будут над ним смеяться.

Но, как сказал их учитель, недостатки - это дело поправимое: каждый человек может из себя сделать кого угодно, хоть Шварценеггера! - стоит только заняться самовоспитанием. В этот же день Саша составил план: подъем в 6.00, каждый день - зарядка, гантели, чтение художественной литературы по сто страниц в день, с 16.00 до 18.00 - выполнение домашних заданий, играть за компьютером - только полчаса, к телевизору вообще не подходить! Помогать маме, делать уборку в своей комнате, не разбрасывать вещи и много чего еще.

Но с самого первого дня все пошло кувырком: в 6.00 встать не удалось - по привычке провалялся до 7.00, решил, что зарядку сделает после школы, а после школы был футбол - готовились к игре с 6 «Б». Пришел домой уставший, за обедом включил телевизор, а там классный фильм, после фильма захотелось пострелять - засел за игру и просидел бы до ночи, если бы мама не отправила вынести мусор. Уроки делал до полуночи, на следующий день опять не смог подняться в 6 утра. И на третий, и на четвертый...

Мама сказала, что для выполнения этого плана нужны сильная воля и уверенность в своих силах. Вот Саша и лежит третий день на диване, думает: как бы воспитать эту самую волю и где взять уверенность в своих силах?

- Может быть, вы подскажете ему, как это сделать?

(Дети высказываются.)

Действительно, воля будет воспитываться в ходе выполнения режима дня, когда заставляешь себя делать то, что не хочется, и не делать то, что хочется. А когда увидишь, что справляешься со своими слабостями, придет и уверенность в своих силах.

III. Графическая беседа «Круг воли»

Классный руководитель. Воля - это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей. Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: все вроде есть и выглядит внушительно, а пользы никакой. Что же такое сила воли? В чем она проявляется? Что такое волевые качества? Насколько развиты эти качества у каждого из нас? Об этом вы узнаете из графической беседы «Круг воли».

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг - это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы считаете, у вас силы воли. Можно закрасить весь круг или какую-либо его часть. Воля проявляется в таких качествах (читает с доски):

• целеустремленности;

• самостоятельности;

• решительности;

• настойчивости;

• выдержки;

• дисциплинированности;

• смелости;

• инициативности.

Это волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе.

А сейчас я предлагаю к перечисленным волевым качествам подобрать подходящий, по вашему мнению, цвет и этим цветным карандашом нарисовать круг. У вас получатся восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам. Для того чтобы оценить волевые качества, нам необходимо понять, как они проявляются, какие у них признаки. Я зачитаю признаки каждого качества, а вы закрасьте в соответствующем круге определенную часть, которая показывает, насколько выражено это качество у вас.

(Учитель читает признаки, дети закрашивают соответствующие круги.)

Признаки решительности:

• быстрое и обдуманное принятие решений в ходе выполнения какого-нибудь действия;

• отсутствие колебаний при выполнении принятого решения; отсутствие растерянности при принятии решений в трудных ситуациях; решительные действия в непривычной обстановке.

Признаки самостоятельности:

• способность без напоминаний, подсказок и постороннего контроля выполнить учебное задание и т. п.;

• умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.); умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

• сознательное выполнение установленного порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т. п.); добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

• дисциплинированное поведение при изменении обстановки.

Признаки настойчивости:

• стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение продолжать работу при нежелании заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

• умение проявить упорство в изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п.).

Признаки выдержки:

• проявление терпения в деятельности, выполняемой в непростых условиях (большие помехи, неудачи и т. п.); умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

• умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большая радость, негодование); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки смелости:

• преодоление чувства страха;

• сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;

• проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.

Признаки инициативности:

• проявление творчества, выдумки;

• участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

• активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

Признаки целеустремленности:

• умение анализировать свои желания и выбирать из них первоочередные;

• умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;

• умение осуществлять намеченное.

А теперь пронумеруйте круги по степени выраженности качеств. Проанализируйте, какие секторы имеют наибольшую площадь, а какие самую маленькую. Это значит, что одни качества у вас развиты лучше, другие хуже, над этими качествами вы начнете работать.

Примечание. В работе можно использовать готовый бланк.

Бланк-карта «Круг воли»

Ф.И._________

Возраст__________

Дата_________________

Инструкция

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как вы считаете, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектор, соответствующий количеству этого качества у вас.

Воля - это сознательное и целенаправленное управление человеком своим поведением. Волевым людям свойственны дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, организованность, инициативность, настойчивость, предприимчивость и решительность.

IV. Самодиагностика. Тест «Сильная ли у тебя воля?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведем самодиагностику. У вас на партах лежат листы с тестом «Сильная ли у тебя воля?». Выберите свой вариант ответа на вопросы теста и подсчитайте количество баллов, которые вы набрали. На доске написано, как считать результаты.

(Дети работают с тестом.)

1. В состоянии ли ты завершить работу, которая тебе неинтересна?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

2. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

3. Когда попадаешь в конфликтную ситуацию, в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы посмотреть на себя со стороны?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

4. Если тебе пропишут диету, сможешь ли ты преодолеть кулинарные соблазны?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

5. Найдешь ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

6. Быстро ли ты сдаешь книги в библиотеку?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

7. Если у тебя вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты в последний момент не изменить своего намерения идти к врачу?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

8. Будешь ли принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

9. Сдержишь ли сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет тебе немало хлопот?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

10. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

11. Тебя не заставит даже самая интересная телепередача отложить выполнение домашней работы?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

12. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими обидными ни казались бы обращенные к тебе слова?

• Да.

• Не знаю.

• Нет.

Послушайте, о чем говорят ваши результаты. (Читает.)

1-12 баллов - с силой воли дела обстоят у тебя неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это может повредить тебе. К обязанностям нередко относишься спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Твоя позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?» Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого ты только выиграешь.

13-21 балл - сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начнешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но данное слово сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.

22-30 баллов - с силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться - ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

V. Заключительная беседа «Воля - больше чем талант»

Классный руководитель. Каким я должен быть? - с этого вопроса начинается работа над собой. Человек ставит перед собой определенные цели и намечает пути их достижения.

- Что нужно иметь, чтобы достигнуть своей цели, чтобы преодолеть трудности? (Сильную волю и характер.)

- Какие трудности приходится нам преодолевать в повседневной жизни? (Подняться утром, прийти в школу без опоздания, помыть посуду, пойти на тренировку и т. п.)

- Великий французский писатель О. Бальзак писал, что волей можно гордиться больше, чем талантом. Как вы думаете, почему? (Талант дан от природы, а воля - результат работы над собой.)

- Прочитайте высказывание, написанное на доске. Что значит победить себя?

(Дети высказываются.)

- Почему победа над собой дает человеку величайшую власть? (.Победив себя, человек может добиться всего, чего захочет.)

Неустанная работа над собой дает поразительные результаты. Об этом говорит опыт всех великих людей. Все они обладали сильной волей. Воля - это стержень, основание для любой деятельности. Не будет воли - не будет ни учебных достижений, ни карьерных успехов, ни семейного благополучия, ни уверенности в завтрашнем дне, ни покоя и радости на душе.

Воля и характер не даны человеку от природы, они формируются в процессе воспитания и самовоспитания, в борьбе с самим собой. А победив себя, человек получает величайшую власть.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какое открытие сделали вы сегодня? Удивило ли вас это открытие? обрадовало? огорчило? Захотелось ли изменить самих себя? Появилась ли вера в свои силы?

(Дети высказываются.)

Похожие статьи:

Классный час на тему «Удивительный мир природы», 6 класс

Час общения в 6 классе о неформальном молодежном движении

Классный час в 6 классе. Полтавская битва

Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе

Час общения в 6 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!