Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Час общения в 6 классе о неформальном молодежном движении

Час общения для 6 класса. Сценарий

Классный час для 6 класса на тему «Неформалы – путь к себе или от себя?»

Что не развилось в молодости, то останется неразвитым на всю жизнь.

Д.И. Писарев

Кто в 16 лет не революционер, тому в 30 лет не хватит отваги, чтобы быть начальником пожарной команды.

Андре Моруа

Согласно исследованиям агентства ИТАР-ТАСС, более 15% россиян в возрасте от 10 до 30 лет входят сегодня в неформальные молодежные объединения (в крупных городах процент выше). По мнению специалистов, участие подростков в неформальных объединениях - это процесс отчуждения молодежи от семьи, общества, его нравственно-этических норм, влияющий на самосознание, разрушающий морально-нравственные основы его личности, влекущий за собой утрату смысла жизни, а потому всегда опасный. Это относится к агрессивным объединениям типа скинхедов, так и к неагрессивным типа готов, эмо и др., ибо их «глобальная несамостоятельность, инфантильность, отчужденность от реального мира чреваты личностной деградацией и десоциализацией».

При составлении сценария данного классного часа мы учитывали, что подростки 12-13 лет еще не являются активными членами неформальных молодежных объединений. Но любопытство, стремление подражать старшим, трудности в общении могут привести их в ряды той или иной группировки. Данное мероприятие профилактическое, его задачи - удовлетворить любопытство детей, предупредить о возможных негативных последствиях, показать, как можно противостоять давлению более сильных и авторитетных членов группировки. Очень важно, чтобы классный час не превратился в рекламу асоциальных Движений (эмо, готы, панки, скинхеды и пр.).

Цели: дать детям представление о различных типах неформальных молодежных движений, о причинах вступления подростков в неформальные объединения; развивать критическое мышление; способствовать саморазвитию и самовоспитанию, формированию активной жизненной позиции; воспитывать терпимое отношение к представителям молодежных культур, чувство долга, ответственность.

Подготовительная работа: выбрать экспертов (3 ученика), которые прочитают материал о различных неформальных объединениях. Предложить трем ученикам разыграть сценку «Научись говорить "нет"» (роли: автор, Сергей, Саша).

Оборудование: текст (по количеству детей) сценки «Научись говорить "нет"» положить на партах перед началом классного часа.

Оформление:

• выставить фотографии «позитивных неформалов» (реконструкторы на поле «битвы», парад мотоциклистов, туристы- краеведы около памятника истории и т. п.);

• написать на доске название классного часа, эпиграфы, план.

План классного часа

I. Мозговой штурм «Что такое самовыражение?».

II. Проблемная ситуация «Губки бантиком, бровки домиком».

III. Информационный блок «Эти разные неформалы».

1. Эти хулиганы - панки, скины, фаны.

2. Дискуссионная пауза «В неформалы я пойду!».

3. Вот такие чудаки - готы, рэперы, ролевики.

IV. Беседа «Включаем критическое мышление».

V. Практикум «Научись говорить "нет"».

VI. Информационный блок «Позитивные неформалы».

VII. Заключительная беседа «Выразить себя».

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Мозговой штурм «Что такое самовыражение?»

Классный руководитель. Сегодняшний разговор я бы хотела начать с мозгового штурма. Попробуйте определить, что такое самовыражение.

(Дети высказываются.)

Итак, самовыражение - это потребность человека выразить себя, показать свою уникальность, неповторимость. Эта потребность была уже у древних людей, о чем свидетельствуют раскопки археологов. Украшения, посуда, одежда, жилище - во всем можно было найти проявление личности неизвестного мастера, его неповторимый почерк.

У наших современников возможностей для самовыражения значительно больше. Сегодня мы будем говорить о том, как используют эти возможности ваши ровесники.

II. Проблемная ситуация «Губки бантиком, бровки домиком»

Классный руководитель. Мне не так давно позвонила знакомая, мама одной семиклассницы, попросила объяснить, что происходит с дочерью. Вот что рассказала эта мама.

...«Губки бантиком, бровки домиком» - именно такой макияж с некоторых пор стала делать ее дочь Наташа. Она была девочкой замкнутой и необщительной, каких-то выраженных интересов у нее не было, как не было и друзей. Одноклассники считали ее серенькой мышкой. Но в последнее время что-то в ней изменилось: большое внимание стала уделять своей внешности, потребовала полностью заменить гардероб, чтобы вся одежда была в черно-розовых тонах. Мама дает деньги на завтраки, а девочка покупает побрякушки: значки, колечки, цепочки, браслеты, какие-то плюшевые игрушки - обвешалась ими, как новогодняя елка.

Да еще эти ужасные ногти черного цвета и челка, закрывающая один глаз.

Была девочка как девочка - воспитанная, знала, где и как себя вести. А тут по любому поводу закатывает истерики: слезы, крики, рыдания - все напоказ. Как у Пьеро. Да и косметика похожа - то слезы на щеках нарисует, то черные дорожки якобы от размытой слезами косметики специально намажет. Что случилось с девочкой?

- Можете ли вы ответить на этот вопрос?

(Дети высказываются.)

Ну да, мы нашли в Интернете материал о молодежных неформальных объединениях и узнали, что Наташа стала членом группировки эмо. Вот такое странное название - среднего рода. Их отличают черно-розовая гамма в одежде, любовь ко всяческим побрякушкам, музыке в стиле emocore, emo indie rock, pop emo. Общий смысл этой музыки выразил один пересмешник: «Она меня бросила, оооо! Не хочу жить, убейте меня... Жизнь потеряла смысл, все меня ненавидят, все отвернулись от меня...»

В основе поведения эмо - эмоции, которые они любят выставлять напоказ. Отсюда и название движения. Если эмоций нет, на помощь приходит косметика, например некоторые специально рисуют на своем лице слезы.

(Учитель задает вопросы.)

- Почему Наташа не рассказала маме о своей группировке? (Потому что, как ей кажется, мама ее не поймет.)

- Как вы думаете, зачем Наташ^ решила стать эмо? (Появилась потребность заявить о себе, бросить вызов, самоутвердиться, найти новых друзей и т. п.)

- Как вы думаете, успокоила маму информация о том, что ее Дочь стала эмо?

- Эмо - лишь одна из неформальных группировок. О каких еще группировках вы знаете?

(Дети высказываются.)

III. Информационный блок «Эти разные неформалы»

1. Эти хулиганы - панки, скины, фаны

Классный руководитель. Молодые люди со странным внешним видом и поведением, так называемые неформалы, теперь не в диковинку. Это представители различных молодежных группировок. Согласно русскому толковому словарю неформал - член неформальной, официально не утвержденной организации, группы.

Наши ребята порылись в Интернете и написали занимательную инструкцию для родителей, чтобы они смогли узнать, в какую группировку попали их дети. Первая часть инструкции называется «Эти хулиганы - панки, скины, фаны». Слушаем экспертов.

Эксперт 1. Если вам, глядя на собственного ребенка, хочется засунуть его под душ, если он заявляет, что никто ему не указ, а вместо «здрассьте» кричит «Панки хой!», скорее всего, он панк. Волосы ярких неестественных оттенков торчат в разные стороны (для фиксации часто используют пиво), может носить прическу «ирокез». Носят панки рваные, вымоченные в отбеливателе джинсы (чтобы получились рыжие разводы), тяжелые ботинки или кеды, куртку-косуху или пиджак на голое тело. Делают пирсинг, татуировки, на джинсах могут носить цепи от собачьих поводков, а на шее - ошейники. Слушают панк-рок. Ненавидят политику и буржуазное общество, своим образом жизни стараются бросить ему вызов: редко моются, спят и едят где придется. В почете алкоголь и синтетические наркотики (но не обязательно), при случае не прочь понюхать клей.

Эксперт 2. Не бойтесь, есть группы пострашнее панков. Если ваш сын все чаще роняет фразы вроде «Россия для русских, Москва для москвичей, понаехали тут ...», стоит призадуматься. Возможно, он скинхед, а это уже опасно. Зачастую во главе группировки скинов стоит взрослый человек с профашистскими взглядами, который может использовать подростков для организации погромов и даже терактов. В основе - идеология подчинения сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. Скины молятся на Гитлера и читают его «Майн кампф». Одеваются так, чтобы удобнее нее было драться: плотные черные джинсы, дешевые и прочные, на которых плохо видны грязь и кровь, тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, они удобны для бега, а также являются оружием в драке. Куртки короткие и без воротника» чтобы противнику не за что было ухватиться, бритая или стриженая «под ноль» голова - чтобы враг не мог схватить за волосы. Сейчас в ботинках вместо черных шнурков появились белые как символ того, что скины сражаются за белую расу. Если вы убедились, что ваш ребенок скинхед, срочно принимайте меры, вплоть до похода к психологу, борьба за белую расу частенько заканчивается в колонии для малолетних.

Эксперт 3. А может быть, комната вашего отпрыска превратилась в футбольный музей, а сам он бредит футболом, ходит на все игры своей любимой команды и даже отправляется за ней на выезды? Не спешите радоваться - скорее всего, он футбольный фанат или футбольный хулиган. В таком случае ждите, когда после футбольных матчей он придет домой в синяках, а может быть, вам даже придется забирать его из полиции за драку на стадионе. А что вы думаете? Фанатские драки - это серьезно, там ненароком могут и голову проломить.

2. Дискуссионная пауза «В неформалы я пойду!»

Классный руководитель. Сделаем паузу для обсуждения. «В неформалы я пойду!» - почему так заявляют некоторые подростки? По наблюдениям ученых, почти каждый десятый становится членом неформального объединения. (Задает вопросы.)

- Как вы думаете, почему молодые люди попадают в такие сообщества? (Мода, подражание западной культуре, любопытство, потребность самовыражения, потребность в общении, поиск друзей, близких по духу, и т. п.)

- Почему ребята хотят выделиться из толпы? (Хочется самоутвердиться, показать себя, обратить на себя внимание, показать, что они презирают все, что ценится в обществе и т. п.)

- Что хорошего может найти подросток в таких объединениях? (Общение, досуг, друзей.)

- Психологи предупреждают, что участие во многих таких движениях может быть опасно для подростка. В чем может состоять опасность? (Наркотики, алкоголь, агрессия, противоправные действия.)

(Дети высказываются.)

По мнению психологов, членами неформальных объединений становятся подростки, которые испытывают трудности в общении, не могут приспособиться к требованиям общества. Подростковый возраст (от 11до 16 лет) - это переходный период развития личности от детства к юношеству, когда не только происходит физическое и половое созревание, но и формируются убеждения, складывается характер. Подросток сравнивает себя с окружающими, ищет свое «я», предназначение в жизни. Часто этот период называют трудным возрастом, потому что у многих начинаются конфликты с учителями, с родителями, появляется потребность во внимании и понимании. Это и может привести подростка в неформальные объединения.

3. Вот такие чудаки - готы, рэперы, ролевики

Классный руководитель. Продолжим знакомство с различными молодежными движениями. Слово экспертам.

Эксперт 1. Выбеленное лицо, черная подводка и темные губы. Не бойтесь, наивное чадо не замаскировалось под вампира. Оно пошло в готы. Некоторые готы носят одежду, сшитую под влиянием XVIII или начала XIX в., другие предпочитают винил, кожу и сетку. Иногда и то и другое. Доминирующий цвет - черный. Питают слабость к различным символам смерти - украшениям с гробиками, черепами, и тому подобные; любят кладбища, надгробия и похороны.

Эксперт 2. А если ваш ребенок вдруг стал носить штаны, которые висят пузырем, и широкие балахонистые футболки с капюшонами, скорее всего, он подался в рэперы. Из украшений - значки и серьги или подвески. Волосы коротко острижены. Но главные признаки - речь и жестикуляция как у подростков в негритянских кварталах Америки. В России этот стиль носит подражательный характер и в последнее время вливается в хип-хоп культуру: брейк-данс, граффити, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) и т. д. Сейчас в крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом, но не имеющей никакого отношения к этой субкультуре.

Эксперт 3. Вся его комната завалена романами-фэнтези. Он постоянно мастерит себе какие-то немыслимые костюмы: то средневекового лучника, то охотника за драконами, а по выходным, прихватив все эти доспехи, куда-то исчезает? Он ролевик, то есть участник ролевых игр. Для участия в таких играх молодежь собирается в уединенном месте, выбирается Мастер, который ведет игру. У него имеется сценарий, в котором перечислено все, что может случиться с участниками. Роли распределяются - и началось... Время игры зависит от сюжета: одна рассчитана на несколько часов, другие, бывает, и на пару лет. Внешне ролевики ничем не отличаются от обычных людей (если не считать страсти к чтению фэнтези).

Эксперт 1. Принадлежность вашего чада к какой-то неформальной группе не всегда повод для паники, даже если от музыка которую он слушает, хочется лезть в петлю. По статистике, к 20 годам у большинства все проходит само собой. В крайнем случае, утешайтесь мыслью, что внуки отомстят вашим детям за все.

IV. Беседа «Включаем критическое мышление»

Классный руководитель. Как правило, подростки, пришедшие в неформальное объединение, стараются как можно быстрее вписаться в сообщество, усвоить внешние черты и нормы поведения. В своем усердии часто теряют голову, многие вещи воспринимают некритично. А ведь никогда не мешает остановиться, оглянуться, задуматься, включить критическое мышление. Попробуем это сделать и мы.

(Учитель задает вопросы, дети высказываются, потом учитель резюмирует высказывания.)

1. Самый главный лозунг неформалов - это стремление к свободе, бунт против правил. Но, став членом неформальной группировки, получает ли человек свободу? (Нет, он вынужден подчиняться очень жестким правилам данной группы: в одежде, речи, манерах, в отношении к другим группировкам и к окружающим, вынужден даже делать то, чего не хочет, например принимать наркотики, алкоголь.)

2. Ребята идут в неформальные объединения, чтобы выделиться из толпы, чтобы не быть стадом. Достигают ли они этой цели? А может быть, они показывают как раз стадное поведение, не выделяясь, а растворяясь в толпе себе подобных? (Они подражают членам неформальной группы, приходят на все готовое, ничего не выдумывают сами, действительно, растворяются в толпе себе подобных.)

3. Обязательным признаком любого стада является наличие врагов, которых может быть много, в том числе и другие неформалы. Почему же многие группировки воюют друг с другом: панки выступают против эмо, готы - против панков, скины - против рэперов, ведь все они - за свободу? (Получается, что они требуют свободу только для себя, не понимают, что другие имеют право быть не похожими на них.)

4. Подростки-эмо очень ревниво относятся к тем, кто не входит в их группировку, а только копирует их моду, например носит челки, Скрывающие один глаз. Случалось, они насильно отрезали челки У Ребят на улице. Что бы вы сказали эмо в ответ на такие насильственные действия? (Ты хочешь быть эмо-это твое право, а я хочу только одеваться, как эмо, - это тоже мое право.)

5. Возможность самовыражения - одна из главных ценностей для неформалов. А может быть, это просто показуха? (Самовыражение в основном проявляется только во внешности, в моде, в том чтобы привлечь к себе внимание, заставить заговорить о себе, действительно, в этом много показухи.)

Члены неформальных объединений - это молодые люди. Взрослея, набираясь опыта и ума, они во многом разбираются и в конце концов начинают искать себя в мире взрослых. Если... если не потеряют себя.

- Молодой человек приходит в неформальное молодежное объединение в поисках себя, своей самобытности, как же он может там потерять себя?

(Дети высказываются.)

V. Практикум «Научись говорить "нет"»

Классный руководитель. Да, случается, что в неформальных группировках подростки за компанию могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, а то и попасть в тюрьму. Часто это случается потому, что они не могут сказать «нет». Как это сделать? Есть несколько способов. Посмотрите сценку, потом мы обсудим поведение героев.

Автор. На тусовке Сергей протягивает новичку Саше полупустую бутылку виски.

Сергей. На, глотай, твоя очередь.

Саша. Спасибо, не хочу.

Сергей. Не бойся, ничего не будет, у нас все пьют.

Саша. Спасибо, что-то не хочется.

Сергей. Наверное, мамочки испугался?

Саша. Ага, и мамочки, и папочки: узнают - денег на конфеты не дадут, новую машинку не купят.

Сергей. Значит, съезжаешь?

Саша. Нет, просто не хочу. Ты случайно не знаешь, как там вчера сыграл «Спартак»?

Классный руководитель. Давайте разберем поведение молодых людей. Сергей предлагает Саше глотнуть виски из бутылки. Саша вежливо отказывается, выбирая самый неотразимый аргумент - не хочу. Приятель настаивает, поддразнивает. Саша отвечает шуткой. Приятель раздосадован, что не смог настоять на своем.

Саша вновь повторяет главный аргумент - не хочу. Это проявление права человека на свободу: хочу - делаю, не хочу - не делаю. Против этого трудно возразить - ведь все здесь ценят свободу и презирают стадность.

Если ты хочешь противостоять чужому давлению, не допускай обсуждения, поэтому последним своим вопросом Саша переводит разговор на другую тему. Он как бы дает понять, что тема с выпивкой закрыта и обсуждать ее он не намерен.

Еще одна деталь: обратите внимание на позу и тон Саши - он стоит прямо, держит голову высоко, не прячет глаза - это поза уверенного в себе человека, который твердо знает, чего он хочет, а чего не хочет.

Посмотрите сценку еще раз.

(Актеры повторяют сценку.)

А теперь потренируйтесь сами, как говорить «нет». Разыграйте эту сценку в парах (с соседями по парте). По моей команде одновременно негромко - так, чтобы вы слышали друг друга, - повторите этот диалог. Внимание! Начали!

(Дети разыгрывают сценку.)

Подростки - народ любознательный, все им хочется познать, все испытать, во всем поучаствовать. Хорошо, если при этом они не потеряют способности критически оценивать события и поступки людей, а также смогут противостоять чужому давлению.

VI. Информационный блок «Позитивные неформалы»

Классный руководитель. Последний информационный блок от наших экспертов - социальные объединения. Все неформальные объединения, о которых мы сегодня слышали, пришли к нам с Запада, их члены просто копируют западную моду. Неужели российская молодежь не смогла придумать ничего своего, российского, уникального? Слово экспертам.

Эксперт 1. Нет, есть самые настоящие российские неформалы, которые не подражают западной моде, не копируют своих зарубежных сверстников. О некоторых из них мы расскажем.

Эксперт 2. Все знают, кто такие байкеры. Это крутые ребята за рулем зарубежных мотоциклов - байков. Байкеров у нас немного - ведь мотоциклы самых известных марок стоят дорого, а у молодежи денег не так уж и много. Зато в России сейчас стали появляться мотоциклисты, которые не хотят, чтобы их называли байкерами.

Каждый год тысячи юношей и девушек изо всех уголков России пРиезжают на своих мотоциклах на мотофестиваль под Малоярославцем (город в Калужской области, в 120 км от Москвы). Многие Участники фестиваля придерживаются особого стиля жизни: они сами собирают свой мотоцикл: из деталей старых мотоциклов, машин, промышленных отходов, найденных на свалках. Дизайн и техническая конструкция мотоцикла создаются по образцам, приведенным в западных журналах. Такой обновленный, с оригинальны^ дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большую скорость, стоит примерно в 10 раз меньше, чем в магазине.

Эту работу ребята делают в гаражах, в своих квартирах. Атмосфера в период сборки рабочая и спокойная, работа не заканчивается попойкой. Когда сборка закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут достаточно спокойно (не нарушая правил) на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия - просто едут. Возможность свободно ехать на машине, сделанной своими руками, позволяет самоутвердиться, вдохновляет на новые творческие достижения. Пока эти неформальные группы мотоциклистов еще не нашли своей символики, своего названия, но они точно знают, что с байкерами у них нет ничего общего.

Эксперт 3. В России сейчас появилось много краеведческих молодежных объединений. Ребята занимаются изучением природы, памятников своего края, узнают о своих корнях. Краеведение - это походы, палатки, костры, хорошее дружеское общение.

Эксперт 1. Много появилось в России и неформалов-реконструкторов. Они создают целые представления, которые восстанавливают ход какой-нибудь исторической битвы. Сначала они изучают эпоху, читают книги о войсках и оружии того времени. Потом разбирают все детали сражения. Затем выбирают себе армию, вид войска, сами изготовляют костюмы, оружие, съезжаются на поле сражения и рубятся понарошку столько времени, сколько продолжалась битва. Потом на привале обсуждают детали сражения, свои «подвиги» и «подвиги» друзей. Прощаясь, договариваются о следующей битве.

VII. Заключительная беседа «Выразить себя»

Классный руководитель. Мы начали сегодняшний разговор с попытки определить, что такое самовыражение. Остановились на том, что это желание человека выразить себя, показать, на что он способен, раскрыть свой талант, мастерство. Настоящий профессионал выражает себя в своей профессии, в умении сделать то, что недоступно другим. И это умение - результат большого труда, с молодых лет до самой старости.

Но можно выразить себя и на тусовках, выделяясь умопомрачительными нарядами или прическами, можно выразить себя в шумных уличных акциях, драках, стычках. Каждый выбирает свой путь.

В заключение две цитаты. Мне кажется, эти слова можно отнести к современным неформалам. А как думаете вы? (Читает цитаты, взятые в качестве эпиграфа, предлагает детям объяснить их смысл.)

Примерные ответы детей:

- Дмитрий Иванович Писарев предупреждал молодых о том, что в молодости нужно использовать каждую минуту, чтобы учиться, совершенствовать себя, свои способности, в старости на это не будет времени. Неформалы тоже развивают какие-то свои качества, которые им пригодятся в жизни. Но многие просто теряют время на тусовках.

- Андре Моруа, наверное, говорил о качествах лидера, руководителя, которые воспитываются в молодости, когда человек идет против общества, против порядков. Это делают и современные неформалы. Когда человек повзрослеет, он примирится с обществом, но качества лидера пригодятся для руководящей работы.

Классный руководитель. Наша встреча подошла к концу. Мы рассказали лишь о нескольких неформальных объединениях молодежи, о проблемах, которые могут возникнуть у подростка в таких объединениях, о том, как сохранить себя, не поддаться плохому влиянию.

Узнали вы и о таких неформалах, которые не бросаются в глаза своими нарядами, а делают то, что им интересно, и это дело помогает им и в поиске друзей, и в развитии своей личности. Но, кроме неформальных объединений, есть много кружков, клубов, секций, различных объединений, где молодые люди могут общаться, проводить время, развивать свои способности и таланты.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор?

- Достаточно ли вы узнали о молодежных группировках?

- Изменилось ли ваше отношение к неформалам?

- Какой момент сегодняшнего классного часа запомнился?

- Чье выступление или высказывание понравилось?

(Дети высказываются.)

Дополнительный материал

Почему подростки становятся неформалами

• Любопытство, стремление познать необычное.

• Отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе.

• Вызов обществу, протест.

• Вызов семье, непонимание в семье. Безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность.

• Нежелание быть как все.

• Желание утвердиться в новой среде.

• Привлечь к себе внимание.

• Неразвитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

• Копирование западных структур, течений, культуры.

• Дань моде.

• Отсутствие цели в жизни.

• Влияние криминальных структур, хулиганство.

• Возрастные увлечения.

Похожие статьи:

Час общения в 6 классе

Психологический классный час в 6 классе

Классный час на тему «Удивительный мир природы», 6 класс

Классный час в 6 классе. Полтавская битва

Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!