Классный час на тему «Удивительный мир природы», 6 класс
Конспект классного часа для 6 класса
Тематический устный журнал для учащихся 6-х классов
Цели и задачи:
• воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе;
• развитие умений сравнивать цветы, находить в них общие и различные черты;
• развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи и экологической тематики;
• расширение знаний подростков о жизни насекомых.
Оборудование. Картинки, изображающие цветы (фиалка, колокольчики, ромашки, одуванчик, подснежник, роза, тюльпаны, гвоздика, василек, ландыши, мать-и-мачеха).
Набор картинок с изображением мелких цветов, машинок, тракторов, людей и т. д.
Карточка, на которой изображена схема; тетрадь, цветные карандаши, книга К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Описание устного журнала
1. Цветы в стихах
Учитель: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в разноцветный мир цветов. Цветы нас окружают повсюду в нашей жизни: весной и летом — на улице, в парке, лесу, на лужайке; в доме или квартире — на подоконниках. Цветы — это действительно радость жизни!
Не случайно, что первая страница нашего устного журнала так и называется «Цветы в стихах». Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано и о цветах. Послушайте. Я буду читать стихи, а вы найдите картинку, изображающую этот цветок.
(Учитель читает стихи, но не называет названий стихотворений)
Ландыш
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг
Услышим — я и ты?
Автор: Е. Серова
Фиалка
На солнечной опушке
Фиалка расцвела
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
Автор: Е. Серова
Подснежник
Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна».
Автор: Л. Кудрявская
Мать-и-мачеха
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек,
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках —
Круглые комочки.
Автор: Я. Нищева
Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В желтенькое платьице.
Автор: Я. Нищева
Учитель: Это только некоторые стихи о цветах из множества тех, которые написаны в разное время и самыми разными поэтами.
Назовите цветы на картинках, которые вы отобрали, слушая стихи. (Ландыш, фиалка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик)
Дело в том, что если наблюдать за природой, то мы увидим, как она каждый месяц, неделю, а может быть, и день меняется. Солнышко пригрело — снег растаял, появилась травка, и вот в марте мы увидели первый весенний цветок. Какой это цветок? (Подснежник)
Верно, это подснежник, но на пригорках появились желтые цветы, вспомните, как они называются? (Мать-и- мачеха)
А знаете, почему так назвали цветок? Если потрогать лепестки этого цветка, то с одной стороны они теплые, а с другой — холодные. Кто свое тепло отдает своему ребенку? (Мама) Ну а холодное — это мачеха, т. е. не родная мама. Вот по этим признакам и назвали цветок мать-и-мачеха.
Учитель предлагает из предложенных картинок с цветами отобрать цветы, соответствующие месяцам весны. Например: март — подснежник, апрель — мать-и-мачеха, май — фиалка, одуванчик, ландыш, сирень, тюльпан, нарцисс.
Игровая ситуация «Спаси цветы»
Учитель предлагает ребятам поиграть. Для игры понадобятся карандаши и набор картинок, на которых в мелком масштабе нарисованы различные цветы, животные, дети, трактор, машины и т. д., т. е. то, что может повредить цветам. Картинки все с одинаковым количеством рисунков (идентичные).
Задание. Играющие ребята (по количеству подготовленных карточек) должны «спасти цветы» — карандашом за короткое время зарисовать «опасные» для цветов рисунки, например, трактор, машину.
Выигрывает тот участник, который быстрее выполнит задание и заштрихует больше «опасных» для цветов предметов и вещей.
После подведения итогов мини-игры учитель продолжает:
В апреле в лесу можно увидеть фиалки, их собирают в букетики. Затем расцветают садовые цветы: уже в мае можно увидеть букеты тюльпанов, нарциссов, сирени. Почему люди покупают цветы? (Варианты ответов ребят)
(Учитель показывает учащимся картинки с изображением подснежника и тюльпана)
Назовите, чем похожи друг на друга эти цветы? (Варианты ответов ребят) А чем они не похожи? (Рассуждения ребят) Молодцы, вы очень внимательны и все правильно назвали.
Оказывается, в природе сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Именно о них написано это стихотворение.
Удивительные часы
Выйди летом за село —
От цветов светлым-светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придешь домой —
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг — и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растенья
Знают все без исключенья.
От росы и до росы
Счет часам ведут часы.
На все лето каждый год
Солнце им дает завод.
Автор: В. Лукин
Игровая ситуация «Найди нужный цветок»
Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру «Найди нужный цветок».
Учитель предлагает ученикам набор карточек с изображением разных цветов: василька, клевера, ромашки, цикория, колокольчика, ветреницы, мака, незабудок, кувшинки, одуванчика, фиалки, календулы. Перед детьми ставится задача — найти описанное растение.
Это цикорий. Цветки его раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 часам полностью закрываются. Цикорий — лекарственное растение, а порошок из его корневищ добавляют в кофейные напитки.
Нельзя не любоваться красотой белой кувшинки. В народе ее ошибочно называют лилией. Все красиво в ней — круглые, как блюдца, листья и белоснежные цветки. Это растение стало редким и занесено в Красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветки кувшинки раскрываются утром, а к вечеру, в 18—19 часов, растение закрывает лепестки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождем.
2. В мире насекомых
Учитель предлагает послушать стихотворные загадки. Он зачитывает четверостишье, а ученики должны хором назвать насекомое.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк!
(Паук)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка. (Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
а жильцов в нем — миллион. (Муравьи)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Учитель: Вы догадались, о ком пойдет речь на второй странице нашего устного журнала? (О насекомых)
Вы, наверное, частенько замечали, как дружно живут муравьи в муравейнике. Они постоянно спешат, быстро перемещаются друг за другом, что-то друг другу передают.
Давайте представим себе, что и у нас сейчас появятся два дружных «муравейника». А в каком «муравейнике» «муравьи» быстрее, внимательнее и дружнее, мы узнаем по итогам игры.
Учитель предлагает ребятам разделиться на 2 команды (возможно, мальчики и девочки) и сесть за столами друг против друга. Игроки первой команды передают под столом монету так, чтобы соперники (вторая команда) не могли видеть, где она (при этом можно имитировать "передачу монеты от игрока к игроку, а можно стараться делать как можно меньше движений).
В любое время вторая команда может сказать «стоп», в этом случае все игроки первой команды кладут сжатые кулаки на стол и медленно раскрывают так, чтобы монета не звякнула, а руки оказываются лежащими на столе ладонями вниз. Если монета не найдена, то игра продолжается: монета передается дальше, но по команде «хлоп» игроки первой команды поднимают руки над головой и хлопают в ладоши (игрок с монетой старается незаметно зажать ее между пальцами).
В случае обнаружения монеты она переходит ко второй команде и игра продолжается.
Учитель: А теперь представим, что мы с вами пчелы и живем в веселом и дружном улье. А пчелы очень работящие насекомые. Они постоянно приносят «запасы на зиму» в свой улей.
Наша игра необычная, она состоит из 2-х этапов.
Задание 1-го этапа. Внимательно посмотрите в свои карманы и «принесите в улей запасы» — сложите на один стол все содержимое ваших карманов. У какой команды вещей и предметов окажется больше, в «том улье и пчелы» более работящие. Но из портфеля брать нельзя, только из карманов!
Задание понятно? Начали!
Задание 2-го этапа. Мы почти убедились, что наши «пчелки» трудолюбивые. Теперь мы узнаем, какая «пчелка» в отдельности и какой «улей» в целом собрал больше «запасов на зиму».
Необходимо внимательно просмотреть свой портфель и выложить на стол все мелкие предметы. Тетради и учебники не доставать, только мелкие предметы — ручки, карандаши, счетные палочки, пенал и т. д.
Мы посчитаем вещи у каждой «пчелки» отдельно, а затем сложим и получим общую сумму «улья». Только играем честно! Готовы? Начали!
После игры учитель предлагает учащимся рассказать истории о насекомых, произошедшие с ними в реальной жизни. Какую роль в них сыграли насекомые? Положительную или отрицательную?
После кратких рассказов учеников учитель предлагает вспомнить основную тему устного журнала. Вместе с учениками делает вывод о необходимости бережного отношения к природе, в том числе к насекомым и цветам.
Похожие статьи:
Беседа для учащихся 5-7 классов на тему: Опасный огонь
Классный час ко Дню здоровья, 5-7 класс
Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе
Каргаполова Татьяна Михайловна
|
||
|