Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе
Внеклассное мероприятие 6-7 класс
Методическая разработка для классных руководителей
Вечер классической русской музыки 6, 7 класс
Цели: развивать эстетические вкусы учащихся; прививать любовь к русской классической музыке.
Ход мероприятия
Класс делится на пять команд, которые получают домашнее задание - рассказать об одном из знаменитых русских композиторов.
Ведущий 1. Можете ли вы представить свою жизнь без музыки? Вообразите, что завтра ты не услышишь любимой группы или артиста, радио и телевидение станут серыми и однообразными, даже птички перестанут вытягивать свои трели. Ужасная картина, не правда ли? Ведь музыка - это настоящее чудо, созданное самим человеком.
Ведущий 2. Еще в древности было сложено множество интересных легенд о том, как возникла музыка. Древние греки считали ее великим даром богов. Бог Аполлон был у них покровителем искусства, в частности музыки. Обычно его изображали с музыкальным инструментом в руках. В русских сказаниях о певце-гусляре Садко и древнегреческой легенде об Орфее отразились любовь человечества к музыке, восхищение ее красотой.
Ведущий 1. Еще при первобытном строе, на заре человеческого общества, музыка играла очень важную роль. Матери, напевая, укачивали детей, воины устрашали врагов воинственными песнями-кличами, пастухи протяжными зовами собирали стада. Если из племени кто-то умирал, то его провожали песней-плачем. Музыка входила в игры первобытных людей. Люди постепенно учились отбирать из множества шумов музыкальные звуки, научились связывать их между собой. Музыка первобытных людей была довольно простая, но в то же время с достаточно сложным ритмом, который помогал найти им ритм в работе.
Ведущий 2. В Древней Греции музыка уже звучала в театральных представлениях, даже стихи поэты декламировали словН0 песню, аккомпанируя себе на лире или кифаре.
Пифагор, знаменитый философ-математик, положил начало особой науке - музыкальной акустике. Названия многих музыкальных террминов берут начало в Древней Греции. А греческие мудрецы Платон и Аристотель придавали музыке особое значение в воспитании разностороннего, гармонически развитого человека.
Ведущий 1. К сожалению, сейчас молодежь чаще предпочитает современную эстраду классической музыке. Конечно, большие и сложные сочинения могут показаться сложными и неинтересными. Поэтому знакомиться с серьезной музыкой надо постепенно, начиная с легких вещей, которые воспринимаются даже неопытным слушателем. Главное, понять, что по-настоящему образованным и культурным человеком быть невозможно без знаний творчества Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского и многих других великих композиторов.
Команды представляют домашнее задание.
Михаил Иванович Глинка
Родина великого классика - село Новоспасское на Смоленщине, около города Ельни. Воспитывался и учился будущий композитор сначала дома, а потом в Петербургском благородном пансионе - закрытом учебном заведении для дворянских детей. Там его обучали музыке. Это считалось обязательным для хорошо воспитанного молодого человека, будущего «чиновника по дипломатической части», каким хотели видеть Глинку его родные. Но еще в юности Глинка понял, что основное дело его жизни - музыка. В начале своего творческого пути он научился великолепно играть на фортепиано, сочинял романсы на слова русских поэтов.
Исторический шаг сделал молодой чиновник М.И. Глинка, оставив службу и отправившись в далекое путешествие в Италию. Там молодою композитора заметили и даже издали его несколько произведений. 1 [осле возвращения на родину он снова отправляется в дорогу - в Берлин, к известному музыкальному ученому и педагогу Зигфриду Дену. После занятий с этим талантливым человеком Глинка окреп как композитор, его творческие планы стали смелы и даже дерзки. Окрыленный новыми идеями, Глинка берется за написание оперы. Поэт Чуковский ему посоветовал взять за основу подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с польской шляхтой в 1673 г. завел вражеский отряд в глухой лес и там погиб, но погубил врагов. Одними из первых слушателей, высоко оценивших оперу, стали Пушкин и Гоголь. Успех оперы окрыляет композитора, и он берется за новое грандиозное произведение - оперу на сюжет пушкинской сказочной поэмы «Руслан и Людмила». Эта опера изумила всех своей новизной, костью и свежестью музыкальных красок. В опере показаны картины жизни не только Киевской Руси, но и картины жизни детских сказочных стран.
После того как работа над оперой была завершена, Глинка снова отправляется в путешествие по Европе. Он побывал в Париже, Испании. Мелодии народных испанских песен легли в основу двух увертюр для симфонического оркестра - «Арагонской хоты» и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде».
Глинка говорил: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Но чтобы так обработать русские народные мелодии в знаменитой «Камаринской», нужно обладать гениальной способностью проникать в самую суть народного творчества.
Прослушивание отрывка из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский, родившийся в 1839 г., был уроженцем села Карева Псковской губернии. Сын небогатого помещика, Модест окончил школу гвардейских прапорщиков в Петербурге и стал офицером. Знакомство с Балакиревым кардинально перевернуло его судьбу - в 1858 г. Мусоргский уходит в отставку и полностью отдается музыке. Но так как композиторское творчество не приносило доходов, параллельно служит мелким чиновником.
Модест Петрович создал много прекрасных романсов на стихи русских поэтов и на свои собственные.
Композитор много и страстно читал, вбирая все больше знаний. Вскоре он пишет оперу на сюжет трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Каждый герой очерчен в музыке очень выразительно: разгульный монах Варлаам и мудрый летописец Пимен, честолюбивый Самозванец и гордая Марина Мнишек, хитрый Шуйский и доверчиво-бесстрашный юродивый - «совесть народная». После «Бориса Годунова» Мусоргский работает над другой исторический оперой - «Хованщиной».
Из симфонических произведений композитора наиболее известна оркестровая картина «Ночь на Лысой горе» по народным легендам и сказкам. Фортепьянный цикл «Картинки с выставки» написан Мусоргским под впечатлением от рисунков художника и архитектора В. А. Гартмана. Но в личной жизни художника постоянно преследовало безденежье, проблемы со здоровьем. Последним незаконченным произведением Мусоргского была опера «Сорочинская ярмарка», которую впоследствии завершили композиторы Ц. А. Кюи, А. И. Лядов, а также В. Я. Шебалин.
Для того чтобы собрать материал для оперы, Мусоргский поехал в гастрольную поездку по Украине и югу России с певицей Д.Л. Леоновой в качестве аккомпаниатора. Новаторство Мусоргского не было оценено современниками. Непривычные для слуха выразительные звукосочетания, нетрадиционные формы и приемы оркестровки делали его стиль труднодоступным даже для его друзей-музыкантов. Лишь много позднее было осознано всемирное и национальное значение творчества «композитора-бунтаря», открывшего пути развития музыкального искусства.
Прослушивание отрывка из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков говорил: «Мой род - это сказка, былина и непременно русские». Композитора вдохновляла красота народного искусства: песен, сказаний, обрядов. Страница русской истории, экзотические образы Востока, картины живой природы словно оживают в музыке композитора.
Римский-Корсаков родился в городке Тихвине Новгородской губернии. В 12 лет родители отдали его в Морской корпус. Это была семейная традиция, дядя и старший брат уже были моряками. И снова М.А. Балакирев сыграл большую роль - только уже в жизни другого великого композитора. Под руководством Балакирева Римский-Корсаков начинает писать симфонию, но, окончив Морской корпус, отправился на три года в дальнее плавание. Впечатления, полученные в путешествии, позже ему пригодились при написании музыки.
Римский-Корсаков является создателем 15 опер. Все они разнообразны по содержанию, многие навеяны народными сказками и преданиями. Кроме того, им написаны 79 романсов, в том числе на стихи А.С. Пушкина.
Первой оперой Римского-Корсакова была «Псковитянка», повествующая о драматических событиях, связанных с образованием единою Русского государства. Затем композитор пишет оперы по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, оперу «Снегурочка» по «весенней» сказке А.Н. Островского. Особое место в творчестве композитора занимает опера по былине «Садко». Главный герой ее - новгородский гусляр Садко. Красочная музыка бытовых сцен сменяется фантастическими музыкальными картинами, где действуют сказочные персонажи: морской царь и его дочь - нежная Волхова. Композитор также написал оперы «Кощей Бессмертный», «Золотой ключик», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери» и др.
Много сил и времени Римский-Корсаков отдал обработке народных песен.
Римский-Корсаков не только выдающийся композитор, но и замечательный педагог, он воспитал более 200 музыкальных деятелей. У него учились А.К. Глазунов, А.К. Лядов, С.С. Прокофьев. Умер композитор в 1908 г., оставив потомкам самое дорогое - свою музыку.
Прослушивание отрывка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Нет комментариев. Ваш будет первым!