Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час в 6 классе. Полтавская битва

Методическая разработка тематического классного часа для 6 класса

Конспект классного часа «Великая Виктория»

Устный журнал, посвященный Дню воинской славы России

17 июня 1709 года – Полтавская битва

Кто знамени присягал единожды, тот у оного и до смерти стоять должен.

Петр I

В феврале 1995 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень дат, связанных с выдающимися победами русского оружия. Каждая такая дата может стать информационным поводом для проведения классного часа патриотического содержания с 5 до 11 класса.

В предлагаемом сценарии информационным поводом является 17 июня 1709 г. - день Полтавской битвы.

Форма мероприятия: устный журнал, который включает в себя три блока: информационный, игровой и творческий.

Ведущими выступают дети, исполняющие роли журналистов. Викторина проводится как поединок ведущих со всем классом-командой. Ведущие задают вопросы по содержанию устного журнала. Если класс слушал внимательно, на все вопросы он без труда ответит.

Цели: познакомить детей с героическими страницами истории русского народа; формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала; воспитывать уважение к прошлому своего народа; помочь детям в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры

Форма: устный журнал.

Подготовительная работа: распределить роли среди детей. Сделать ксерокопию данного сценария и разрезать текст на блоки в соответствии с ролями. Текст учить не обязательно, достаточно бегло и выразительно прочитать. Ученик, исполняющий роль Петра I, должен выучить свою роль.

Оборудование: шляпа из бумаги для исполнителя роли Петра I.

Оформление:

• выставить портрет Петра I; карту (любую), на которой можно показать Швецию, Москву, Полтаву; репродукции картин с изображением Полтавской битвы («Полтавская победа» А.Е. Коцебу, «Петр I в Полтавской битве» Луи Каравака, «Полтавская битва» Дениса Мартена, мозаика М.В. Ломоносова «Полтавская баталия»);

• написать на доске название классного часа, эпиграф к нему,

названия страничек журнала, а также фразу: 1709 год - Полтавская битва.

План классного часа

I. Вступительное слово «Даты великих сражений».

II. Устный журнал «Великая виктория».

1. Великая виктория. (Передовая статья.)

2. Как швед попал под Полтаву? (Интервью с военным историком.)

3. Непобедимая крепость. (Новости с театра военных действий.)

4. «И грянул бой, Полтавский бой!» (Репортаж с поля битвы.)

5. Царская благодарность. {В мире интересного.)

6. Викторина.

III. Давайте пофантазируем: «Если бы да кабы...»

IV. Заключительная беседа «О долге, чести и присяге».

V. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Даты великих сражений»

Классный руководитель. Дорогие ребята, мало кто из нас задумывается о том, что мы, люди XXI в. - это часть пирамиды, в основании которой миллионы наших предков, живших десятки, сотни лет назад. Они не знали, что мы, их праправнуки, будем ходить в школу, получать двойки, опаздывать на уроки, часами болтать по телефону и просиживать за телевизором и компьютером.

Нашим предкам довелось жить совсем в другое время, когда Россия собирала свои земли, расширяла границы, защищала родные просторы.

Можно сказать, что у каждого из нас в роду были воины, которые участвовали в грандиозных сражениях и великих битвах во славу нашего Отечества. Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение, битвы Великой Отечественной - даты этих сражений вошли в историю как дни воинской славы России. И кто-то из ваших предков точно был участником хотя бы одного из этих сражений. Возможно, кто-то участвовал и в той великой битве, о которой мы будем говорить сегодня.

Наш класс подготовил выпуск устного журнала, посвященного Полтавской битве.

Передаю слово главному редактору журнала {имя, фамилия).

II. Устный журнал «Великая виктория»

Главный редактор. Здравствуйте, ребята. В 2009 г. Россия отмечала 300 лет со дня Полтавской битвы. Она состоялась 27 июня (10 июля по новому стилю) 1709 г. Это выдающееся событие в истории России, величайшая победа русского оружия, вершина российской воинской славы.

Этому событию мы посвятили специальный выпуск устного журнала «Великая виктория».

Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера. (Читает с доски.)

Итак, открываем первую страницу журнала. «Великая виктория» - так называется передовая статья. В ней наши корреспонденты {имена, фамилии) рассказывают о виктории, которой недавно исполнилось 300 лет.

1. Великая виктория

Ведущий 1. Виктория в римской мифологии богиня победы. Во времена Петра I этим словом называли победу в бою. 300 лет назад родилась великая виктория России - победа в Полтавской битве.

Ведущий 2. Полтавская битва - это крупнейшее сражение в ходе Северной войны. В этой войне Россия воевала со Швецией за выход к Балтийскому морю, за возвращение исконных русских земель.

Ведущий 1. Шведская армия в то время была самой сильной в Европе, шведского короля Карла XII называли новым Александром Македонским. Европейцев удивляли эти русские дикари, которые посмели с ним тягаться.

Ведущий 2. В 1700 г. шведы разгромили русскую армию под Нарвой, и европейцы аплодировали Карлу XII за то, что он загнал русских азиатов назад к медведям.

Ведущий 1. Но из этого поражения русский царь Петр I извлек хороший урок - в короткие сроки он создал армию, отвоевал у Швеции выход к Балтийскому морю («окно в Европу»), построил новую столицу на берегах Невы.

Ведущий 2. К этому времени шведы разгромили всех своих врагов в Европе, и Карл XII двинул войска на Россию, чтобы покончить с русскими раз и навсегда. Но планам захватчиков не суждено было сбыться.

Ведущий 1. Карл решил идти на Москву, но повернул в Малороссию, куда позвал его предавший Петра гетман Мазепа.

Ведущий 2. По дороге шведская армия сократилась на одну треть. Длительная осада Полтавы еще больше ослабила шведское войско, сам Карл получил позорное ранение в пятку.

Ведущий 1. Полтавская битва была им проиграна, он бежал в Османскую империю. Армия шведов сдалась в плен, а в мире появилось новое мощное государство - Россия, с которым уже нельзя было не считаться.

Ведущий 2. Можно сказать, что Полтавская победа стала днем рождения России как великой державы.

Спасибо за внимание.

2. Как швед попал под Полтаву?

Главный редактор. Как швед попал под Полтаву? - об этом вы узнаете из беседы с военным историком, которую проведет наш корреспондент {имя, фамилия).

Ведущий 3. После Полтавской битвы у нас появилась пословица «Пропал, как швед под Полтавой». Пропасть-то он пропал, но как он туда попал?

Давайте посмотрим на карту - где Швеция и где Полтава [показывает на карту).

Как вообще оказались шведы под Полтавой в 1709 г., что им было делать в этом маленьком городке, зачем было именно там давать сражение, в результате которого они все и «пропали»?

С этими вопросами мы обратились к военному историку (имя, фамилия).

Итак, как швед попал под Полтаву?

Историк. Целью шведов была, конечно, не Полтава, а Москва. Шведский король Карл XII собирался завоевать Россию и не сомневался в своей победе. Он был блестящим полководцем. Вся жизнь его проходила в боях и походах. Армия его любила и смело шла за ним в бой. С помощью этой армии Карл XII привел Швецию к вершине могущества.

Ведущий 3. Но и Петр I после поражения под Нарвой тоже создал сильную армию?

Историк. Да, это была сильная регулярная армия, в нее набирали рекрутов - по всей стране с определенного числа дворов брали одного рекрута. Солдат обучали и распределяли "по полкам.

Ведущий 3. Так и получилось, что кто-то из наших предков обязательно попадал в солдаты. И вот эти солдаты в 1708 г. встретились с армией Карла.

Историк. С тех пор, как шведы разбили русских под Нарвой, прошло 9 лет. За это время русская армия стала грозной силой.

Ведущий 3. Итак, шведский король двинулся на Москву. Как же шведы оказались под Полтавой?

Историк. Русские войска упорно преграждали ему все пути к столице. Они не ввязывались в крупные бои, но изматывали шведов, а главное, уничтожали запасы продовольствия и фуража, которые так нужны были шведской армии.

Ведущий 3. Как известно, Карл XII ввел в Россию армию численностью 54 тыс. человек. Как же удавалось королю прокормить такое войско, тем более что русские сознательно отрезали шведов от продовольствия?

Историк. Карл XII снабжал свою армию за счет беспощадного грабежа населения. Всех, кто отказывался помогать шведам, наказывали жестоко и без пощады, а дома их сжигали, даже сжигали все деревни.

Ведущий 3. Неужели народ терпел эти зверства?

Историк. Конечно, не терпел, а поднимался на партизанскую борьбу. Эта народная война разгоралась все сильнее, она сплотила русский народ, подняла авторитет Петра I.

Ведущий 3. Получается, что огромное голодное шведское войско целый год блуждало по России, пытаясь прорваться к Москве. Что же заставило Карла XII привести свою армию на Украину?

Историк. Осенью 1708 г. на сторону Карла XII переметнулся гетман Украины Мазепа. Он предложил Карлу двинуться на Украину, где обещал ему войска, продовольствие и боеприпасы.

Ведущий 3. Но, как известно, Мазепа не выполнил своего обещания.

Историк. Да, вместо 50 тыс. казаков Мазепа привел к Карлу только незначительный отряд, а все остальное казачество выступило за союз с Россией. К тому же русские опередили Карла и уничтожили продовольственные склады, собранные Мазепой.

Ведущий 3. Но зимовала шведская армия уже на Украине.

Историк. Да, зима была очень суровая, отношение населения было враждебным, дух войска падал, боеприпасы заканчивались. Мазепа указал Карлу на Полтаву, где можно было пополнить запасы продовольствия. И Карл двинулся к Полтаве.

Ведущий 3. Так швед и оказался под Полтавой...

Историк где и суждено ему было пропасть.

Ведущий 3. Но это уже совсем другая история. Спасибо всем за внимание.

3. Непобедимая крепость

Главный редактор. А сейчас новости с театра военных действий от наших корреспондентов {имена, фамилии). События под Полтавой 300 лет назад.

Ведущий 4.1 апреля 1709 г. Шведская армия осадила Полтаву - небольшой городок, обнесенный земляным валом с деревянным палисадом. Городок укреплен был слабо, гарнизон - всего 4 тыс. солдат да 2,5 тыс. жителей. Шведские генералы надеялись на легкую победу. Но сила Полтавы заключалась не в этих преградах, а в стойком моральном духе ее защитников.

Ведущий 5. Оборону Полтавы возглавил полковник Алексей Степанович Келин - старый русский воин, для которого главным в жизни была верность долгу. Его гарнизон дал торжественную клятву драться до последней капли крови и казнить как изменника всякого, кто заговорит о сдаче. Почти три месяца сдерживали они самую сильную армию Европы, отбили все попытки шведов штурмом овладеть городом.

Ведущий 4. Через месяц, в мае, на помощь гарнизону подошли русские войска. Но в крепость смог пробраться только небольшой отряд - русские обманули шведов, переодевшись в их форму. Продовольствия в крепости было достаточно, а боеприпасы заканчивались. Связь с армией осажденные поддерживали с помощью записок, которые вкладывали в пустые ядра.

Ведущий 5. Особенно тяжел был день 1 июня, когда шведы, пользуясь пожаром от бомб, едва не ворвались в крепость, но все же с большим уроном были отбиты. Осажденные умудрялись совершать смелые вылазки, во время которых отбивали у шведов пушки. В отражении последних штурмов принимали участие даже женщины и дети.

Ведущий 4. В эти дни осажденные послали в русский лагерь записку в пустом ядре, в которой они извещали о своем тяжелом положении. Военный совет Петра принял решение дать Карлу XII генеральное сражение. Это сражение закончится великой победой.

Ведущий 5. Но это уже совсем другая история.

Ведущий 4. В отчаянной неравной борьбе маленький гарнизон при поддержке населения сковал под стенами Полтавы почти всю шведскую армию под водительством самого короля Карла XII, боевая слава которого как непобедимого полководца гремела в те годы по всей Европе. А здесь поутихла. Длительная оборона Полтавы стоила русским больших жертв (гарнизон и население). Но шведы потеряли почти в два раза больше.

Ведущий 5. Блестящая победа в Полтавской битве не затмила подвиг защитников Полтавы, и сегодня мы склоняем головы перед мужеством людей, до конца выполнивших свой долг.

4. «И грянул бой, Полтавский бой!»

Главный редактор. «И грянул бой, Полтавский бой!». Репортаж с поля боя подготовили наши репортеры (имена, фамилии).

Репортер 1. Мы установили камеры на высоком берегу реки Ворсклы - отсюда хорошо видны и позиции русских, и позиции шведов. Сразу видно, что, пока продолжалась осада Полтавы, армия Петра даром времени не теряла. Петр I выбрал для своей армии очень удобную местность, где русская пехота могла проявить себя с лучшей стороны. В короткие сроки были построены мощные укрепления.

Репортер 2. Считанные минуты отделяют нас от начала сражения. Мы видим, как Петр I объезжает полки. Его слова, обращенные к солдатам и офицерам, просты и понятны всем патриотам.

Петр I. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за православную веру и церковь... А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только жила бы Россия в блаженстве и славе...».

Репортер 1. И в шведском стане мы видим какое-то движение - Карла XII несут в носилках перед войсками. Король ранен в ногу и не может передвигаться. Но он пока верит в свою победу, обещает солдатам, что завтра они будут обедать в русском обозе, где их ожидает богатая добыча.

Репортер 2. Глубокая ночь. Все готово к началу сражения. Бросается в глаза значительное превосходство русских.

Петр I. Русская армия насчитывала 42 тыс. человек и 102 орудия. Шведы на начало сражения имели 35 тыс. человек и 39 орудий.

Репортер 1.И вот началось - в три часа ночи в кромешной тьме шведская конница пошла в наступление. Но эта атака была быстро и жестоко отбита русскими - шведы в беспорядке отступают. Часть шведских войск попадает в окружение и капитулирует.

Репортер 2. Шесть часов утра - короткая передышка. Войска перестраиваются. Петр I возглавляет дивизию центра, а командование армией поручает Шереметеву.

Репортер 1. Девять часов утра. Две армии, затаив дыхание, стоят друг против друга. Между ними поляна, сверкающая на солнце сочной травой, которая через несколько минут обагрится кровью.

Репортер 2. Слышны отрывистые команды офицеров, ржание коней, бряцание оружия. День обещает быть душным и жарким. На небе ни облачка.

Репортер 1. И вот запели трубы, загремели барабаны, затрепетали по ветру знамена. Полки стройными рядами двинулись вперед. Наступление обе армии начали почти одновременно. Вскоре сошлись вплотную. Наступил момент жестокого боя...

Репортер 2. Петр вновь обратился к войскам.

Петр I. «За Отечество принять смерть весьма похвально, а страх смерти в бою - вещь, всякой хулы достойная!»

Репортер 1. Отдав приказ наступать, Петр первым бросился в атаку. Через несколько минут все поле окуталось дымом.

Петр I.

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча.

Сшибаясь, рубятся сплеча...

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Репортер 2. Перед боем Петру докладывают, что к шведам переметнулся предатель, который скорее всего укажет Карлу на самое слабое место войска Петра - место, где в центре русских войск находится полк новобранцев, одетых в серые шинели. Значит, узнав об этом, Карл XII именно сюда нанесет свой главный удар. Но Петр I перехитрил врага.

Репортер 1. Как и ожидалось, именно на этих новобранцев Карл XII и направляет главный удар своей гвардии. Прорыв центра мог обеспечить шведам успех всего сражения. Но что это? Слабая и необученная «молодежь» в серых шинелях показывает поразительную стойкость. Оказывается, в серые мундиры новобранцев Петр I переодел испытанный в боях Новгородский полк. И сам ринулся навстречу шведам. Одна пуля пробивает шляпу Петра, вторая попадает в седло, третья ударяет в крест на груди. Но опасность не страшит и не останавливает царя.

Репортер 2. Вдруг пушечное ядро попадает в качалку Карла XII. Он падает на землю! В шведской армии замешательство - все решают, что король убит. Король приказывает поднять себя на скрещенных пиках, кричит своим солдатам: «Шведы! Шведы!» Но его уже никто не слышит.

Петр I. Под натиском русской конницы и пехоты «непобедимые господа шведы хребет показали».

В 11 часов сражение окончилось полным разгромом армии шведского короля.

А вскоре вся шведская армия капитулировала. Карл XII и Мазепа бежали за Днепр.

5. Царская благодарность

Главный редактор. Рассказы о том, как праздновали эту победу, стали легендами.

С ними вас познакомят наши корреспонденты {имена, фамилии).

Корреспондент 1. «Царская благодарность» - так мы назвали эти эпизоды праздника.

В 11 часов утра Полтавская битва закончилась. Днем по распоряжению царя армия построилась в огромное каре. Петр I на коне медленно двигался вдоль застывших полков. Доехав до середины каре, он обнажил шпагу, опустил ее перед воинами. И в полной тишине раздался его взволнованный голос.

Петр I. «Здравствуйте, сыны Отечества, чады мои возлюбленные! Без вас государству, как телу без души, жить невозможно... Храбрые дела ваши никогда не будут забвенны у потомства!»

Корреспондент 1. Здесь же, на поле боя, был устроен торжественный обед для всей армии. Так Петр I поблагодарил своих солдат.

Корреспондент 2. А мой рассказ о том, как Петр I отблагодарил врагов. В три часа в шатер Петра привели пленных шведских военачальников. Они становились на колени и отдавали свои шпаги Петру. После этой церемонии Петр повелел вернуть им шпаги и с насмешкой произнес.

Петр I. «Вчера брат мой Карл просил вас в сей день на обед в шатер мой, и хотя он не сдержал своего слова, но мы сие выполним, и поэтому прошу вас со мной отобедать».

Корреспондент 2. За обедом Петр I и произнес свой знаменитый тост за здоровье учителей в ратном деле.

- Кто же эти учителя? - спросил шведский фельдмаршал.

Петр I. Вы, господа шведы.

Корреспондент 2. «Хорошо же вы, ваше величество, отблагодарили своих учителей», - с горечью ответил шведский фельдмаршал.

Получается, что Полтавская победа и была благодарностью шведам за уроки в ратном деле, только не очень были рады учителя такой благодарности.

Корреспондент 3. Стал легендой и рассказ о награждении полковника Келина. На следующий день после битвы русская армия вступила в освобожденную от осады Полтаву. Гарнизон крепости выстроился у главных ворот. Петр I подъехал к Келину, выслушал его рапорт, а затем расцеловал отважного коменданта и сказал во всеуслышание.

Петр I. «Надежда на тебя не обманула меня!»

Корреспондент 3. Царь наградил полковника А.С. Келина своим золотым портретом, украшенным алмазами, и произвел в генерал-майоры, минуя чин бригадира.

Корреспондент 4. Отметил Петр I не только героев, но и предателей. А в этом деле особенно отличился гетман Украины Мазепа. Сначала он предал Петра I, переметнувшись к шведам, а потом предложил Петру голову Карла в обмен на прощение и гетманскую булаву. Петр I отверг это предложение, а заслуги Мазепы на ниве предательства решил отметить. Для этого царь учредил специальный орден - орден Иуды. Это была огромная серебряная медаль массой килограммов 5 на толстой цепи. На медали был выбит повешенный на осине Иуда, у ног которого валялись рассыпанные монеты. На медали была надпись...

Петр I. «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится».

Корреспондент 4. И к той медали сделана была цепь в два фунта. Этот орден Мазепа должен был носить до конца жизни. Только бегство и смерть спасли его от позора.

6. Викторина

Главный редактор. Последняя страница журнала - «Обстрел». Так назвали свою викторину ведущие этой рубрики (имена, фамилии).

Ведущий 6. В нашей викторине мы собираемся обстрелять вас вопросами о Полтавской битве.

Ведущий 7. Представьте себе, что вы единая команда под названием «Крепость». Сейчас мы будем обстреливать вас своими снарядами-вопросами.

Ведущий 6. А так как снаряды летят быстро, то и ответы нужно давать мгновенно, иначе наш снаряд-вопрос сделает дыру в вашей обороне. Если вы пропустите в свою крепость больше половины снарядов, считайте, что вы крепость сдали. А мы ее заняли.

Ведущий 7. Итак, начали!

(Ведущие по очереди в быстром темпе задают вопросы, остальные дети отвечают.)

1. Какое отношение имеет 2009 г. к Полтавской битве? (Это год ее 300-летнего юбилея.)

2. В ходе какой войны произошла Полтавская битва? (В ходе Северной войны.)

3. За какие земли воевала Россия в Северной войне? (За земли на берегу Финского залива.)

4. В 1700 г., за 9 лет до Полтавской битвы, Петр I получил урок от шведов и заработал «неуд». В ходе какого сражения это произошло? (В сражении под Нарвой.)

5. Кого в Европе называли новым Александром Македонским? (Карла XII.)

6.1 апреля 1709 г. жителям Полтавы было совсем не до смеха. Что в этот день произошло? (Шведы впервые атаковали Полтаву.)

7. Сколько месяцев продолжалась оборона Полтавы? (Почти три месяца.)

8. Кто руководил обороной Полтавы? (Полковник А.С. Келин.)

9. Как удалось русскому отряду проникнуть в осажденный город? (Русские переоделись в шведскую форму.)

10. Какое наказание придумали защитники Полтавы для тех, кто только заговорит о сдаче врагу? (Казнить как изменника.)

11. Какое новое применение придумали русские для пустых пушечных ядер? (Их использовали для передачи записок между лагерем и осажденной крепостью.)

12. Какое ранение получил Карл XII во время осады Полтавы? (В пятку.)

13. Во время Полтавской битвы было еще одно переодевание. Кто поменялся костюмами? (Новобранцы и Новгородский полк.)

14. Храброго пуля боится, а Петра I в Полтавском сражении даже три пули испугались. Куда они попали? (Одна - в шляпу, вторая - в седло, третья - в крест на груди.)

15. Куда хотел пригласить своих воинов на обед Карл XII после Полтавской битвы? (Врусский обоз.)

16. Как Петр I наградил полковника Келина? (Пожаловал ему свой золотой портрет, украшенный алмазами, и звание генерал- майора, минуя чин бригадира.)

17. Это орден сделан из серебра. На нем изображен Иуда, повешенный на дереве. Внизу котомка и 30 монет. Для кого предназначен был этот орден? (Для Мазепы.)

Ведущий 7. К счастью, почти все наши снаряды пролетели мимо. А значит, крепость выстояла!

III. Давайте пофантазируем: «Если бы да кабы...»

Классный руководитель. Вы познакомились с историей славной победы, завоеванной нашими героическими предками в Полтавской битве. Представьте себе, что ваш далекий прапрадед сразу после этой победы, похоронив убитых друзей и врагов, написал завещание вам, своему потомку. Что бы он написал?

Примерные ответы детей:

- Нужно быть патриотом, любить Россию.

- Нужно честно исполнять свой долг.

- Рассказали бы, как страшно им было на войне.

- Как трудно было воевать тем оружием, в те времена.

- Чтобы мы берегли мир.

- Чтобы не отказывались от воинской службы.

- Чтобы помнили имена героев, их подвиги.

- Чтобы изучали историю России.

- Чтобы тренировались, занимались спортом, чтобы были сильными.

И т. п.

Классный руководитель. Что бы вы им ответили?

Примерные ответы детей:

- Мы плохо знаем историю, не знаем своих героев.

- Многие боятся армии, отказываются от службы.

- Мы не выполняем своих обязанностей, не знаем, что такое долг.

- Мы ленивые, не занимаемся спортом, любим сидеть за компьютером.

И т. п.

Классный руководитель. В русских дворянских семьях была традиция сохранять письма, документы, портреты предков. Особенно гордились подвигами во славу Отечества, а героями считали тех, кто до конца выполнил свой воинский долг. Хочется надеяться, что эта традиция вернется во многие современные российские семьи.

IV. Заключительная беседа «О долге, чести и присяге»

Классный руководитель. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как вы его понимаете?

(Ответы детей.)

- К кому из тех, о ком мы говорили сегодня, можно отнести эти слова? [К Петру I. К полковнику Келину. К защитникам Полтавы. К русским воинам.)

- А к кому эти слова отнести нельзя? (К тем, кто предал, -к Мазепе, к тому предателю, который перебежал к шведам перед Полтавским сражением.)

V. Подведение итогов

Классный руководитель. Вы выслушали рассказы о событиях 300-летней давности. В этих событиях, возможно, принимали участие и ваши далекие предки.

- Что вы чувствовали, слушая рассказ о подвигах, о самопожертвовании, о жестоких сражениях?

Примерные ответы детей:

- Чувствовал жалость к людям, которым приходилось воевать, расставаться с жизнью.

- Жалко было и русских, и шведов, но у них не было выбора, они выполняли приказы.

- Чувствовал гордость за своих предков, жалко, что до нас не дошли имена простых солдат, участников тех сражений.

- Подумала, что было бы здорово, если бы в какой-нибудь семье сохранились сведения о том, что их предок участвовал в Полтавской битве.

Похожие статьи:

Час общения в 6 классе

Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе

Час общения в 6 классе о неформальном молодежном движении

Психологический классный час в 6 классе

Классный час на тему «Удивительный мир природы», 6 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!