Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Зачем людям нужны словари и энциклопедии», 7 класс

Методическая разработка классного часа для 7 класса

Тема: Зачем людям нужны словари и энциклопедии?

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.

В его столбцах мелькают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь...

С. Маршак


Словарь - это проекция мира на алфавит.

Мнение прохожего

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей появления словарей.

2. Способствовать развитию интереса к чтению словарей как необходимых помощников на пути к познанию.

3. Стимулировать интеллектуальную активность, творчество, культуру работы со словарем.

Подготовительная работа

1. Организовать выставку словарей, которые имеются в школьной библиотеке и будут необходимы в учебной деятельности.

2. Подготовить игру с энциклопедией.

3. Пригласить библиотекаря, подготовить презентацию энциклопедий для учащихся.

4. Подготовить информацию для учащихся об истории словарей и энциклопедий.

5. Подготовить небольшую театральную постановку с помощью учащихся старших классов.

6. Подготовить фотовитрину класса «Словари нашего дома».

Оборудование

1. Бумага и ручки.

2. Словари на партах учащихся.

Ход информационного часа

I. Основная часть

За столом сидит ученик. Он читает учебник физики.

Ученик (читает). В современных эхолотах используют ультразвук, который распространяется в воде со скоростью 1500 метров в секунду. Эхолот позволяет создать точную карту океанских глубин, представить, как выглядят морские пейзажи. Эхолот, Эхолот. Да что же это такое? В учебнике смотрел, нет этого слова. Ничего не понимаю. (Обращается к маме, которой звонит по мобильному телефону.)

Мама, привет! Я тебя отрываю, но у меня тут в параграфе по физике слово «эхолот». Ты не знаешь, что оно значит? Не знаешь... И я не знаю. Да, сейчас позвоню Витьке. (Звонит по телефону.) Витя, привет! Ты читал физику? Нет? Слушай, открой страницу 87-ю, там слово такое, не понимаю, что оно значит. А ты прямо все знаешь? Нашел? Ну, скажи, что оно значит? Не знаешь?! А что ты вообще знаешь! Кому позвонить? Далю? А кто такой Даль? (Обращается к ребятам.) А вы знаете, кто такой Даль? И я не знаю. Что же мне теперь делать? Что за эхолот такой? (В отчаянии.) Где мне найти ответ? (Громко бьет книгой по столу.) Звук открывающийся двери. Входит человек, одетый в сюртук, и обращается к ученику.

Человек в сюртуке. Вы меня звали?

Ученик. Я? Вас? Я Вас не знаю и не звал.

Человек в сюртуке. Но Вы же сказали: Даль. Я и есть Владимир Иванович Даль. Что вам угодно?

Ученик. А это мне мой одноклассник сказал. Если, говорит, ты это слово не знаешь, обратись к Далю, а почему к Далю так мне и не объяснил.

Человек в сюртуке. Теперь я все понял. Все дело в том, что я - Владимир Иванович Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», за это был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.

Ученик (удивленно). Значит, Вы именно тот человек, который собирал всю свою жизнь русские слова и объяснял их?

Человек в сюртуке. Да, это именно я. За свою жизнь я собрал более 120 тысяч слов, которые стали основой моего толкового словаря. И если Вам, молодой человек, встретилось незнакомое и непонятное слово, нет ничего проще - откройте словарь, и Вы на пути к истине. А теперь я удаляюсь. Вы потревожили мой покой.

Ученик. Простите меня, пожалуйста. Я очень-очень благодарен Вам за подсказку. И ребята тоже благодарны. Правда, ребята?

Классный руководитель. Конечно, мы благодарны за подсказку Владимира Ивановича Даля. Этот ученый был сыном датчанина, но всю свою жизнь посвятил русскому слову, тщательно собирая и записывая их, чтобы создать свой знаменитый словарь. (Обращаясь к ученикам.)

- Скажите, ребята, а что такое словарь? (Ответы.)

Вы правы. Словарь - это книга, в которой дается информация о произношении, истории слова, его особенностях употребления и значении.

При этом, как правило, слова в словаре пишутся в алфавитном порядке для удобства его использования.

Словарь в переводе с латинского языка означает «собрание слов». Впервые идея создания словаря возникла в 1225 году. Первый настоящий словарь возник в Англии 1552 году.

В настоящее время существует множество словарей, среди них есть фразеологические, орфографические и многие другие.

Классный руководитель знакомит учащихся с различными видами словарей, которые лежат на выставке.

А теперь, ребята, давайте поможем школьнику, который никак не может разобраться со словами, которые встретились ему. Про это даже стихотворение есть. Давайте его прочитаем.

Учащиеся читают стихотворение Н. Школьниковой «Акведук и эхолот».

Акведук и эхолот.

Ну и слова! Кто их поймет?

Не могу я разобраться,

Мне ужасно не везет.

Я хочу играть в футбол,

Я б уже во двор пошел,

Не дают мне это сделать

Акведук и эхолот.

Я бегу, конечно, к маме:

Мама! Милая, спаси!

Мама моет брата в ванне.

Нет, мой милый! Не проси!

К полке книжной стул поставь,

Доставай скорей словарь!

Он тебе откроет тайну,

Слово мигом объяснит.

И тогда уж с полным правом

Можешь ты во двор пойти.

Счастье! Радость! Я спасен!

Наконец слова нашел!

«Эхолот и акведук» -

Я скорей в тетрадь пишу.

Так, теперь во двор пойду

И спрошу-ка у Сережи,

Что такое акведук,

Эхолот, конечно, тоже.

Не ответит он, тогда

Я скажу: открой словарь.

Он тебе всегда поможет,

Он - толковый, это точно.

Классный руководитель. А сейчас, ребята, мы заглянем в ваши дома на одну минутку и посмотрим, с какими словарями дружат ваши семьи.

Демонстрация видеоролика «Словари нашего дома». У вас на парте лежат энциклопедические словари. На доске написаны слова, значение которых поможет нам отыскать этот словарь. Сейчас мы объединимся в группы по четыре человека 11 будем сыщиками.

Каждая группа учащихся получает по два слова, объяснение которых она должна найти в энциклопедическом словаре. В руках учителя - конверты, в которых лежат слова для объяснения с помощью словаря. Каждая группа вытягивает конверт.

Например:

Акведук - специальное сооружение для хранения воды, из которого вода в древности поступала в городской водопровод.

Бумеранг - это оружие, которое придумали жители Австралии для ловли птиц и зверя. Если бумеранг попадает в цель, то он не возвращается, если же он в цель не попадает, то он возвращается к своему хозяину.

Геликоптер - слово, образованное от двух греческих слов «винт» и «крыло», «дедушка» современного вертолета, который поднимался в воздух благодаря большому винту, расположенному под его корпусом. Он мог неподвижно зависать в воздухе и взлетать с того места, на котором стоит.

Дракар - судно, передвигавшееся по морю под парусом или с помощью весел, которое придумали викинги - воины Дании, Швеции и Норвегии, жившие много сотен лет тому назад. Свое судно они украшали головами драконов, поэтому оно и называлось драконом, или дракаром.

«Катюша» - реактивный миномет, который был создан в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов для борьбы с фашистами. Свое название ракетная установка получила от названия завода, на котором ее впервые сделали.

Неф - двухмачтовый корабль с треугольными парусами, построенный в итальянском городе Венеции. Это было первое судно без весел, только с парусами.

Секстант - прибор, с помощью которого моряки-штурманы определяют курс и направление корабля.

Телетайп - слово, состоящее из двух частей: «теле» - далеко, «тайп» - печатать на машинке. Телетайп - телеграфный аппарат, с помощью которого новости передаются на очень большие расстояния более чем в 150 стран планеты.

Флюгер - устройство для определения направления ветра, которое появилось впервые в Голландии. Их устанавливали на крышах домов, где жили моряки, которые определяли с помощью флюгера время возможного выхода в море.

Эхолот - прибор, с помощью которого определяется глубина моря там, где проходит корабль, чтобы судно не село на мель. С помощью эхолота составляются карты океанских глубин, делаются фотографии морского дна.

Классный руководитель. Итак, ребята, вы узнали много интересных слов из энциклопедических словарей. Давайте попробуем еще раз назвать эти слова и дать им объяснение с помощью энциклопедий.

Учащиеся в командах дают объяснения слов.

Классный руководитель. Ребята, вам понравилось работать с энциклопедиями? А вы хотите знать, где и когда появилась первая энциклопедия? Тогда слушайте. А ответить на этот вопрос нам помогут ребята - старшеклассники, для которых использование энциклопедий стало повседневным делом школьной жизни.

Ученик. Слово «энциклопедия» появилось в Греции и означало «инструкция на все случаи жизни». Слова в энциклопедии расположены в алфавитном порядке, поэтому каждое слово легко найти.

Ученица. Только не забывай! Для того чтобы легко найти слово, нужно хорошо знать алфавит.

Ученик. Первая энциклопедия была написана римским историком и философом Гаем Плинием около 77 года н. э. Она была настолько ценной, что ее переиздавали 43 раза.

Ученица. Самой большой была китайская энциклопедия, которая состояла из более чем 5 тысяч томов книг.

Ученик. Над составлением энциклопедий работают известные ученые, писатели. Это необходимо для того, чтобы в энциклопедии не было ошибок, а люди могли получить самую точную и достоверную информацию.

Ученица. Создание современных энциклопедий - это очень серьезная и большая работа. Необходимо не только объяснить слово или предмет, но и нарисовать его или сфотографировать, чтобы человек, читающий энциклопедию, мог получить как можно больше информации о том, о чем он хочет узнать.

Ученик. Поэтому в выпуске энциклопедий участвуют фотографы, дизайнеры, программисты и люди еще очень многих профессий.

Ученица. Очень многие известные люди, ставшие учеными, поэтами и писателями, начинали свое чтение именно с чтения энциклопедий и словарей.

Ученик. Мы хотим вам пожелать, чтобы на ваших письменных столах всегда были умные книги, из которых вы можете узнать °чень много о природе и технике, морях и океанах, литературных героях и исторических личностях.

Ученица. Пусть энциклопедия и словарь станут вам помощниками в том, чтобы быть умнее и образованнее.

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересный рассказ. А сейчас я хочу предоставить слово вашим родителям.

У них есть для вас сюрприз.

Представители родительского комитета. Для того чтобы вы могли узнать больше интересной и полезной информации, родительский комитет решил подарить каждому из вас энциклопедию и словарь, который поможет вам в изучении иностранного языка.

Классный руководитель. Наш информационный час подошел к концу. Скажите, ребята, понравилась ли вам та информация, о которой вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Хотите ли вы продолжать узнавать новое и еще вам неизвестное? Тогда, до новых встреч!

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Похожие статьи:

Классный час для 6-7 класса на тему: Битва под Сталинградом

Классный час «Семейный очаг», 7 класс

Классный час «Самопрезентация своих увлечений», 7 класс

Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе

Классный час «Моя Москва», 7 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!