Классный час «Моя Москва», 7 класс
Разработка классного часа для 7 класса «Москва в событиях и фактах»
А я иду, шагаю по Москве,
Но я пройти еще смогу
Соленый Тихий океан,
И тундру, и тайгу.
Над лодкой белый парус распущу
Пока не знаю с кем,
Но если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве...
Г. Шпаликов
Задачи
1. Познакомить учащихся с Москвой, ее бытом, особенностями жизни, обычаями и традициями.
2. Способствовать повышению интереса учащихся к информации, связанной с историей Москвы и России.
3. Формировать культуру поиска информации, подготовки самостоятельных сообщений.
Форма проведения: игра. Подготовительная работа
1. С помощью энциклопедий, словарей, исторических книг учащиеся дома готовят вопросы для викторины о Москве.
2. Класс делится на три группы.
Ход информационного часа
I. Основная часть
Классный руководитель. Москва! Как много в этом слове для сердца русского слилось! И вправду. Можно ли представить Россию без Москвы? Конечно, нет. Хоть раз в жизни каждый человек должен совершить свою экскурсию в Москву. Мы попытаемся пока это сделать заочно.
Мы прочитали много различной литературы, нашли много интересного в исторических журналах. Сегодня свой информационный час мы построим в виде путешествия по Москве. Он будет состоять из информационной разминки и путешествия по историческим местам столицы России.
Итак, информационная разминка. Каждая группа подготовила свои вопросы, на которые должны отвечать ребята из других групп.
Вопросы первой группы
1. Для многих жителей планеты символ Москвы и России - собор Василия Блаженного. А каково его полное название, в честь чего он был построен? (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Построен в честь победы Московского княжества над Казанским ханством в 1555-1560 годах. Именно в праздник Покрова, 1 октября 1552 года, по старому стилю, была взята Казань.)
2. Ярмарки и народные гулянья занимали в жизни русского города очень заметное место. Большие толпы народа собирались на многочисленные гулянья в Москве, а их было до 30 в год. Что было самым главным аттракционом зимой на праздничной площади в древней столице? (Ледяная горка, доступная любому горожанину и приезжему.)
3. Это учреждение было основано 12 февраля 1864 года. У его истоков стоял Московский университет, и, в первую очередь, члены Общества акклиматизации животных и растений. Учредителями были профессора Анатолий Петрович Богданов и Карл Францевич Рулье. Что это за учреждение? (Старейший в стране Московский зоопарк. Сейчас там находится 5 тысяч животных и 800 видов птиц.)
4. В Москве, как и во всей России, множество церквей, а в них - колоколов. Каким приемом владели звонари, удивляя этим иностранцев? (Русские звонари раскачивали не сам колокол, как это чаще всего делали в Европе, а колокольный язык, что позволяло создать различные звоны и служило особым, вполне самостоятельным языком русской культуры.)
5. Какая площадь Москвы самая древняя? (Соборная площадь Кремля.)
Вопросы второй группы
1. Долго кремлевские стены были из толстых дубовых бревен. Когда первые каменные стены окружили Кремль? (В 1367 году при князе Дмитрии Донском.)
2. В этой библиотеке 34 миллиона книг. Они находятся на полках, общая длина которых 350 км, в фондах библиотеки имеются печатные произведения на 247 языках народов мира, в библиотеке сосредоточены рукописные книги начиная со второго века. (Российская государственная библиотека - бывшая Государственная библиотека СССР имени Ленина.)
3. Москвичи, как все русские люди, любили баню. В Москве было большое число личных «мылен», а также бань общественных или царских. Они были доходным местом для царей. Летом топить общественные бани запрещалось. Их топили только в крайнем случае и с согласия воеводы. Налагался запрет топить мыльни и частным лицам. Доходило до того, что жители грозили правительству из-за запрета топить баню. Почему правительство запрещало топить бани летом? (Из-за опасности пожаров, так как Москва была в основном деревянным городом, и появление хоть одного очага огня грозило, как это бывало неоднократно, спалить весь город.)
4. Где находится самая богатейшая коллекция платиновых и золотых самородков в мире? (В Алмазном фонде Московского Кремля. Помимо золотых самородков там находится единственная в мире коллекция платиновых самородков, 20 крупнейших из них имеют общий вес 54,6 кг.)
5. Как можно было отличить студента Московского университета 30-х годов XIX века от обычного жителя Москвы? (У студентов были форменные сюртуки с малиновыми воротниками.)
Вопросы третьей группы
1. Когда открылась в Москве первая библиотека-читальня и чьим именем она названа? (Это была библиотека-читальня имени Ивана Сергеевича Тургенева. Она открылась в 1885 году.)
2. На каком из московских зданий помещены самые большие в мире часы и барометр? (На здании Московского университета на Воробьевых горах.)
3. Какая площадь самая большая в столице и с какого времени она гак называется? (Красная площадь - 75 тыс. кв. м, называется Красной с XVII века.)
4. Размер рубиновых звезд на кремлевских башнях колеблется от 300 до 375 см. Звезды установлены на шариковых подшипниках, что позволяет им вращаться под действием ветра. На каких башнях установлены рубиновые звезды?
(На Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой, Водо- взводной башнях.)
5. Какая башня в Москве самая большая? (Кутафья башня.)
Классный руководитель. В каждом городе есть свои исторические достопримечательности, которые делают город неповторимым и непохожим на другие города. Есть они и в Москве. Вам было предложено найти их и подготовить видеосюжеты об этих местах. Каждая группа должна была подготовить по два видеосюжета, а мы попытаемся эти места опознать и рассказать о них.
Видеосюжеты первой группы
1. Здесь вы видите самый древний московский собор. Назовите его. (Собор Спаса Преображения на бору. Построен в 1272 году. Сначала он был деревянным, а в 1328 году стал каменным. Он неоднократно горел и при нашествиях разорялся. В 1933 году был почти полностью разрушен.)
2. Перед вами самое высокое здание Кремля. Какие функции оно выполняло и откуда произошло его название? (Колокольня «Иван Великий». Самое высокое сооружение Москвы служило смотровой башней. В нижнем этаже колокольни находится церковь Иоанна Листвичника, что под колоколами. Поэтому колокольня называется колокольней Ивана Великого.)
Видеосюжеты второй группы
1. Современный район Москвы Замоскворечье назывался в XVI-XVII веках Заречье, а народ прозвал его Наливки, от слова «наливай». Там жили пленные немцы и литовцы, которых селили отдельно от русских жителей. Почему район так назывался и почему он был отгорожен от местных жителей? (Отгорожен был потому, что немцам и литовцам дозволяли пить вино - наливать. А русским вино разрешалось пить только в праздники.)
2. В 1606 году в Кремле были выстроены новые хоромы. Перед ними был установлен огромный медный Цербер о грех головах, щелкавших зубами и извергавших пламя из пастей и ушей. Это был первый механический автомат, изготовленный русскими умельцами. Но автомат был уничтожен, как только выгнали из Кремля того, кто построил эти новые хоромы. Кто это был? (Лжедмитрий I, или Григорий Отрепьев.)
Видеосюжеты третьей группы
1. В 1851 году открылась первая железная дорога в России, соединявшая Москву с Петербургом, но никто добровольно проехать по ней не хотел. Кто же были те смельчаки, которые все-таки открыли железнодорожное движение? (Пассажирами были солдаты Преображенского и Семеновского гвардейских полков.)
2. Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музей современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей и собрание икон С.П. Рябушинского, собрание картин В.О. Гиршмана, частная опера С.И. Зимина, Художественный театр Константина С. Станиславского, Московское философское общество, Философский институт при Московском университете, издательство Сабашникова... Что объединяет все эти замечательные учреждения культуры Москвы? (Создателями этих учреждений являются представители купеческого сословия.)
Классный руководитель. Спасибо все командам. А теперь я предлагаю вам отрывок из книги. Вам необходимо назвать книгу и ее автора. Обратите внимание на некоторые детали в отрывке. Вам их придется вспомнить при обсуждении статьи.
Единственное место, которого ни один москвич не миновал, - это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый, не могли жить без торговых бань.
В восьмидесятых годах XIX века всемогущий «хозяин столицы» - военный генерал - губернатор В.А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере ему подавали серебряные тазы и шайки.
А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были еще редкостью в Москве.
Да и не сразу привыкли к ваннам москвичи, любившие по наследственности и веничком попариться, и отдохнуть в раздевальной, и в своей компании поговорить.
Каждое сословие имело свои излюбленные бани. Богатые люди шли в дворянское отделение. Рабочие и беднота в «простонародное» - за пятак.
Вода, жар и пар одинаковые, только обстановка иная. Бани как бани! Мочалка - тридцать, мыло по одной копейке.
Работали в бане мальчики из деревни. Работа мальчиков была своя, специальная. В два «небанных» дня недели - понедельник и вторник - мальчики мыли бутылки и помогали разливать квас, которым торговали в банях, а в банные дни готовили веники. Которых выходило, особенно по субботам и накануне больших праздников, в некоторых банях по три тысячи штук.
Веники привозили возами из глухих деревень, особенно много из-под Гжели, связанные лыком попарно. Работа мальчиков состояла в том, чтобы развязывать веники.
В банях мальчики работали при раздевальнях, помогали и цирюльникам, а также обучались стричь ногти и срезать мозоли.
В их обязанности также входило готовить мочалки, для чего покупали кули из-под соли, на которые шло хорошее мочало.
В два «небанных» дня работы было еще больше по разному домашнему хозяйству, и вдобавок хозяин посылал на уборку своего дома, вывозку мусора, чистку снега с крыши.
Жизнь мальчиков была трудной, но они были рады тому, что есть работа, так как дома, в деревне их денег ждала семья.
- Итак, кто автор отрывка? (В.А. Гиляровский.)
- Как называется книга? («Москва и москвичи».)
- О каких банях Москвы идет речь? (О Сандуновских банях.)
II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа
Похожие статьи:
Классный час «Самопрезентация своих увлечений», 7 класс
Классный час «Семейный очаг», 7 класс
Классный час для 6-7 класса на тему: Битва под Сталинградом
Классный час «Зачем людям нужны словари и энциклопедии», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!