Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Этические нормы поведения в обществе», 3-4 класс

Ситуативная беседа-диалог для младших школьников «Правила, обязательные для всех»

Цели и задачи классного часа:

• развитие у ребят этических норм поведения в обществе;

• воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Описание классного часа

Обсуждение проблемы «Культура поведения в общественных местах»

Учитель: Добрый день, ребята! Нам с вами уже знакомо понятие «культура поведения». Напомню вам, что культура поведения — это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности.

Следовательно, в культуре поведения органически сочетаются культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей), культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Большинство из вас уже пришли к пониманию того, что следование законам приличия свидетельствует об уважении к людям, традициям и обычаям разных народов.

Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день? Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими: пожилыми, молодыми, взрослыми, со сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, кино, библиотеке, магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, мальчиков и девочек, спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правил, обязательных для всех»

Учитель предлагает учащимся три правила и обсуждает их с учениками.

1. Правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, учении, приходе в школу, на собрание, в кино, театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал — приди вовремя.

2. Правило деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты — лучше всех и все умеешь делать сам.

3. Правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. И в зависимости от того, что ты увидел, строить свое поведение. Это трудно и не трудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятности другого человека, порадоваться чужим радостям.

Обсуждение ситуации «Общение с людьми с ограниченными физическими возможностями»

Учитель: Давайте разберем одну ситуацию. Вам, наверное, приходилось встречаться с людьми с ограниченными физическими возможностями — слабослышащими, слабовидящими, инвалидами. Как вести себя при встрече или общении с ними? Ведь они такие же люди, как и мы, следовательно, им присущи обидчивость и доброта, желание общаться и быть уважаемыми, стремление сделать что-то полезное другим людям. Как бы вы себя повели с такими людьми? (Рассуждения ребят.)

Вот десять правил поведения с инвалидами, которые используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, сотрудницей Национального Центра Доступности США.

Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если вы хорошо знакомы.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и вас было хорошо видно. Постарайтесь, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом...?» тому, кто не может видеть или слышать.

Чтение и обсуждение рассказа Т. Фиш «Леня и авторитет»

Из своего окна я видел, как соседский мальчик, третьеклассник Леня Зубков, то щедро рассыпал подзатыльники ребятам, которые были поменьше, то норовил толкнуть девочку, прыгавшую на одной ножке. Потом Леня отнял мяч у другой девочки и до тех пор гонял ее по двору, пока она не расплакалась.

Когда вечером я спросил Леню, зачем он так поступает, он не без гордости ответил:

— А чтобы боялись меня. Авторитет свой подымаю. Меня и в школе боятся! Особенно второклашки. Уважают!

К сожалению, и среди взрослых мне случалось встречать людей, которые подобно Лене думали, что грубостью, окриком можно завоевать авторитет и уважение окружающих.

— Боюсь, Леня, как бы ты не забурел! Как бы из тебя матерый медведь не вышел.

— Чего? Чего? — переспросил мальчик, желавший, чтобы его боялись.

И тогда я рассказал ему сказку, записанную в Карелии моим молодым другом заонежцем Пулькиным.

Пошел один дедушка в лес. Деревина на дугу ему понадобилась. Долго искал подходящее дерево и вдруг видит: стоит дерево — рябина. Солнышко его приласкало. Листья желтые, ягоды словно алой кровью налились! Красиво дерево: ловко, вертко, упружливо, податливо! Рубить, узор резать легко, пока сок в дереве жив, а засохнет — как камень станет, будет служить долго и верно... Размахнулся дед топоренком, а ударить не поспел. Послышался голос:

— Что хочешь проси. Все исполню, но только не губи. Я молода: первое лето цвела!

Дед топор за пояс, да бежать. Это ведь и в старину не часто бывало, чтобы дерево человеческим голосом говорило.

Домой прибежал, на лавку пал — отдышаться не может. Старуха к нему приступила с расспросами. Он ей и расскажи.

— Эй! — закричала она, — беги, дед, обратно! Хочу, чтобы нас люди боялись. Так и скажи рябине!

Дед попробовал уговорить бабу: худо, мол, жить, если люди боятся. Да где уж там!

Побрел дед в лес... А баба по воду полетела: "Дай, мол, покрасуюсь и погляжу, как меня почитать станут!"

Приходит на берег. Бабы там у лодок рыбу чистят. Глянули на нее, "здравствуй" не сказали, да с визгом врассыпную.

"Не привыкли еще к величию моему. Ишь разбежались!" — ухмыльнулась баба, наклонилась над бадьей, а из воды смотрит на нее вместо пригожего светлого лика медвежья морда. Нос вытянулся, из-под губы клыки желтеют, щеки волосами поросли. Глядь, уж с горы мужики бегут — у кого кол, у кого рогатина... Резанула баба дурным голосом, да через изгородь, да в поле, да в лес!

А там под корягу забилась, да с дедом своим, таким же медведем, зиму зимовала. А по весне уж и речь человеческую забыли...

От них, парень, и пошли медведи! В наших лесах их множество расплодилось. Боялись-то их разве бабы да ребята! А при мужике всегда топор был. Не было случая, чтобы медведь человека заел. Напугать — напугает. Пообомнет, хворостом закидает да уйдет восвояси. Медведица-то баба Медведева, на пути попадет — вот ее и бойся.

У Виктора Пульки сказка эта длиннее да краше сказывалась. Но и в моем пересказе смысл ее под конец, кажется, дошел до Лени. Правда, сначала он возражал:

— Во-первых, рябина по-человечески говорить не может. Во-вторых, медведи совсем не так, совсем иначе произошли. В-третьих, в природе медведи тоже нужны!..

Ну, а повозражав немного, Леня под конец все-таки задумался. И теперь, может быть, он будет стараться завоевать авторитет совсем иным способом. Каким?

Учитель: Почему писатель решил рассказать Лене сказку? Каким же другим способом может завоевать авторитет Леня? (Рассуждения ребят.)

Подведение итогов. Учитель делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями.

Похожие статьи:

Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие

Внеклассное занятие. Культура общения, 1-2 класс

Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект

Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы

Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!