Внеклассное занятие на тему: Вежливость, 3 - 4 класс
В начале беседы дети вспоминают сюжеты рассказов, ранее прочитанных ими, например «На катке» и «Бабка» В. Осеевой.
В процессе обсуждения перед детьми возникают довольно сложные моральные проблемы: доброта и трусость («На катке»), доброта и черствость («Бабка»). Конечно, они не могут быть разрешены в беседе полностью, но даже одно то, что дети поймут противоречивость, сложность поступков и чувств людей, имеет большое значение для формирования у них нравственных чувств и понятий.
Как правило, дети понимают под доброжелательностью умение поделиться чем-то (сладости, вещи) с другими, выполнить просьбу. В беседе надо показать детям, что доброта - сложное качество, она проявляется в способности человека войти в положение другого, сопереживать вместе с ним. Помогать другим нужно не за похвалу, а бескорыстно.
(Учитель задает детям вопросы, вокруг которых и ведется обсуждение.)
- Витя («На катке») сбил с ног девочку и хотел помочь ей подняться. Но, когда какие-то школьники стали над ним смеяться, он бросил девочку плачущей. Чего Витя побоялся? Совместимы ли доброта и трусость? (Ответы детей.)
— Бабушка («Бабка») была доброй, заботливой. Как относился к ней Боря? Почему он так переживал, когда бабушки не стало?
Содержание рассказов позволяет учителю поговорить с детьми о качествах, противоположных доброжелательности, — о равнодушии, черствости. Следует объяснить детям, что значит равнодушие. Равнодушный человек — тот, которому нет дела до других, который думает только о себе.
Дети обращаются и к собственному жизненному опыту, к своим переживаниям. Пусть они вспомнят о тех чувствах, которые они испытывали, когда в трудную минуту кто-то пришел им на помощь, о чувстве обиды от несправедливого, равнодушного отношения окружающих.
Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье по телевизору в мелодрамах. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Только вот приложить усилия для установления мира и согласия все как-то не получается, а ведь настоящая доброта — доброта деятельная. Жалеете бездомных собак и кошек — покормите их, устройте в определенном месте для них столовую. Видите, что жарким летом цветы погибают без воды, — соберите компанию и полейте растения. Пришла бабушка домой с полными сумками — помогите ей раздеться, отнесите сумки в кухню, разберите их и предложите старушке в следующий раз пойти в магазин вместе с ней.
Игровой момент: соберите головоломку.
(Помогай людям!)
Подводя итоги беседы, учитель обращает внимание детей на то, что быть добрым — это не значит все прощать. Быть добрым — значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным, уверенным. Там, где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда победит добро.
Похожие статьи:
Внеклассное занятие на тему: Культура общения в начальной школе
Классный час в 3 классе. Культура общения
Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы
Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект
Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие