Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы
Внеклассное занятие на тему: Дружба, 3 - 4 класс
Данная беседа длится в течение 2-х занятий
(Учитель читает стихотворение А. Барто.)
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: — Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: — Но ты учти —
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
— Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: — А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать —
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят:
— Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!»
Ситуации для обсуждения с детьми
Ситуация 1. В классе — четверо: два мальчика и две девочки — первоклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают парты.
— Чем вы тут занимаетесь? — спрашиваю.
— Мы парты моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Копылов пять ошибок сделал. Ему двойку поставили. А мне пятерку!
— Пятерка — хорошо. Только зачем хвастать?
— Вот идите, посмотрите, — потянула меня за полу пиджака хвастунья.
Она бесцеремонно взяла у Копылова тетрадь и стала показывать:
— Смотрите: раз, два, три... пять ошибочек! Видите, двойка стоит? А у меня — пятерка!
Девочка очень рада своей пятерке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Копылова двойка.
Вопросы:
— Какие качества характера проявились в поступках девочки?
— Как вы их оцениваете?
— Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?
Ситуация 2. Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки.
Он первым выбегал из-за парты, и если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.
Вопросы:
— Каким растет Алик?
— Что бы вы ему посоветовали?
— Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашего класса?
— Как вы боретесь с ними?
Ситуация 3. К Мишиному папе приехал из другого города старый, еще школьный, товарищ. Миша слышал, как они, обнявшись, напевали песенку из фильма про трех мушкетеров:
Если придется
Выручить друга
Из кабалы, из тюрьмы,
Шпагой клянемся, шпагой клянемся,
Шпагой клянемся мы.
Миша грустно улыбался и завидовал папе и его школьному другу. И как-то вечером, беседуя с папой, сказал:
— Хорошо тебе! У тебя друзья настоящие. А я вот на Макса обиделся.
— А мне казалось, что вы всегда дружили. Прямо не разлей вода, — удивился папа.
— Дружить дружили. Да вот только он мне обещал дать диск послушать, а дал его Алешке. Я теперь даже и не знаю, дружить мне с ним или не дружить!
Папа доверительно-серьезным тоном начал говорить Мише:
— Понимаешь, Миша, дружбу нужно строить, как дом, из кирпичиков добра и понимания. Спрячь обиды поглубже, научись прощать, научись не огорчаться по пустякам и не спорить по мелочам. Попробуй принимать своего друга, если он настоящий друг, таким, каков он есть, — со всеми его странностями и мелкими недостатками. И в конце концов, разве это главное, кто первым получит диск?
Вопросы:
— Почему обиделся Миша?
— Почему он стал сомневаться в своем друге?
— Как понимаете слова папы о настоящей дружбе?
Правила настоящей дружбы
• Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
• Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
• Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
• Останови товарища, если он делает что-то плохое.
• Хорошо дружить — значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
• Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам — надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
• Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Правила дружной работы
• Четко договорись с товарищами о плане работы и сроках ее выполнения.
• Распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто и что будет делать. Учитывайте, кто что хочет и умеет делать.
• Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше. Нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе.
• Каждый должен работать на совесть.
• По ходу работы узнавай, как идут дела у других. Помоги, научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа; научись сам пользоваться советами других.
Правила честной игры и состязаний
• Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем. Только честная победа по-настоящему ценна.
• Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
• Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
Тест
1. Твоя подружка (твой друг) жалуется тебе на неприятности. Как ты поступишь?
а) постараешься ее (его) утешить и предложишь помощь;
б) расскажешь про свои неприятности, у тебя их гораздо больше;
в) мне никто никогда не рассказывает про свои неприятности, потому что они меня только смешат.
2. Ты на дне рождения у своей подруги (друга). Как ты себя ведешь?
а) веселюсь, танцую, если попросят, могу и спеть. Для име- нинницы(ка) сочиню веселый стишок;
б) потихоньку злюсь на именинницу за то, что все внимание только ей (ему);
в) обязательно приготовлю для именинницы(ка) подарок, какую-нибудь колкую фразочку, например «все здорово, только прическа у тебя сегодня неудачная».
3. Учительница часто хвалит твою подругу (друга) за работу на уроке, а сегодня по контрольной она (он) получила тройку. Твои мысли:
а) как мне утешить ее (его)?
б) я расскажу ей (ему) о том, что у меня троек уже целая куча;
в) я так рада, что наконец-то тройки не только у меня. Результаты. Если больше ответов «а», то можно сказать, что ты хороший друг и тебя непременно будут ценить за это. Если больше ответов «б», в твоей душе нет зла, но твое равнодушие нужно как можно быстрее исправлять, и тогда ты станешь хорошим другом. Если больше ответов «в», в твоей душе уже поселился злой человечек. Если ты не помешаешь ему вырасти в коварного, злого великана, то, даже если в твоей жизни встретится принц (принцесса), щедрые и добрые, ты обязательно испортишь им жизнь.
— Какие качества ты ценишь в характере своего друга? {Добрый, веселый, унылый, обидчивый, трудолюбивый, капризный, умелый, мечтательный, отзывчивый, внимательный, гордый, красивый, упорный, упрямый, уверенный, спокойный, решительный.)
— Есть ли среди них такие черты, который присущи твоему характеру? Много ли совпадений?
— Как ты относишься к тайнам своего друга?
Ситуация 4. Толстячок Илюшка, которого мы зовем Илья Муромец, хотя он по силе явно и не богатырь, получил по физкультуре двойку: плохо подтягивался и отжимался. Девчонки смеются, мальчишки бросают колкости. Решил Илюшка отжиматься и подтягиваться — приходит в школу на полчаса раньше и на спортивной площадке тренируется. Сначала тайком от всех, потом другу Костику рассказал о своих тренировках. Только попросил никому пока ничего не говорить. Костик пообещал, только проболтался соседке по парте Анечке. А та возьми и на физкультуре скажи учителю: «Сергей Степанович, а не пора ли у Ильи Муромца силу проверить? Он, оказывается, тайком от класса (тут все хихикнули) тренируется». Костик покраснел как рак. Илюшка на него ужасно обиделся, хотя к концу урока весь класс и Анечка удостоверились, что отжиматься он стал лучше.
— Как вы оцениваете поступки Костика и Анюты?
— Будут ли дружить эти мальчики?
— Следовало ли Костику доверять Анюте тайну своего друга?
Запомни:
1. Если тебе доверили тайну, не рассказывай ее никому. Так поступают настоящие друзья.
2. Если хочешь, чтобы твой секрет остался секретом, не доверяй его даже другу. Если ты сам не в силах был промолчать, то нельзя требовать молчания ни от кого.
3. Не сплетничай ни о друзьях, ни о знакомых. Помни, что не стоит говорить о других плохо, ведь что-нибудь плохое можно рассказать и о тебе.
Пословицы о дружбе
• «Нет друга — ищи, а найдешь — береги».
• «Без беды друга не узнаешь».
• «Друг познается в беде».
• «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».
• «Недруг поддакивает, а друг спорит».
• «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
• «Старый друг лучше новых двух».
Ситуация 5. Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты — уроками».
— Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков.
Похожие статьи:
Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект
Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие
Классный час в 3 классе. Культура общения
Внеклассное занятие на тему: Культура общения в начальной школе
Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы
Аленький Цветочек
|
||
|