Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час в начальной школе на тему «Мир музыки»

Классный час по духовно-эстетическому воспитанию для младших школьников

Учитель. Мир наполнен звуками. Но есть звуки особенные. Гармонично подобранные звуки рождают музыку. Музыке и стихам людей научил полубог по имени Орфей - так гласит древнегреческий миф. В нем говорится, что там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару (инструмент, похожий на лиру) и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, завороженные чудом из чудес - музыкой. Трудно себе представить человека, который бы не любил музыку. Только понимание ее бывает разным: поверхностным или глубоким. Да и музыка бывает разная. Сейчас мы проведем с вами эксперимент. Мы послушаем отрывки четырех музыкальных произведений, а потом вы скажете, кому какая музыка больше всего понравилась, а какая не понравилась совсем и какие образы или мысли возникали у вас при этом. (Бетховен «Лунная соната»; русская народная песня «Калинка»; песня Пахмутовой «Нежность»; тяжелый рок. Первое музыкальное произведение относится к музыке, которую называют классической. Произведения классической музыки созданы великими композиторами - классиками. Это образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения искусства. Такие произведения имеют непреходящую ценность для всего человечества. Вам понравилась «Лунная соната»? Такую музыку можно назвать красивой? (Ответы.) Следующее произведение - русская народная песня. Музыка, которая выходит из народа, рождается в глубинах его души и потому выражает саму душу народа. Поэтому никогда нельзя спутать русскую народную, немецкую или грузинскую музыку. Но какому бы народу ни принадлежала эта музыка, она все равно не оставит равнодушным ни одного человека. Такая музыка невольно заставляет наши ноги пускаться в пляс, если она веселая, и печалиться, если она грустная. Не правда ли? Кто из вас знает какие-нибудь народные песни? (Ответы.) Следующая мелодия относится к легкой, популярной музыке. Именно в этой музыке большая вероятность появления плохих и неудачных мелодий, поэтому к этой музыке надо относиться очень осторожно, чтобы не привыкнуть к некачественной, негармоничной музыке. Та песня, которую вы услышали, проверена временем и чувствами людей, она вам понравилась? (Ответы.) Последнее произведение трудно назвать музыкой вообще, это скорее бесцельный, неумелый набор звуков. Если человек часто будет слушать такую музыку, он, конечно, может к ней привыкнуть, но поскольку такая музыка не несет в себе красоты, а вы это сами сейчас почувствовали, то этот набор безобразных звуков может очень сильно повредить человеку. Эти звуки будут вызывать из души человека только все самое плохое и некрасивое, и он постепенно будет с этим свыкаться. И через некоторое время уже перестанет понимать и чувствовать красоту.

А для чего нужна музыка вообще, как вы думаете? (Ответы.) Мы с вами говорили о том, что, перед тем как написать картину, художник создает мысленный образ, который потом переносится на полотно с помощью красок. То же самое происходит и с композитором, только он свой мысленный образ пытается выразить с помощью соответственно подобранных звуков. Чем красивее образ создает композитор, чем лучше он овладел своим мастерством, тем приятнее и нам ее слушать. Звуки музыки могут вызвать в душе человека любые чувства и мысли: гордость за свой народ, героические чувства, тоску, нежность, любовь, печаль, страдания и т. д. Если в вашей душе рождаются такие чувства, значит, музыка несет в себе эти образы, значит, она выражает самые тонкие переживания и самые высокие чувства. А как вы думаете, это хорошо или плохо, что музыка бывает такая разная? Почему? (Ответы.) Человек в разное время находится в разных состояниях. То он грустит, и ему хочется послушать такую же грустную мелодию. То он веселится, и ему не хочется слушать грустную музыку, а хочется веселую. Поэтому нельзя говорить, что печальная музыка плохая, а веселая хорошая; если вы душой сопереживаете музыке, значит, она хорошая. Но очень много сейчас такой музыки, которая отупляет человека и не вызывает в нем никаких чувств, значит, написана она была без души, без чувств, - это плохая музыка. Музыка играет в жизни человека важную роль. Она формирует его внутренний мир, воспитывает вкус, помогает правильно оценивать события. Поэтому очень важно, какую музыку вы полюбите, какую музыку вы будете слушать. Звуки, которые стали красивой и гармоничной музыкой, принесут благо душе человека, помогут ему в жизни. А если человек еще и любознательный, то благодаря музыке он может много нового узнать для себя, ведь всегда очень интересно узнать о композиторе, который написал вашу любимую музыку, о времени, в котором он жил, что он еще написал, почему и т. д. Один знаменитый скульптор (С. Т. Коненков) как-то сказал: «Я никогда бы не стал художником, если бы с детства не полюбил музыку». Как и в живописи, как в любом искусстве, так и в музыке мерилом должна быть красота. Послушайте красивую музыку Альбинони «Адажио» и запомните мысли и образы, которые у вас возникнут.

Похожие статьи:

Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?

Классный час в начальной школе «Нормы нравственного поведения»

Классный час для 1-4 класса. Слава богатырская

Классный час в начальной школе «Пернатые друзья»

Классный час «Один за всех и все за одного», 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!