Классный час «Русское народное творчество», 5-6 класс
Конспект классного часа для учащихся 5-6 класса. Тема: «Не перевелись ещё на земле русской мастера...». Русское народное декоративно-прикладное искусство
Цели:
- познакомить учащихся с русскими народными промыслами;
- ввести учащихся в прекрасный мир талантливых русских умельцев;
- открыть истоки народного мастерства;
- заинтересовать учащихся техникой исполнения отдельных изделий.
Оборудование и материалы: предметы декоративно-прикладного искусства (изделия Хохломы, Городца, Дымково, Загорска, Палеха, Скопина, Гжели, Жостова и т. д.); диафильм «Основные виды декоративно-прикладного искусства».
Ход классного часа
I. Слово классного руководителя.
Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить об удивительных предметах, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу.
У каждого из нас дома есть посуда, красивые вазы, деревянные игрушки, настенные украшения.
Но знаете ли вы, почему человеку свойственно украшать свой дом, своё жилище? Откуда пришла эта замечательная традиция?
Мы не знаем точно, когда это произошло, - знаем только, что очень давно.
II. Рассказ об истории возникновения народного искусства.
...В пещере горел костер, у костра сидела женщина и лепила из глины горшок. Прежде чем поставить горшок в огонь, женщина взяла палочку, несколько раз вдавила ее в стенку горшка - получился простой узор из полосок и точек. Дальше все пошло своим чередом: горшок попал в огонь, глина затвердела, приобрела красноватый цвет.
Горшок получился немного красивее своих старших братьев, но не перестал быть горшком - в нем варили пищу. Ничто не вечно - однажды горшок разбился, черепки его попали в мусорную яму. Потом эти черепки нашел ученый археолог, склеил - и горшок занял почетное место в музее...
Так (или примерно так) из стремления человека украсить свой быт (повседневную жизнь) родилось декоративно-прикладное искусство. Слово «декоро» значит «украшаю», прикладное - имеющее практическое значение, применяемое в жизни. Художественная обработка (проще говоря - украшение) домашней утвари, мебели, тканей, одежды, орудий труда - вот что такое декоративно-прикладное искусство.
При изготовлении предметов быта используются разные материалы: дерево (мебель, посуда), ткань (одежда, столовое и постельное белье, ковры), металл (орудия труда, оружие, посуда). При обработке этих материалов используют разные приемы: роспись и резьбу, чеканку и ковку, вышивку и инкрустацию. Занимаются декоративно-прикладным искусством профессиональные художники и народные мастера.
Оренбургские пуховые платки и расписная деревянная посуда из Хохломы, вологодское кружево из льняных нитей и деревянное «кружево» под крышей русской избы - все это и многое другое мы называем произведениями декоративно-прикладного искусства. И началось все это с простого и понятного стремления человека сделать свою жизнь чуть-чуть красивее.
III. Особенности декоративно-прикладного искусства.
В народном искусстве отразились все этапы истории искусства предметного мира. Это сложное и многослойное искусство. Люди старались делать вещи и предметы домашнего быта наиболее удобными по понятиям своего времени, в них выражали свои художественные вкусы и стремление к красоте. Таким образом, из предметов, просто необходимых в быту, они превращались в произведения народного искусства, а одновременно - и прикладного искусства. Мы до сих пор восхищаемся одухотворенной красотой расписной керамики, любовно отделанным донцем прялок, ткаными и вышитыми женскими платьями, деревянной посудой с красно-золотой росписью, центром производства которой в XVIII-XIX вв. стало село Хохлома Горьковской области (после переименования - Нижегородской области). Все это произведения народных умельцев, талантливых самобытных мастеров.
Народное искусство было теснейшим образом связано с бытом и архитектурой. Печи обкладывались затейливыми многокрасочными изразцами или же расписывались по побелке. Деревянные хаты украшались резными коньками на крышах, крыльцами и наличниками окон с красивой и сложной резьбой. На дымовых трубах устраивались изящные дымники из просечного железа. Вы и сейчас можете увидеть в наших деревнях такие дома. Для каждой местности, для каждого народа характерны свои традиционные узоры, свои орнаменты, свои особые предметы - свое собственное самобытное изобразительное творчество. Поэтому по предметам быта и архитектуры можно определить, какой народ их делал, и время, когда они были созданы.
Народное искусство приобрело силу традиции, оно наполнено духовным содержанием. И это содержание тем сильнее проявляется, чем дальше мы отходим во времени от истоков народного искусства. Например, для человека, который сам не ходил в лаптях, но у которого в лаптях ходил дед или прадед, эта лыковая обувь полна символов, ассоциаций и духовного содержания. Он любуется их сложным переплетением, заделкой края, плетенными из бересты или лыка тесемками-завязками. Он вешает лапти на стену как украшение и декоративный предмет. Этот предмет крестьянской одежды, удобный, полезный и красивый для своего времени и своего потребителя, сейчас превратился в предмет декоративный, наряду с деревянными ложками, расписными прялками. И это уже не предметы крестьянского быта, а вещи, предназначенные для украшения квартир. И именно для этого работают фабрики «Хохломская роспись» в городе Семенове - бывшем центре народного искусства хохломской росписи. Для той же цели производятся и глиняные игрушки в слободе Дымково, издавна славящейся народными умельцами, и со специально декоративными целями в старинных центрах иконописания Палехе, Мстёре, Холуе возникло производство лаковых изделий.
Художник, работающий в области народного искусства, - в отличие, скажем, от художника, работающего в области декоративного искусства, не свободен в выборе форм, украшений, орнамента, материала для своих произведений. Он должен творить в русле традиций, оглядываясь на веками сложившийся в народе художественный канон, предписывающий определенное построение орнамента, применение определенных материалов: дерева, камня, металла, кости, керамики, обожженной глины и т. д. Все это накладывает определенные ограничения на творчество, но превращает его в подлинное народное искусство - носителя традиций художественного мировосприятия народа, хранителя его вкуса, его национального характера.
IV. Рассказы о русских народных промыслах, демонстрация изделий русских мастеров и диафильма «Основные виды декоративно-прикладного искусства».
1. Дымковская глиняная игрушка.
Русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале XIX в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.
Особенности производства дымковской игрушки
Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).
Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
2. Скопинская керамика.
Гончарные изделия (главным образом кувшины, подсвечники, мелкая декоративная скульптура) вырабатываются в г. Скопине Рязанской области - давнем центре народного гончарного ремесла. Скопинская керамика формовалась на ручном станке из многих частей, украшалась орнаментом, цветными поливными глазурями.
Перед обжигом изделия покрывались порошком цветной свинцовой глазури. Расплавляясь, она превращалась в блестящую поверхность с затёками, создававшими красивые переливы.
Скопинская керамика отличается ярко выраженной фантазией и выдумкой.
3. Гжельская керамика.
Изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская. Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
Палитра гжельской керамики очень своеобразна. Она строится на сочетаниях акварельных нежных оттенков синего, зелёного, жёлтого, фиолетового цветов, которые наносятся на белый фон.
Форма изделий и роспись удивительно гармоничны.
4. Филимоновская глиняная игрушка.
Русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло изготовления игрушек.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам.
Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.
5. Богородская игрушка и скульптура.
Народный промысел игрушек и скульптуры из дерева (вероятно, с XVI-XVII вв.) в селе Богородское, ныне Сергиев- Посадского района Московской области. Из детально проработанных фигурок людей и животных (неокрашенных и окрашенных) часто составляются композиции на сюжеты басен и сказок. В начале XX в. основана артель (с 1960 г. - Богородская фабрика художественной резьбы).
Материал - дерево мягких пород: липа, осина, ольха. Изделия выполняются без предварительных эскизов и переделок. Отсутствует детализация. Медведь - самый популярный зверь. Большинство изделий не раскрашивают, оставляют естественный цвет древесины.
6. Городецкая роспись.
Русский народный художественный промысел; существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная Городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома - ставни, двери, ворота.
С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.
7. Хохломская роспись.
Русский народный художественный промысел возник в XVII в. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
Интересен процесс изготовления хохломских изделий.
Основной приём в хохломской росписи - «верховой» или «травный».
Точёное или столярное изделие грунтуют жидкой глиной «вапой», пропитывают сырым льняным маслом, потом шпаклюют, покрывают олифой. 3-4 раза просушивают после каждого покрытия. Затем изделия покрывают слоем алюминиевого порошка. Далее их расписывают масляными красками. Снова сушат при температуре 50 градусов. Натирают олифой, два раза покрывают лаком и закаливают в электропечах при температуре 120-140 градусов. Лак темнеет и придаёт изделию золотистый оттенок.
8. Загорские и семёновские игрушки - матрёшки.
Более 100 лет тому назад в России впервые увидели японскую игрушку - «кокэси», полые, вкладывающиеся одна в другую деревянные фигурки в ярких национальных нарядах. Игрушка показалась занятной, понравилась. Через несколько лет на ярмарках среди традиционных дымковских, филимоновских глиняных расписных игрушек можно было увидеть новые, яркие по краскам игрушки-матрёшки. Каждая игрушка состояла из нескольких фигурок, вкладывающихся одна в другую. Процесс изготовления матрёшек несложен.
Игрушку точат на токарном станке из разных пород дерева, преимущественно из липы. Затем игрушку расписывают анилиновыми красками и покрывают бесцветным лаком. Загорск - родина русских матрёшек. (В настоящее время после переименования Загорск называют Сергиев Посад). Её расписывают, используя традиционные элементы русского наряда. Загорская матрёшка чаще всего одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник.
9. Роспись по металлу.
Русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале XIX в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Особенности росписи
При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.
10. Искусство Палеха.
Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла.
Особенности палехской живописи
Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
V. Заключительное слово, выводы.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Историческая память формирует нравственный климат, в котором живёт народ». Мы перелистали сегодня удивительные страницы истории нашей отечественной культуры, побывали в атмосфере настоящего праздника узоров и красок, орнаментов и сюжетов. Вы узнали больше о видах декоративно-прикладного искусства, обогатили себя необходимыми знаниями, постарались приобщиться к прошлому русского народа, постоять у истоков возникновения самых различных видов народного искусства.
VI. Игра «Эти забавные игрушки».
Игру можно провести в любой форме: «морской бой» (с выбором вопроса на вывешенном на доске игровом поле), «счастливый случай» (с выбором ответа на игровом поле с помощью крутящегося волчка) и т. д. Любая форма привлечёт детей, вызовет у них живой интерес, и они с удовольствием примут активное участие в творческом соревновании.
1. Это «барыни», «модницы», «девушки с коромыслом» - изящные и красивые, выполненные яркими разноцветными красками, которые нанесли на глину, подвергнув ее обжигу в печи. Игрушки этого промысла отличаются своей неповторимостью, красочностью, весёлостью и нарядностью. (Дымковская глиняная игрушка.)
2. Этот промысел отличается также своей неповторимостью. Синие, голубые, зелёные, фиолетовые краски наносятся на белом поле. В рисунках используются изображения птиц, животных, растений, роспись очень декоративная и красочная. (Гжельская керамика.)
3. Это деревянные изделия. Они предназначены для приёма пищи. Это могут быть ковши, тарелки, ложки и т. д. Они очень красивы и привлекают внимание разноцветьем красок и травяных узоров. (Хохломская роспись.)
4. Изделия изготовляют из листового железа. Их шпаклюют, грунтуют, полируют и наносят первую роспись. Роспись выполняют масляными красками. Преимущественно это приспособления для переноса посуды. (Жостовские подносы.)
5. Это самые разные виды нарядных отделок - плетёных, тканых, выложенных из тесьмы, окружавших края одежды. Это прозрачное плетёное изделие. (Вологодское кружево.)
6. Эти изделия предназначаются, как правило, для сохранения тепла человеческого тела. Они бывают разные по размеру, с различным рисунком, белые и серые. О них написана знаменитая песня Г. Пономаренко и В. Боковым. (Оренбургский пуховый платок.)
7. Эта игрушка создаётся при помощи ножа. Используются деревья мягких пород. Это могут быть скульптуры, фигурки животных, птиц. Самый излюбленный персонаж - медведь. (Богородская деревянная игрушка и скульптура.)
8. Это лаковая миниатюра. Рисунок представляет собой сюжет сказки или былины. В рисунке используются яркие краски от красного до желтого. (Изделия Палеха.)
9. Основной приём нанесения рисунка - «оживки». Используется в детской мебели. (Городецкая роспись.)
10. Это игрушка, которая представляет собой красивых русских девушек, вкладывающихся друг в друга. Игрушка впервые появилась в Японии. (Матрёшка.)
VII. Подведение итогов.
Слово классного руководителя. Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Говорили о талантливых русских умельцах, искусство которых живо и сегодня, как жива земля русская своими великолепными мастерами.
Автор: Н. Ф. Ромашина
Похожие статьи:
Классный час, 5 класс. Взаимоотношения в коллективе
Классный час «Россия - многонациональная страна», 5 класс
Классный час на тему «Взаимодействие с окружающими», 5-6 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!