Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Колокольный звон», 5-6 класс

Конспект классного часа на тему «Колокольные звоны - мир прекрасный и удивительный»

Цели:

- познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов;

- воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;

- воздействовать на положительные эмоции учащихся;

- пробудить у них чувство сопереживания, гордости за свою Родину.

Оборудование и материалы: запись колокольных звонов, песня «Малиновый звон», песня «Вечерний звон» в оркестровом исполнении, фотография Колокольни Ивана Великого, звонниц Новгородского кремля и Ростова Великого, фотографии из альбома «Москва. Иллюстрированная история»: сцена из оперы М. П. Мусорского «Борис Годунов», из альбома «Русская православная церковь» - картина М. Нестерова «Убиенный царевич Димитрий», из альбома «М. И. Глинка» - сцена из оперы «Иван Сусанин», из альбома «Художественные сокровища Московского Кремля» - фотографии Царь- колокола, диафильмы: «Иван Великий», «Царь-пушка и Царь- колокол», пластинки: «Ростовские звоны» и «Колокольные звоны», «Беседы о музыке. М. И. Глинка и его опера «Иван Сусанин».

Оформление доски: тема урока, цели и выводы урока, эпиграф, названия самых известных колокольных звонов, опорные слова, иллюстративный материал, демонстрационный экран.

Приёмы и методы: лекция-беседа учителя с демонстрацией учебного материала.

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

Сегодня на уроке нам предстоит открыть ещё одну страницу в истории отечественной культуры. Постараемся прочитать, подумать, окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими.

Русские колокола - это материализованные знамёна духовного развития России, «звонкие иконы».

Колокола - это одно из таинств бытия, недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню.

II. Исторический экскурс в прошлое.

Совершим небольшое историко-художественное путешествие в прошлое, перелистаем страницы, рассказывающие об искусстве колокольных звонов.

Колокольные звоны были известны на Руси ещё с X века, со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний. Многие века они сопутствовали жизни народа, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали празднества.

Не повезло колокольным звонам в XX веке. Рушились храмы - творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремлённые ввысь колокольни.

Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремёсла. А по своей художественной сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.

Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с Запада первоначально как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался как нельзя кстати. Но сигнальные звоны - это ещё не искусство, а лишь предтеча егр. К тому же распространение колоколов в первые десятилетия принятия христианства на Руси не носило массового характера. Они были ещё редки и невелики по размерам, к тому же, как сообщают летописи, часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений с татаро-монгольскими захватчиками.

Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определёнными назначениями, явилось основой для формирования её жанровых разновидностей.

Благовест, перезвон праздничный, проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные, красные, великие - вот основной перечень жанров, который дополняется различными видами звонов региональных традиций и местных «школ».

III. Характеристика звонов.

Классный руководитель использует магнитофонную запись колокольных звонов и характеризует каждый из них, объясняя особенности и отличия.

БЛАГОВЕСТ - одиночные, равнодлительные и спокойные удары в один колокол. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему звону.

ПЕРЕЗВОН ПРАЗДНИЧНЫЙ - это удары во все колокола поочередно по нескольку раз, завершавшиеся мощным заключительным аккордом «во все».

ПРОВОДНОЙ (ПОГРЕБАЛЬНЫЙ) - его трагическое мелодическое звучание символизирует связь земли и неба - одиночные удары во все колокола поочередно от низких к высоким и наоборот - от высоких к низким, после чего следует остродиссонирующий удар во все колокола одновременно, звучащий, словно надрывный вопль поющих голосов.

БУДНИЧНЫЙ - прост по своей структуре. Звучит с использованием нескольких малых колоколов. Будто узорами вьются колокола в будничном звоне.

ПРАЗДНИЧНЫЙ - особенно любим в народе. Он - отражение политического склада русских людей, их умения радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Праздничные звоны очень разнообразны по своему музыкальному содержанию. Они отличаются эпической торжественностью звучания великих колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. Такая музыкальная образность воссоздает в музыке колокольного звона стихию народного торжества и ликования.

Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры.

Звучит песня А. Морозова «Малиновый звон».

IV. История выражения «малиновый звон».

С давних пор на Руси известно выражение «малиновый звон». Сразу возникает ассоциация с чем-то особенно приятным, сладким, вкусным. На самом деле название «малиновый звон» произошло вовсе не от ягоды малины. Есть в Бельгии город Мехелен (Малин), стоит он на реке Диль. Там есть собор Синт-Ромбаутскерк, построенный в XIII-XVI веках. Он известен своим красивым «малиновым» колокольным звоном - отсюда название.

К сожалению, не все колокольни могут выполнять в настоящее время своё прямое назначение, но радует то, что многие сохраняются в своём первозданном виде как памятники архитектурного зодчества, и мы можем многое рассказать об их удивительной истории. Одна из них - Колокольня Ивана Великого на территории Московского Кремля.

V. Колокольня Ивана Великого и звонница.

Колокольня Ивана Великого - архитектурный центр Московского Кремля. Это величественная трехъярусная златоглавая башня, строительство которой велось под руководством архитектора Бона Фрязина в 1505-1508 годах. Название башни происходит от слова «Иван» по имени святого Ивана (Иоанна) Лествичника, а слово «великий» указывает на необычайную высоту нового сооружения. Колокольня Ивана Великого совмещала функции сторожевой и сигнальной башни, с которой хорошо обозревались окрестности столицы.

По простоте замысла, масштабу, совершенству пропорций и лаконизму колокольня Ивана Великого - одно из величайших произведений мирового искусства.

VI. Царь-колокол.

Просмотр  фильма «Царь-пушка и Царь- колокол».

На Царь-колоколе изображены высокие особы: царь Алексей Михайлович, императрица Анна Ивановна.

Вернёмся почти на два с половиной столетия назад. Тревожное это было время. Недавно в Москве умер от оспы юный император Пётр II, внук Петра I. Воспользовавшись этим, дворяне - члены Верховного Тайного совета - попытались ограничить царскую власть.

Они призвали на престол Анну, дочь Ивана V, бывшего когда-то соправителем Петра I. Анна (в ту пору захудалая Курляндская герцогиня) легко согласилась подписать грамоту, ограничивавшую её право, лишь бы занять престол. Но, прежде чем короноваться по древнему обычаю в Москве, в Успенском соборе, новая императрица разорвала эту грамоту.

Для России наступили тяжёлые времена: фактически правителем страны стал фаворит Анны - курляндец Бирон.

Чтобы не обострять обстановки, Анна решила проявить себя ревнительницей православия. Она велела отлить небывалой величины колокол. Лет за тридцать до того, при пожаре, был повреждён огромный колокол, весивший восемь тысяч пудов. Анна приказала, чтобы новый весил десять тысяч.

Отлить колокол ещё труднее, чем пушку: нужно, чтобы он не только был крепкий и красивый, но чтобы он и звенел красиво. О том, чтобы поручить это дело русскому мастеру, правительство и не думало. Самому генерал-майору Миниху велели поискать кого-нибудь за границей.

В Париже Миних заказал колокол знаменитому Жерменю, королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук, который, как писал Миних, «по сей части преискуснейшим считается механиком. Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил».

А надо вам сказать, что Миних ещё преуменьшил вес колокола, назвав девять, а не десять тысяч пудов. В конце концов Жермень сделал проект колокола, но только на восемь тысяч пудов, каков был и старый колокол. Миних, довольный, вернулся в Россию.

Московский Пушечный двор и в XVIII веке был важным центром литейного дела. Там лили не только грозные пушки, но и мирные колокола. Среди его работников был «артиллерийских дел колокольный мастер» Иван Фёдорович Моторин. Он и взялся вместе со своим сыном Михаилом, помощниками Гаврилой Смирновым и Андреем Маляровым лить колокол небывалой до тех пор в мире величины.

Моторины были потомственные литейщики. Их предок работал на Пушечном дворе ещё при Чохове. Проект академика Жерменя они забраковали: стенки колокола получались слишком толстыми, отчего он имел бы глуховатый звук. Моторины взялись сделать колокол, стенки которого будут тоньше, но размер ещё больше, а вес - десять тысяч пудов.

Царские чиновники с этим согласились: ведь таково и было первоначальное задание. Но такой большой колокол не потащишь через весь город - надо было лить его там, где собирались повесить - у главной московской звонницы в Кремле, возле самого Ивана Великого. Форму для колокола делали так же, как и для пушки: по восковой модели. Только модель была ещё огромнее. Работали в специально вырытой яме, чтобы легче потом было заливать металл. Над ямой устроили плавильные печи.

Работали днём и ночью, но царская канцелярия задерживала жалованье, «от чего, - писал Моторин, - в пропитании моём претерпеваю немалую нужду и скудость».

Наконец форма была готова. Но из чего же отливали Царь- колокол? Откуда взяли такое огромное количество металла? Конечно, прежде всего в дело пошли обломки старого колокола: ни много ни мало - восемь тысяч пудов бронзы.

К ним прибавили ещё больше трёх с половиной тысяч пудов красной меди, почти три тысячи пудов лома других старых колоколов, тысячу пудов прутового олова и даже сорок пудов старых медных монет. Всего около пятнадцати тысяч пудов меди и олова (ведь бронза - сплав этих металлов). При тогдашней технике нужно было предусмотреть большие потери.

Вот начали действовать все четыре печи. По каналам потекла уже в форму бронза. Но через два дня две печи вышли из строя, ещё через день отказала третья печь. Литьё пришлось прекратить. От возникшего пожара едва спасли саму форму.

Это было в ноябре 1734 года. На год работы были приостановлены, а когда Анна вновь приказала отлить колокол, Ивана Моторина уже не было в живых.

Работу продолжали Михаил Моторин, Гаврила Смирнов и Андрей Маляров. В ноябре 1735 года колокол наконец был отлит. Но это, как говорится, только полдела. Следовало ещё поднять его на звонницу, а весил Царь-колокол даже не десять, как было задумано, а двенадцать тысяч пудов.

Полтора года оставался он в яме, в которой был отлит. Уже построили леса для его подъёма, когда в Кремле вспыхнул пожар. Загорелись и эти леса. Колокол мог снова расплавиться.

Раскаленный колокол стали поливать водой, чтобы спасти его. От резкого охлаждения он весь растрескался, и от него отскочил «маленький кусочек» весом... около семисот пудов (почти одиннадцать тонн). Так Царь-колокол и остался в яме.

Прошло ещё более ста лет, прежде чем колокол всё же вынули из ямы. Царствовал тогда Николай I, приходившийся Анне двоюродным правнуком. Он поручил поднять Царь-колокол знаменитому инженеру А. Монферрану - строителю Исаакиевского собора в Петербурге.

Монферран разработал проект, по которому колокол подняли с помощью сложной системы лебёдок и блоков и поставили на заранее подготовленный постамент. На это зрелище собралось много народа.

С тех пор Царь-колокол стоит на своём постаменте у кремлёвской звонницы как памятник высокого мастерства русских литейщиков. И никогда нет недостатка в желающих полюбоваться шедеврами московских мастеров - Царь-колоколом и Царь-пушкой.

VII. Колокольные звоны в музыкальном оперном искусстве.

Мы уже отметили выше, что музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Какую сложную гамму чувств рождают колокольные звоны в операх Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка», Н. Бородина «Князь Игорь». Послушаем отрывки из оперы М. П. Мусорского «Борис Годунов» и финал оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Звучат музыкальные фрагменты с использованием колокольных звонов.

VIII. Заключительное слово классного руководителя.

Колокольные звоны - это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской - кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберёг духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке.

Автор: Н. Ф. Ромашина

Похожие статьи:

Классный час на тему «Самоуважение», 4 класс

Классный час на тему «Взаимодействие с окружающими», 5-6 класс

Классный час о кошках, 5 класс

Классный час, 5 класс. Взаимоотношения в коллективе

Классный час «Россия - многонациональная страна», 5 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!