Классный час «Что такое культура», 5-6 класс
Разработка классного часа для учащихся 5-6 класса. Тема: Что такое культура? Что мы называем искусством?
Цели:
- начать проведение цикла классных часов «В мире прекрасного»;
- заинтересовать учащихся тематикой и содержанием занятий;
- способствовать развитию творческих сил школьников, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.
Оборудование и материалы: выставка книг (альбомов, справочников, энциклопедий) по русской культуре и искусству; песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!» в фонозаписи; большой кроссворд, начерченный на доске для проведения беседы; демонстрационные карточки со словами к кроссворду; эпиграф.
Ход классного часа
Звучит песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!».
I. Слово классного руководителя.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами начинаем удивительное путешествие в мир прекрасного. Так будет называться серия классных часов, которые мы проведём в интересной, занимательной форме и узнаем много нового и полезного о русской культуре и искусстве. Посмотрите внимательно, какие книги представлены на этой необычной выставке, которая поможет вам понять, о чём пойдёт у нас в дальнейшем речь.
Классный руководитель показывает и называет альбомы, энциклопедии, словари и справочники.
II. Беседа «Что такое культура? Что мы называем искусством?»
Итак, вы увидели книги, которые помогут нам в проведении классных часов. А теперь ответьте на вопросы:
1. Как вы понимаете слово «культура»?
2. Каких известных музыкантов, композиторов, скульпторов, художников, артистов вы знаете?
3. Кто из вас занимается в музыкальной школе, художественной студии, танцевальном ансамбле, театральном кружке?
4. Какие телевизионные передачи вам нравятся больше всего?
5. Как вы понимаете слово «искусство»?
Как правило, ребята очень активно участвуют в беседе, и классный руководитель должен быть готов к тому, что может услышать неправильное толкование слов «искусство» и «культура», фамилии иностранных деятелей искусства, названия передач, которые к искусству никакого отношения не имеют. Но в каком-то смысле это неплохо: классный руководитель, проведя занятия по предлагаемой тематике, сумеет наполнить жизнь учащихся отечественными именами и названиями.
III. Разгадывание кроссворда.
Работа с демонстрационными карточками (они в свободном порядке прикреплены к классной доске).
Классный руководитель объясняет, что будет читать и пояснять значение каждого из этих слов, а детям необходимо будет отгадать нужное слово, найти ему место в кроссворде и поместить карточку на нужной строчке. Одна буква в каждом слове выделена жирным шрифтом или другим цветом. Поэтому, разгадав кроссворд, учащиеся увидят по вертикали название всех классных часов сразу.
Слова для кроссворда с объяснением значения каждого из них:
ЖИВОПИСЬ - один из основных видов изобразительного искусства. Произведения его создаются с помощью красок, которые наносятся на какую-нибудь поверхность.
ХРАМ - культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов.
ЦИРК - особый вид актёрского искусства, в основе которого лежит трюк, действие, впечатляющее зрителей и происходящее на круглой площадке.
ПОРТРЕТ - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры.
ГАЛЕРЕЯ - длинное крытое светлое помещение, удлинённое, со сплошным рядом больших окон, предназначенное для хранения собраний произведений живописи, она стала синонимом музея.
ОПЕРА - представление, в котором объединены музыка и пение.
ОБРАЗ - специфическая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого отдельного вида искусства приёмами, это общие представления, которые возникают у человека на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных).
КРЕМЛЬ - центральная укреплённая часть древнерусских городов, находящаяся на высоком месте на берегу реки или озера или у слияния двух рек.
АРХИТЕКТУРА - вид искусства, которое позволяет возводить красивые и удобные постройки, соответствующие определённым целям (жилые дома, общественные, административные, представительные и другие типы зданий). Её считают одним из ведущих видов пластического искусства.
ИГРУШКА - предмет, предназначенный для детской игры, средство эстетического воспитания, произведение искусства.
БАЛЕТ - сценическое искусство, основанное на сочетании танца и музыки.
МАСКА - при помощи её актёр может полностью изменить своё внешний и внутренний облик, создать образ любого животного, различных по характеру людей.
ГУЛЯНЬЯ - одна из разновидностей городских и сельских увеселений, приурочивались к главнейшим церковным праздникам: на Рождество и Масленицу это было катание с гор на санях, постройка снежных городков, на Пасху преобладали различные виды каруселей и качелей.
ИКОНА - образ, таинственный символ божества, «книга для неграмотных», не в единственном числе она есть в любом храме, церкви, монастыре.
ГУСЛИ - название музыкального инструмента, представляющего плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Этот инструмент прославил былинного героя Садко.
КОЛОКОЛ - непременная принадлежность христианского храмового богослужения, издает звуки, разные по тональности, длине и диапазону.
Вот так может выглядеть готовый ответ:
Классный руководитель может подсказать первую букву слова, сказать, из скольких букв оно состоит.
Ребята с интересом отыскивают ответы на карточках, помещённых на доске.
IV. Подведение итогов.
Слово классного руководителя. Итак, ребята, давайте посмотрим, что получилось у нас по вертикали? Где окажемся мы с вами, проведя интересные классные часы, совершив путешествие в историю культуры и искусства?
Дети без труда читают столбик букв: «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО».
Классный руководитель. А как вы понимаете слово «прекрасное»?
Учащиеся дают свои толкования этого слова. Учитель постепенно подводит их к объяснению слов «культура» и «искусство».
На доске учитель вывешивает карточки со словами и их значениями.
ИСКУССТВО - 1) художественное творчество в целом (литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, музыка, танец, театр, кино; 2) высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
КУЛЬТУРА - сфера духовной жизни людей, включающая в себя исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых им духовных и материальных ценностях.
- Итак, ребята, первый классный час «В мире прекрасного» состоялся. Впереди у нас много интересного. Но это будет в следующий раз.
Автор: Н. Ф. Ромашина
Похожие статьи:
Классный час на тему «Самоуважение», 4 класс
Классный час «Россия - многонациональная страна», 5 класс
Классный час на тему «Взаимодействие с окружающими», 5-6 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!