Классный час 10, 11 класс
(Психолог предлагает ребятам определить свой уровень конфликтности при помощи теста (по желанию, результаты могут не оглашаться).)
1. Во время общения с друзьями, сверстниками или какого-то вида деятельности я:
а) не боюсь соперничества, стараюсь добиться победы любой ценой;
б) стремлюсь победить, но только равных по силам соперников; слабых порой поддерживаю;
в) редко борюсь за победу, просто принимаю участие в процессе вместе с другими.
2. Если возник спор при обсуждении какого-нибудь вопроса, я:
а) считаю, что мое мнение самое правильное; горячусь, перебиваю других;
б) старюсь прислушиваться к мнению других: ведь они могут быть правы;
в) чаще всего избегаю спора, не высказываю своего мнения или присоединяюсь к мнению большинства.
3. Я уверен, что в случае конфликта:
а) всегда надо найти его виновника;
б) надо искать не виновников, а причины, источники конфликта;
в) лучше всего прибегнуть к помощи посредников, которые справятся лучше.
4. По характеру я чаще всего:
а) вспыльчивый и очень беспокойный;
б) спокойный и уравновешенный;
в) очень спокойный человек, меня трудно вывести из равновесия.
5. Обиды, нанесенные мне, я:
а) помню очень долго и при возможности плачу обидой за обиду;
б) переживаю, но стараюсь не мстить, а найти взаимопонимание со своим обидчиком;
в) очень быстро забываю, потому что не обращаю на них внимания.
6. Мне кажется, что в случае ссоры:
а) всегда надо нападать первым, пусть соперник защищается;
б) лучше всего попытаться объяснить сопернику, что хочешь найти такое решение, которое устроит вас обоих;
в) лучше тихонько уйти в сторонку, пусть ссорятся те, кому это нравится.
7. Я считаю, что окружающие люди:
а) слишком часто сердятся на меня, ругают, обвиняют в разных проступках;
б) относятся ко мне обычно так, как я этого заслуживаю;
в) обижаются на меня, хотя я стараюсь никогда никого не трогать.
8. Если родители купят мне что-нибудь из одежды и эта одежда мне не понравится, то я:
а) обижусь и скажу, что никогда такое не надену;
б) сразу скажу «спасибо», а потом попрошу обменять эту одежду на другую;
в) ничего не скажу.
9. Я считаю, что правила этикета:
а) ограничивают мою свободу, поэтому порой их и не соблюдаю;
б) облегчают жизнь и мне, и людям вокруг;
в) почти никто не соблюдает, а потому стоит ли изучать и выполнять требования этих правил?
10. Если я по отношению к кому-нибудь поступил несправедливо:
а) то мне обычно трудно признаться в этом и попросить извинения;
б) то, поняв это, я признаю свою вину и прошу прощения;
в) меня это не сильно беспокоит: ведь и по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо.
Выбрать нужно один из вариантов. За ответ «а» поставьте себе 3 балла, «б» - 2 балла; «в» - 1 балл.
Если у вас от 17 до 23 баллов, вы человек неконфликтный. Поэтому окружающие вас люди: одноклассники, учителя, родители, соседи, друзья, знакомые - хорошо к вам относятся, что делает вашу жизнь более радостной. Вы обычно внимательны и заботливы по отношению к родным и близким. Люди отвечают вам вниманием на внимание. Если возникают конфликты, вы стараетесь понять другого человека, идете ему навстречу, предлагая разные варианты решения, которые устроили бы вас обоих. Ошибки, конечно, бывают. Вы тоже можете кого-то обидеть. Но это происходит, скорее всего, случайно. Если такое и случается, вы первым готовы признать свою вину и исправить ошибку.
Однако не стоит забывать о том, что вам вдруг может показаться, что вы самый добрый, самый справедливый и вообще самый-самый... Такое самомнение может показаться неприятным для окружающих и вызвать негативную с их стороны реакцию по отношению к вам.
Если вы набрали от 34 до 30 баллов, без сомнения, вы очень живой и энергичный человек. Вы небезразличны по отношению к событиям и людям, которые окружают вас. Это ваши плюсы. Но вместе с тем вы слишком любите быть во всем первым. Вы самоуверенны и чаще всего считаете себя правым. Но вам следует помнить о том, что даже самые великие, выдающиеся люди бывают не правы, совершают ошибки. Учтите: они не стали бы великими, если бы не научились признавать и исправлять свои ошибки. Надеемся, вы достаточно разумны, чтобы понять: чем меньше вы обижаете других, тем меньше будет в вашей жизни конфликтов. Не позволяйте своей вспыльчивости, нетерпеливости, неуступчивости и несговорчивости управлять собой. Вы человек с сильным характером и сможете исправить свои недостатки.
Если вы набрали от 10 до 16 баллов, вы не бываете зачинщиком ссор, ругани и т. д., не обращаете внимания на обиды, стараетесь уйти в сторону, когда рядом происходит ссора. Но вы уже, наверное, обратили внимание на то, что люди нередко обижаются на вас. А все потому, что вы невнимательны к ним. И это им неприятно. Вас не волнуют проблемы других людей, их заботы, ссоры и примирения.
К тому положительному, что вы имеете, - миролюбию, нежеланию участвовать в конфликтах и перебранках - вам стоит добавить и другие хорошие качества: внимание к людям, заботу о них, умение сочувствовать и сопереживать. Надеемся, вы задумаетесь об этом и постараетесь исправить положение.
Ведущая. Мне приходилось читать о том, что на ранних стадиях изучения конфликтов психологи использовали термин «разрешение конфликтов».
Ученик. Это естественно, потому что конфликт можно и необходимо разрешить. И целью этого является бесконфликтное состояние, при котором люди взаимодействуют в полной гармонии.
Психолог. Да, это так. Но в последнее время происходит изменение в отношении специалистов к этому аспекту конфликтов. Например, К. Томас предлагает уделить более пристальное внимание следующим аспектам изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
При этом предлагается двухмерная модель регулирования конфликтов: кооперация (внимание человека к интересам других людей), напористость (защита собственных интересов).
Выделяются следующие способы регулирования конфликтов:
1) соперничество;
2) приспособление;
3) компромисс;
4) избегание;
5) сотрудничество.
Ученики:
- Считаю, что ни соперничество, при котором человек стремится добиться своего в ущерб другому, ни приспособление, когда ради интересов другого человек приносит в жертву собственные интересы, неприемлемы. Я склоняюсь больше к разумному компромиссу.
- А я считаю, что и компромисс, так же как и соперничество, и приспособление, не даст хорошего результата. Ведь при использовании таких способов либо один, либо оба участника проигрывают. Только ситуация сотрудничества даст желаемый результат. Именно в этом случае участники конфликта приходят к такому решению, которое полностью удовлетворяет интересы обеих сторон.
Ведущая. Для нашего диспута характерно разнообразие мнений по жизненно важным вопросам поведения. Но некоторые из вас уже отметили, что вы иногда мыслите в одном направлении, а поступаете совсем по-другому. Да и результаты анкетирования заставляют многих задуматься о том, что они говорят и как, оказывается, им свойственно действовать. Думаю, что и следующий опросник, предлагаемый нашим психологом, поможет, по крайней мере некоторым из вас, в вопросах самопознания и коррекции своих поступков и поведения.
Психолог. Опросник К. Томаса (тест адаптирован Н.В. Гришиной в 1981 году) поможет вам изучить свою предрасположенность к конфликтному поведению и затем скорректировать дальнейший стиль поведения.
Инструкция. Тест состоит из 30 пунктов. В каждом из них два суждения (А и Б). Каждый раз выбирайте из двух то суждение, которое более типично для вашего поведения. В бланке для ответов под номером пункта поставьте А или Б в соответствии с вашим выбором.
Нет комментариев. Ваш будет первым!