Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Ах, лето...»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час 10, 11 класс

- Должен заметить, что подобное случается не только в жизни отдельных людей. Этим страдают целые народы и страны. Взять, к примеру, правительства некоторых государств, которые все свои промахи и недоработки стараются объяснить происками врагов государства и трудным военным временем. Умалчивая, разумеется, при этом, что именно по их вине и развязана война. А при малейшем желании других стран и посредников уладить конфликт они находят множество причин и способов, чтобы избежать конструктивного решения проблемы. Поэтому наша страна, выражая свое отношение к таким государствам, называет обычно вещи своими именами и не поддерживает подобные политические игры.

Ведущая. Личность или государство, выбирая конструктивное решение конфликта, стремится к оптимальному алгоритму действий, в результате чего причиняется наименьший ущерб как для себя, так и для противостоящей стороны. При этом все действия совершаются в рамках принятых в обществе правовых и моральных норм.

Ученик. Я за такое решение конфликтов. Ведь при таком решении вопроса учитываются, преобразовываются или вообще изменяются как объективные, так и субъективные причины возникновения данного конфликта. При этом снимается эмоциональное напряжение. Пересматривается система первоначальных ценностей. Исчезает конфликтное поведение, что дает возможность сосредоточиться на сути конфликта, детально анализируется причин появления конфликта. А все вместе взятое дает возможность формировать навыки правильного, неконфликтного поведения в будущем.

Ведущая. Не секрет, что многие неплохо знают способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, но не всегда применяют их на практике. Вы уже отмечали, что у некоторых из нас это происходит в силу особенностей характера. Но и в личной жизни, и в жизни общественной нам приходится считаться не столько с особенностями своего характера, сколько с общепринятыми нормами.

Конфликты между учениками и учителями - дело неновое. И их разрешение не всегда конструктивно. Как и почему это происходит?

Ученики:

- Считаю, что есть конфликты, которые должны возникнуть обязательно. Например, необъективно выставленная оценка. Мы ведь знаем, что такое случается. Но есть и такие, которых, я считаю, можно избежать.

- Как можно избежать конфликта, если он не разрешается, а авторитарно подавляется?

Психолог. Должна заметить, что стратегия подавления конфликта действительно существует и применяется. Но она оправданна в том случае, если конфликт беспредметен, то есть не стоит разбирательства, или когда он уже находится в необратимо деструктивной фазе, а целенаправленные и последовательные действия помогают сократить количество конфликтующих. При этом разрабатываются определенные правила, нормы, предписания (приказ директора, например), которые помогут упорядочить взаимоотношения конфликтующих сторон и поддерживать такие условия, которые препятствовали бы непосредственному взаимодействию между людьми, потенциально конфликтными по отношению друг к другу (приказ о переводе в другой класс, замена учителя и т. д.).

Ученики:

- Да, если вместо продуктивного разрешения конфликта со стороны обоих участников (учителя, родители, сверстники и т. д.) мы видим мелкие придирки, проявление антипатии, подозрение и негативную оценку личности, унижение путем подчеркивания своего преимущества или превосходства, нежелание признать свои ошибки и правоту спорящего с тобой, игнорирование желания партнера установить контакт для разрешения спора, то конструктивное решение проблемы, конечно, невозможно.

- Я бы еще отметил неприемлемость посягательства на права другого человека, давления, навязывания своей точки зрения, неискренности и несдержанности в суждениях и выражениях, подмены фактов и смещения сути конфликта в совершенно другую плоскость (кому-то так выгоднее, проще уйти от ответственности за развязанный конфликт или неумение его уладить).

- Мы понимаем, что если педагоги узнают, что в классе есть ребята с повышенным уровнем возбудимости, они будут уверены в том, что конфликтов не избежать. Поэтому естественно их желание избавиться от таких учеников. Ну а если избавиться от таких ребят не удается? Что же тогда делать и той и другой стороне?

Психолог. И той и другой стороне (и не только в случае конфликта «учитель - ученик») стоит учиться себя самоконтролировать. Любой характер поддается целенаправленному влиянию, правда в различной степени.

Мы знаем, как велика сила слова. Поэтому, лишний раз напоминая человеку о его отрицательных сторонах характера, мы таким образом провоцируем их повторное проявление. Благожелательность, сильные, но корректные аргументы помогут найти правильный тон и форму поведения. Это вызовет доверие и ответную положительную реакцию.

В ссоре или конфликте трудно что-то доказать, потому что возникающее отрицательное эмоциональное воздействие мешает нормальной работе ваших мыслей. Чтобы погасить слишком высокий отрицательный накал эмоционального возбуждения, следует прекратить его подкрепление, то есть надо постараться замолчать, не обижая при этом и не оскорбляя партнера. Считается, что замолчать должен первым тот, кто умнее.

(Психолог проводит тренинг.)

Задание 1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Как вы поступите в такой ситуации?

Ученики:

- Меня это всегда мало волнует. Кто затеял, тот пусть и разбирается. Мне-то какое дело?

- Я всегда избегаю вмешательства в конфликты такого рода.

- Считаю просто своим долгом вмешаться и заступиться за того, кто прав.

- А я всегда подумаю, прежде чем вступиться, потому что далеко не всегда стоит вмешиваться. Или вопрос того не стоит, или соотношение сил таково, что мое вмешательство может для меня плохо закончиться.

Задание 2. Кому, как не учителю, каждый день приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Вы уже достаточно взрослые люди, чтобы понять и осознать то, что происходило, возможно, и с вами в подростковом возрасте. А сейчас представьте, что вы заходите в класс и видите на голове у одного из ваших «акселератов» стул. Все замерли в ожидании. Как бы вы поступили, чтобы избежать конфликта?

Ученик. Я действительно считаю, что часто конфликты между учителями и подростками возникают на пустом месте. Думаю, что учителю обязательно надо иметь чувство юмора. И тогда многие конфликты рассеются сами собой. В случае со стулом, как мне кажется, учителя может выручить такая фраза: «Я и не знала, что уже и этим местом сидят». Уверен, что последовал бы взрыв смеха. А горе-нарушителю осталось бы покраснеть и тихонько поставить стул на место.

Задание 3. После слов учителя «Здравствуйте, садитесь» класс и не подумал сесть. Все продолжают стоять. Что будете делать (если вы - учитель)?

Ученики:

- Ну и пусть себе стоят. Не надо обращать внимания. Просто как обычно начать урок. Чем дольше простоят, тем быстрее поймут, что сидеть во время урока гораздо удобнее, чем стоять.

- А я бы еще и письменное задание дал. И посмотрел бы, что из этого получится. Как говорится, кто кого. И все это спокойно, без нервов.

Задание 4. Великому немецкому поэту Иоганну Гете принадлежат такие слова: «Из двух ссорящихся более виновен тот, кто умнее». Что вы думаете по этому поводу?

Ученики:

- Не согласен. Получается, что умному человеку и поссориться нельзя. А как же насчет того, что необходимо не таить обиду, не копить ее? Как же вести себя умному человеку, если его оскорбили, обидели, унизили или несправедливо наказали?

- А я уверен, что в победителях окажется все-таки тот, кто сумеет пресечь скандал, не даст ему разгореться. Неторопливость речи и ваша собранность, способность признать свой промах, оплошность делают обычно свое дело. Противник бывает удивлен и обескуражен вашим поведением. Ведь он ждет дальнейшего напряжения и вашего взрыва. А тут следует совершенно противоположная реакция. Ваша невозмутимость и спокойное дружелюбие возвысят вас над спорщиком, нисколько не унижая его. Он просто почувствует силу вашей личности. Истерики, выкрики и угрозы не добавят вам уважения и понимания. К сожалению, при общении со взрослыми людьми ребята часто и получают уроки именно такого типа поведения.

Ведущая. Согласна, что далеко не каждый взрослый человек является примером для вас. Это вопрос и культуры человека, и его особенностей характера. Среди нас много личностей, которые имеют достаточно высокий уровень конфликтности. А можете ли вы оценить, насколько конфликтны? Ведь чтобы предпринимать какие-то шаги по совершенствованию своего характера или поведения, необходимы знания о себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!