Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Этапы организации родительского собрания в классе в школе

Формы и этапы организации и проведения родительского собрания

Одной из главных форм сотрудничества родителей со школой является родительское собрание. Оно проводится 4-5 раз в учебном году. На нем обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Успеваемость не должна быть главной темой родительского собрания.

Родительские собрания могут быть:

• организационными;

• текущими или тематическими;

• итоговыми;

• общешкольными и классными.

Родительское собрание считается в среде учителей не менее сложным жанром, чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, — педагоги и родители — для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Для школьных психологов родительские собрания также являются подспорьем в сопровождении детей. Все сотрудники школьного психологического центра: психологи, логопеды, социальные педагоги — постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии, предлагают актуальные темы и, наконец, анализируют итоги.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.

1. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня и приглашения на него всех участников.

Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, т. к. известно, что дневник целостной картины не дает.

При подготовке собрания следует продумать организацию явки родителей. Эта часть работы важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Необходимо создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационный этап оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

2. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов.

• Анализ учебных достижений учащихся класса. Классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родите* лей, и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

• Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид и др. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми. Важно быть предельно деликатным, избегать негативных оценок конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление грехов школьников.

• Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

• Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) состоит из двух частей: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

• Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

3. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать решения, дать информацию  о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителям; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны стать персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Правила подготовки классного родительского собрания

1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

• перед началом собрания нужно оставить за дверью плохое настроение;

• отведите на проведение собрания не более полутора часов;

• самый приятный звук для человека — его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

• перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

• не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

• предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

• поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

• дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

• в личной беседе оценивайте успехи детей, не забывая об их потенциальных возможностях;

• доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;

• родитель должен уйти с собрания с пониманием, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

• осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

• сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

• давать негативную оценку всему классу;

• переоценивать значение отдельных предметов;

• говорить с родителями назидательным тоном. Будьте предельно корректны и тактичны.

Примерная тематика родительских собраний

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей.

5 класс

1 Синдром понедельника у пятиклассников и как его избежать.

2. Физкультура и спорт в жизни школьника.

3. Что я могу сказать о характере моего ребенка.

4. Творчество в жизни ребенка.

6 класс

1. Друзья моего ребенка - кто они, какие они?

2. Как развить у ребенка работоспособность?

3. Компьютер в жизни школьника. «За» и «против».

4. Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?

7 класс

1. Роль отца и матери в семье.

2. Плохие отметки и их причины.

3. Увлечения и интересы семиклассников.

4. Сверхответственность и безответственность. Как с этим бороться?

8 класс

1. Ваш ребенок влюбился.

2. Учебная дисциплина и ее значение в жизни восьмиклассника.

3. Круг чтения ваших детей.

4. Ваш ребенок в школе и после школы.

9 класс

1. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.

2. Эмоции и чувства в разговоре с подростком.

3. Как научить дочь или сына говорить «нет».

4. Выбор дальнейшего пути — «за» и «против».

Похожие статьи:

Диагностическая деятельность классного руководителя

Диагностические методики изучения личности учащихся

Как написать характеристику класса в школе

Планирование воспитательных мероприятий с учащимися в школе

Организация и проведение классного часа в школе с учащимися

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!