Методики изучения личности ученика
Предложенные методики изучения личности дадут результат, если классный руководитель внимателен при их анализе, справедлив и непредвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.
Мой портрет в интерьере
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги, на котором в центре должны расположить автопортрет, а вокруг то, что для них важно и без чего автопортрет незначим. Это и станет интерьером автопортрета.
Десять моих «я»
Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «я» и дать определение этих «я», рассказывая о себе и своих качествах.
Затем учащиеся должны проранжировать свои десять «я» в зависимости от степени их значимости для себя.
Недописанный тезис
Учащимся предлагается закончить предложения. При желании каждый тезис можно развить, приводя в подтверждение различные доказательства.
1. Я считаю, что я...
2. Главное в моей жизни — это...
3. Мне хорошо, когда...
4. Мне плохо, когда...
5. Мне нравится, когда взрослые...
6. Мне не нравится, когда взрослые...
7. В свободное время я...
8. Самая большая радость моей жизни...
9. Самая моя большая ошибка...
10. Иногда мне хочется...
Блицопрос
В течение одной минуты учащимся предлагается ответить на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю.
1. Любимое имя.
2. Любимая пора года.
3. Любимый цвет.
4. Любимая книга.
5. Любимое дерево.
6. Любимый цветок.
7. Любимая музыкальная группа.
8. Любимая песня.
9. Любимая одежда.
10. Любимый праздник.
11. Любимый музыкальный инструмент.
12. Любимый певец.
13. Любимое животное.
14. Любимая еда.
15. Любимый месяц.
Сочинение
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе на следующие темы:
Родственные души, или Вариации на тему «Мои друзья в моем классе».
Я памятник себе воздвиг нерукотворный: моя жизнь в классе.
Письмо самому себе.
Мои «хону», «могу» и «надо».
Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.
Одна и та же тема сочинения может стать традиционной, и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года. Это может стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые станут началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений:
Мои осенние размышления.
Привет самому себе из сентября 20... года.
Год 20...- й. Мои поиски истины.
Мои взлеты и падения.
Похожие статьи:
Планирование воспитательных мероприятий с учащимися в школе
Организация и проведение классного часа в школе с учащимися
Диагностическая деятельность классного руководителя
Этапы организации родительского собрания в классе в школе
Как написать характеристику класса в школе