Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Диагностическая деятельность классного руководителя

В помощь классному руководителю 5-9 классов. Диагностическая работа классного руководителя

Классный руководитель, относящийся к своей работе неформально, уделяет большое внимание изучению классного коллектива, в котором он работает. Для этого он использует в своей работе мониторинговые исследования, которые помогают определить:

• уровень обученности учащихся;

• эффективность воспитательного процесса;

• уровень индивидуального развития учащихся и т. п.

Для отслеживания развития учащихся применяется комплекс психологических тестов, соответствующих их возрастным особенностям.

Для отслеживания обучения учащихся может быть использован метод педагогического консилиума (оценка деятельности ученика).

Диагностические исследования в коллективе учащихся можно вести по следующей тематике:

• ценностные ориентации учащихся;

• социальные роли воспитанников;

• уровень сплоченности коллектива;

• уровень конфликтности класса;

• ранжирование качеств личности;

• состояние психологического климата;

• оценка уровня воспитанности школьников;

• степень удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса в классе;

• уровень готовности к непрерывному образованию.

Классный руководитель может изучать познавательный потенциал учащихся с помощью:

• наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков в своем классе;

• статистического анализа текущей и итоговой успеваемости;

• изучения степени развития познавательных процессов ребенка;

• самооценки самих учащихся;

• экспертной оценки специалистов.

Нравственный потенциал учащихся классный руководитель может изучить, определяя нравственную направленность личности, уровень воспитанности учащихся класса, коммуникативной культуры.

Важным показателем развития классного коллектива является сформированность физического потенциала личности учащихся, удовлетворенность учащихся процессом обучения в классе. Для изучения классного коллектива можно использовать следующие методики, которые являются весьма эффективными:

• тест Н.Е. Шуровой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности;

• методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся;

• методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»;

• методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

• методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:

0 — совершенно не согласен;

1 — не согласен;

2 — трудно сказать;

3 — почти согласен;

4 — совершенно согласен.

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Анализ положительных и отрицательных ответов учащихся позволит определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю.

Классный руководитель, который только приступает к работе с коллективом учащихся, особенно если это 5 класс, должен уделить самое серьезное внимание изучению личности школьника, что позволит ему построить программу работы с классом с учетом особенностей личностного развития учащихся класса, учесть особенности развития личности школьника в организации воспитательной работы.

Серьезная и целенаправленная работа классного руководителя по изучению личности учащихся класса поможет избежать просчетов и ошибок в работе с детьми, проблем во взаимоотношениях учащихся со сверстниками, родителями, обществом.

Программа изучения личности ребенка предполагает системную й целенаправленную работу классного руководителя в течение нескольких лет. Это серьезный и длительный процесс, в котором принимают участие родители ученика, психолого-педагогическая служба школы, учителя-предметники и, конечно же, классный руководитель.

Программа изучения личности состоит из нескольких блоков, каждый из которых может и должен стать основой для изучения той или иной стороны развития личности школьника, предполагает проведение с ее помощью необходимых диагностических исследований с учетом проблемных моментов в развитии ребенка.

Программа изучения личности

1. Общие сведения об ученике

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Число, месяц и год рождения.

3. Круг интересов, принадлежность к молодежной, неформальной организации.

4. Наиболее существенные факты биографии, оказавшие на его развитие существенное влияние.

5. Педагогические выводы, проблемы в развитии.

2. Изучение домашних условий и семейного воспитания

1. Условия проживания:

• состав семьи, место работы, занятость родителей;

• взаимоотношения в семье;

• жилищные условия;

• материальное положение семьи;

• микроклимат в семье:

а) ребенка не любят;

б) ребенка любят;

в) ребенка балуют, не занимаясь при этом его воспитанием;

2. Культурный уровень семьи:

• образование членов семьи;

• проведение досуга членами семьи (чтение и обсуждение книг, посещение театров, музеев, выставок, увлечения членов семьи);

• наличие рабочего места ребенка;

• наличие домашней библиотеки;

• отношение родителей ученика к школе и педагогам;

• вредные привычки членов семьи ученика;

• отношение родителей ученика к соблюдению им режима дня.

3. Педагогические выводы. Проблемы в развитии школьника.

3. Режим дня

1. Соблюдение учеником режима дня школьника.

2. Осуществление контроля за соблюдением режима дня (кто осуществляет, когда, какие меры принимаются).

3. Выполнение учеником домашних заданий (проверка родителями дневника, контроль за получаемыми отметками, систематичность выполнения домашних заданий).

4. Педагогические выводы. Проблемы в развитии школьника.

4. Свободное время

1. Где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

2. Знают ли родители о друзьях своего ребенка, бывают ли друзья у него в гостях?

3. Бывает ли он в гостях у своих друзей и как часто?

4. Какую работу по дому ребенок выполняет?

5. Имеет ли постоянные поручения по дому?

6. Как их выполняет?

7. Как относится к выполнению поручений всех членов семьи?

8. Педагогические выводы. Проблемы в развитии школьника.

5. Воспитательная система семьи

1. Кто занимается в семье воспитанием ребенка?

2. Как остальные члены семьи относятся к его воспитанию?

3. Способы воздействия на ребенка в семье:

а) убеждение;

б) поощрение;

в) приказание;

г) словесное наказание;

д) физическое наказание;

е) подарки;

ж) задабривание.

4. Роль семьи в развитии способностей ребенка.

5. Взаимоотношение родителей и классного руководителя.

6. Затруднения родителей в воспитании своего ребенка.

7. Педагогические выводы. Проблемы в развитии школьника.

6. Здоровье

1. Состояние здоровья школьника:

• отличное здоровье;

• проблемы со здоровьем крайне редки;

• хронические заболевания, отражающиеся на здоровье;

• физическое нездоровье;

• отклонения в состоянии здоровья, сказывающиеся на учебных достижениях и поведении.

2. Отношение школьника к своему здоровью:

• о своем здоровье совсем не думает;

• переоценивает свои физические возможности;

• отношение к здоровью соответствует его состоянию;

• переоценивает свое нездоровье;

• проявляет мнительность и симулирует нездоровье.

3. Физическое развитие:

• активно занимается спортом;

• имеет спортивные достижения;

• с удовольствием посещает уроки физической культуры;

• к занятиям спортом интереса не проявляет;

• уроки физической культуры не посещает под любым предлогом;

• имеет вредные привычки (курение и т. д.).

7. Особенности познавательной сферы

1. Мотивация учения:

• сформирована ли мотивация учебной деятельности школьника;

• как проявляется мотивация учения;

• какие мотивы преобладают.

2. Особенности внимания школьника:

• как проявляется внимание школьника на уроках;

• наблюдается ли рассеянность во время уроков;

• степень отвлекаемости на уроках. Чем она вызвана;

• способность ученика к распределению и переключению внимания;

• устойчивость внимания школьника. Как она проявляется.

3. Особенности памяти школьника:

• преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, сенсомоторная);

• продуктивность механической и смысловой памяти;

• точность воспроизведения учебного материала;

• преобладающий способ запоминания;

• принципы заучивания учебного материала.

4. Особенности воображения и представления школьника:

• преобладающие виды воображения школьника (пассивное, воссоздающее, творческое);

• особенности проявления воображения школьника;

• преобладающие виды представления школьника (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные).

5. Особенности мышления школьника. Уровень интеллектуального развития:

• особенности мыслительной деятельности, качества ума: последовательность; ясность; логичность; критичность; наблюдательность; сообразительность; находчивость; быстрота реакции; изобретательность; остроумие; интуиция;

• продуктивность мыслительной деятельности; творческое мышление; любознательность;

• скорость и точность восприятия;

• умение сравнивать, анализировать и обобщать изучаемый материал;

• умение правильно излагать свои мысли на письме и в речи;

• самостоятельность суждений и выводов;

• кругозор и эрудиция;

• интерес к чтению, регулярность чтения, широта и устойчивость читательских интересов.

8. Психологические особенности

1. Тип темперамента:

• холерик;

• сангвиник;

• меланхолик;

• флегматик.

2. Особенности темперамента:

• уравновешенность;

• неуравновешенность;

• сила темперамента;

• слабость темперамента;

• подвижность нервных процессов;

• инертность нервных процессов;

• быстрота реакции;

• замедленность реакции.

3. Преобладание процессов возбуждения или торможения.

4. Умение управлять отрицательными сторонами своего темперамента.

5. Проявление особенностей темперамента:

• в эмоциональной сфере;

• в работоспособности;

• в общении.

9. Эмоционально-чувственная сфера

1. Степень эмоциональной возбудимости. Быстрота или замедленность наступления эмоционального переживания:

• радости;

• огорчения;

• вспыльчивости;

• раздражительности.

2. Сила и глубина эмоциональных переживаний.

3. Преобладающее настроение:

• угнетенность или спокойствие;

• оптимизм или пессимизм;

• жизнерадостность или грусть.

4. Реакция на трудности:

• растерянность;

• неуверенность;

• упорство;

• собранность;

• азартность.

5. Степень владения эмоциями. Склонность к аффекту, при каких обстоятельствах.

10. Волевая сфера

1. Владение собой в сложной обстановке.

2. Владение собой в период сильного возбуждения.

3. Способность к подавлению своих эмоций.

4. Способность преодолевать трудности самостоятельно или с помощью кого-то.

5. Способность противостоять чужому мнению и влиянию.

6. Проявление упрямства: причина, формы проявления упрямства.

7. Наличие волевых черт характера:

• выдержка;

• самообладание;

• решительность;

• настойчивость;

• стойкость;

• способность выполнить то, что требуют взрослые;

• дисциплинированность;

• выполнение предъявляемых требований;

• недисциплинированность;

• отказ выполнять чьи бы то ни было требования.

11. Задатки, интересы, склонности, способности школьника

1. Наличие способностей:

• психомоторных;

• музыкальных;

• вокальных;

• артистических;

• художественных;

• технических;

• математических;

• литературных;

• естественно-научных;

• педагогических;

• организаторских;

• иных.

2. Признание наличия способности:

• окружающими людьми;

• семьей;

• учителями.

3. Степень выраженности способностей:

• признанный талант в определенной области;

• отчетливо выраженные способности к чему-либо;

• выраженный интерес к определенному виду деятельности при способностях, не выделяющих ученика среди сверстников;

• отсутствие способностей;

• выраженная неспособность к определенной деятельности.

4. Яркое проявление способностей:

• участие в олимпиадах, конкурсах;

• участие в смотрах талантов;

• участие в соревнованиях;

• участие в научных конференциях.

5. Интересы и их проявление.

• наиболее выраженные интересы (спорт, искусство, техника);

• широта и устойчивость интересов (кружки и секции);

• интересы, оказывающие положительное влияние на личность и помогающие учебе;

• интересы, оказывающие отрицательное влияние на личность и мешающие учебе;

• идеалы и кумиры школьника (кому подражает в жизни, кем восторгается).

12. Идейно-нравственная направленность личности

1. Участие в жизни классного коллектива.

2. Умение разбираться в происходящих событиях в стране и мире.

3. Кругозор, идейная убежденность.

4. Патриотизм, интернационализм.

5. Взгляды и убеждения.

6. Отношение к религии и вероисповеданиям.

13. Нравственная воспитанность

1. Ярко выраженные положительные черты характера школьника:

• порядочность;

• доброта;

• чуткость;

• отзывчивость;

• скромность;

• принципиальность;

• честность;

• правдивость;

• инициативность;

• организованность;

• ответственность;

• деловитость;

• решительность;

• внимательность к людям;

• коллективизм;

• интернационализм, патриотизм;

• ответственность;

• дружелюбие;

• другие положительные качества.

2. Ярко выраженные отрицательные черты характера:

• индивидуализм;

• закрытость;

• замкнутость;

• эгоизм;

• грубость;

• беспринципность;

• лживость;

• зазнайство;

• агрессивность;

• хитрость;

• ханжество;

• другие.

3. Вредные привычки:

• курение;

• тяга к алкоголю;

• токсикомания;

• членство в компаниях, группах, сектах.

4. Общекультурные навыки:

• культура поведения на уроках;

• культура поведения во внеурочной деятельности;

• культура общения со взрослыми членами семьи, незнакомыми взрослыми людьми, педагогами, сверстниками;

• культура речи;

• культурный кругозор;

• отношение к чтению.

14. Система отношений. Отношение к людям

1. Открытость или замкнутость в общении.

2. Яркое проявление положительных черт характера.

3. Яркое проявление отрицательных черт характера.

4. Отношение к родителям:

• очень уважает родителей, старается выполнять все их требования;

• уважает родителей, но не всегда выполняет их требования;

• равнодушен к требованиям родителей;

• систематически не выполняет требования родителей, равнодушен к их переживаниям и страданиям.

5. Отношение к учителям:

• выполняет все требования и распоряжения учителей;

• не всегда выполняет распоряжение учителя;

• равнодушен к предъявляемым учителями требованиям;

• постоянно нарушает дисциплину, требования учителей не выполняет.

6. Отношение к одноклассникам:

• считается с интересами одноклассников;

• учитывает их мнение;

• избегает конфликтных ситуаций;

• положительно влияет на одноклассников;

• пользуется авторитетом среди ребят класса, сверстников;

• не считается с одноклассниками;

• не учитывает их мнение при решении вопросов в классе;

• провоцирует конфликтные ситуации;

• ни с кем из одноклассников не дружит;

• отрицательно влияет на одноклассников;

• не пользуется авторитетом среди ребят класса, сверстников.

7. Отношение к другим людям, взрослым, детям:

• уважительное отношение к взрослым и пожилым людям, детям;

• стремление проявить участие, оказать помощь;

• неуважительное отношение к людям, детям;

• стремление нанести вред, обидеть.

15. Отношение к учебе

1. Успеваемость, преобладающие отметки.

2. Мотивы учения.

3. Опоздания, пропуски уроков.

4. Отношение к работе на уроке.

5. Отношение к выполнению домашних заданий.

6. Любимые предметы.

7. Предметы, которые даются легко.

8. Предметы, которые даются трудно.

9. Как преодолевает трудности в учении.

10. Интерес к учебе (устойчивость, глубина).

11. Сформированность навыков самообразования.

12. Отношение к успехам и неудачам в учебе.

13. Отношение к учебному труду (сосредоточенность, добросовестность, поверхностность).

14. В каких кружках занимается.

15. Насколько выработаны трудолюбие, аккуратность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

16. Отношение к физическому труду

1. Как относится к участию в производительном, общественно полезном труде.

2. Способен ли к самообслуживанию.

3. Способен ли выполнять указанную работу без контроля со стороны взрослого.

4. Трудится с желанием или без желания.

5. Проявляет ли инициативу и творчество при выполнении работы.

6. Интересны ли ему результаты своего труда.

17. Отношение к себе

1. Оценка собственной личности:

• завышенная;

• заниженная;

• адекватная.

2. Наличие или отсутствие чувства собственного достоинства.

3. Проявление таких качеств, как скромность, зазнайство, самомнение, неуверенность в себе.

4. Отношение к своим успехам и неудачам.

5. Самокритичность.

6. Осознание собственных достоинств и недостатков.

7. Способность к самовоспитанию.

18. Место и роль ученика в классном коллективе

1. Положение ученика в классном коллективе:

• лидер;

• популярный;

• принятый;

• непопулярный;

• изолированный;

• отверженный.

2. Отношение коллектива учащихся к ученику:

• пользуется большим авторитетом;

• в коллективе ученика уважают;

• в коллективе к ученику относятся равнодушно;

• в коллективе ученика не любят;

• в коллективе ученика презирают.

3. Отношение одноклассников к школьнику определяется:

• учебными способностями;

• личностными качествами;

• манерами и поведением.

4. Отношение школьника к коллективу, его требованиям, мнению, критическим замечаниям:

• замечания принимает;

• к замечаниям равнодушен;

• к замечаниям враждебен.

5. Друзья и товарищи в коллективе, их совместные увлечения, интересы, что их объединяет.

6. Конфликты с одноклассниками, их причины.

7. Интерес к участию в жизни класса и школы:

• имеет в классе постоянное поручение;

• имеет в классе разовые поручения;

• всегда ответственно относится к порученному делу;

• умеет вовлечь своих одноклассников в интересное дело;

• выступает с инициативами в жизни класса и школы;

• выступает в роли организатора или исполнителя;

• степень развитости чувства ответственности, долга, порядочности.

19. Ближайшее окружение

Классному руководителю необходимо обратить самое серьезное внимание на ближайшее окружение ученика и изучить его влияние. Чем раньше классный руководитель начнет анализировать ближайшее окружение своего ученика, тем раньше он узнает о положительных и отрицательных воздействиях и сможет устранить их вредное влияние или поддержать положительное воздействие.

Для того чтобы ближайшее окружение ребенка помогло в его воспитании, необходимо, начиная с 5 класса, серьезно заниматься изучением этого вопроса, использовать результаты изучения для работы с классом, родителями, учителями, общественными организациями.

Вопросы для изучения могут быть такими:

1. Интересы и увлечения ученика вне школы.

2. Занятость в кружках и секциях вне школы.

3. Результативность участия в кружках и секциях вне школы.

4. Характер общения ученика вне школы.

5. Друзья и приятели ученика вне школы, что объединяет их.

6. Принадлежность ученика к неформальному объединению.

7. Статус ученика в нем.

8. Отношение ученика к одноклассникам и сверстникам вне школы.

9. Источники наибольшего влияния на ученика вне школы:

• семья;

• сверстники;

• неформальная группа.

10. Сравнительный анализ поведения ученика в школе и вне школы.

20. Ценностные ориентации и профессиональная ориентированность

Классный руководитель с первой минуты работы с классом, независимо от возраста учащихся, занимается вопросом профессиональной ориентации. В выпускных классах этому вопросу уделяется приоритетное внимание.

Программа изучения ценностных ориентаций ученика, его профессиональной ориентированности помогает спланировать работу с классным коллективом в этом направлении таким образом, чтобы помочь учащимся максимально полно познакомиться с миром профессий, определиться в выборе будущей профессии, получить необходимую консультацию специалистов.

Программа может быть такой:

1. Ценностные ориентации.

2. Наиболее устойчивые интересы.

3. Любимое занятие на протяжении многих лет.

4. Кружки и секции, в которых ученик занимался в течение многих лет.

5. Достижения.

6. Любимый школьный предмет и достижения в его изучении.

7. Предпочитаемые профессии.

8. Отношение родителей ученика к выбору им будущей профессии:

• полное одобрение;

• согласие с выбором своего ребенка;

• безразличие;

• несогласие;

• полное неодобрение.

9. Кем видят своего ребенка родители.

10. Как ученик готовится к получению будущей профессии.

11. Кто ему помогает в этом.

12. Какая помощь ему нужна со стороны учителей, классного руководителя.

13. Общие педагогические выводы классного руководителя.

Программа анализа воспитания ребенка в семье

Начиная работу с новым классным коллективом, необходимо уделить самое серьезное внимание изучению воспитания ребенка в семье. Ни для кого не секрет, что семейное воспитание — это зеркало поведения ребенка в детском коллективе.

Материал анализа может быть хорошим подспорьем при подготовке родительских собраний и консультаций для родителей, может помочь разобраться в конфликтной ситуации в семье. С помощью приведенного ниже опросника можно изучить проявление тех или иных нравственных качеств ребенка в семье.

1. Насколько ваш ребенок исполнителен и послушен в семье?

а) всегда исполнителен и послушен;

б) не всегда исполнителен и послушен;

в) часто неисполнителен и непослушен;

г) постоянно неисполнителен и непослушен.

2. Охотно ли ребенок исполняет ваши поручения?

а) всегда выполняет;

б) не всегда выполняет;

в) часто не выполняет;

г) постоянно не выполняет.

3. Насколько ваш ребенок опрятен и аккуратен?

а) всегда;

б) не всегда;

в) часто неаккуратен и неопрятен;

г) всегда неаккуратен и неопрятен.

4. Насколько ваш ребенок бережливо относится к деньгам?

а) всегда бережлив, ценит то, что заработано родителями;

б) не всегда бережлив;

в) часто небережлив и расточителен;

г) всегда небережлив, не ценит деньги, легко их тратит.

5. Как ваш ребенок ведет себя дома?

а) всегда ведет себя хорошо, замечаний ему никто не делает;

б) не всегда ведет себя хорошо, но на замечание сразу реагирует и извиняется;

в) часто ведет себя плохо, дерзит, не реагирует на замечания;

г) постоянно ведет себя плохо, грубит, дерется, не реагирует на замечания.

6. Как ваш ребенок относится к родным и близким людям, своей семье?

а) проявляет заботу, внимание, отзывчивость, любовь;

б) не всегда проявляет заботу, внимание, отзывчивость, любовь;

в) очень редко проявляет заботу, внимание, отзывчивость, любовь;

г) никогда не проявляет заботу, внимание, отзывчивость, любовь.

7. Трудолюбив ли ваш ребенок?

а) трудолюбив, проявляет инициативу в делах;

б) не всегда трудолюбив, редко проявляет инициативу в делах;

в) выполняет задания под контролем или в обмен на что-то;

г) ленив, трудиться не хочет.

8. Присущи ли вашему ребенку такие качества характера, как простота, скромность?

а) присущи в полной мере;

б) не всегда прост и скромен, иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство;

в) часто хвастлив, высокомерен;

г) скромность и простота не присущи.

9. Критичен ли ваш ребенок?

а) критичен, но проявляет тактичность в ходе критики;

б) критичен, но не всегда тактичен;

в) очень резок, считает правильным только свое мнение и суждение;

г) некритичен, подстраивается под мнение других людей.

10. Насколько ваш ребенок самокритичен?

а) самокритичен, уважает мнение окружающих, стремится учесть все критические замечания;

б) не всегда самокритичен, не всегда адекватно реагирует на критические замечания;

в) несамокритичен, обижается на критику других людей, членов семьи;

г) критику воспринимает озлобленно, в ответ грубит.

11. Как ваш ребенок относится к выполнению домашних заданий?

а) ответственно готовит все домашние задания;

б) не всегда ответственно готовит домашние задания;

в) готовит домашние задания только под контролем со стороны взрослых;

г) домашние задания не готовит, никаких доводов не принимает.

12. Умеет ли ваш ребенок дружить?

а) умеет дружить, дом полон друзей;

б) не всегда умеет дружить, иногда на него ребята обижаются;

в) нет постоянных друзей, друзья появляются от случая к случаю;

г) нет друзей, дружить не умеет.

13. Как относится к школе, классу?

а) любит свою школу, класс, рассказывает о делах школы и класса дома;

б) любит школу, класс, но не всегда способен выполнять то, что от него требуют;

в) равнодушен к школе, классу;

г) не любит школу, класс, враждебен им.

Похожие статьи:

Диагностические методики изучения личности учащихся

Как написать характеристику класса в школе

Планирование воспитательных мероприятий с учащимися в школе

Этапы организации родительского собрания в классе в школе

Организация и проведение классного часа в школе с учащимися

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!