Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Организация и проведение классного часа в школе с учащимися

Формы проведения классного часа

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время — решают ученики и классный руководитель.

Однако в настоящее время классный руководитель не обязан проводить классные часы, поэтому возникает вопрос об их необходимости.

Если классный час проводится для галочки, то полезней будет сэкономить время — свое и учеников.

Если же классный руководитель подходит к организации классного часа неформально, то начинать следует с определения целей такой формы воспитательной работы.

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Существуют различные виды классных часов: в форме классного собрания, воспитательного часа (час классного руководителя), экскурсии или тематической лекции. Такие мероприятия планируются классным руководителем и учащимися. Но также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам.

Час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую функции.

Суть просветительской функции состоит в расширении круга тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, так как нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор ее зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

Выделяются следующие формы классного часа:

• беседа (этическая, нравственная);

• диспут;

• встреча с интересными людьми;

• викторина по различным областям знаний;

• дискуссия (свободного характера или на определенную тему);

• КВН;

• интерактивная игра;

• игра-путешествие;

• театральная премьера;

• тренинг;

• читательская конференция.

Методика организации и проведения классного часа

Содержание классного часа и его методическое обеспечение взаимосвязаны, зависят от возраста школьников, а также от целей и задач, которые ставит классный руководитель.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т. д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо:

• определить тему и сформулировать цель;

• подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление ит.д.;

• составить план (сценарий) проведения;

• дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом);

• определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Задача классного руководителя — разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных задач воспитания.

Советы по организации классного часа

1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок — к развернутым суждениям.

2. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.

3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т. д.

Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час, или лучше его называть час общения, если он задуман интересно и необычно, станет важным событием в жизни учащихся.

В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, узнать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией.

Результативность проведения классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Иногда в ходе индивидуальной работы с учеником учитель часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе одного классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

Классный руководитель с помощью классного часа создает определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.

Мероприятие, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть учеников в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.

Классный час важен еще и тем, что он проводится еженедельно и включается в школьное расписание. Лучше всего, если он поставлен в школьном расписании в субботу, между третьим и четвертым уроками. Это дает возможность классному руководителю чаще встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы.

Проведение классного часа в субботу дает возможность обсудить те проблемы и разрешить те конфликты, которые накопились у ребят за учебную неделю. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 мин, как школьный урок. Но не всегда так получается, иногда общение с ребятами занимает 20 мин, а иногда — гораздо больше времени. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы встречи, ее цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Свободная манера общения учащихся во время классного часа способствует желанию учащихся жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию и саморазвитию.

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех планируемых классных часов. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.

Классное собрание

Классное собрание проводится примерно раз в месяц. Для этой формы характерна совместная деятельность учеников и классного руководителя. На классных собраниях школьники учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности класса. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

• распределяет поручения;

• избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

• слушает доклады учеников о выполнении поручений и т. д.

Экстренные (внеочередные) собрания проводятся, если необходимо обсудить и решить немедленно какие-либо вопросы. На таких собраниях распределяются участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные за них. В исключительных случаях такое собрание может быть проведено по просьбе классного руководителя, учителей или руководства школы. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Планирование классных собраний проводится самими учащимися под руководством классного руководителя.

Классный руководитель на собрании выступает в двух качествах: как представитель школы, наделенный определенными официальными полномочиями, и как член коллектива, где он связан со своими учениками дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Личное участие классного руководителя в собрании обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несет персональную ответственность за его выполнение.

Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений классного руководителя с учениками в этом процессе претерпевают изменения из года в год по мере накопления опыта.

Педагогическое руководство процессом проведения классных собраний будет протекать успешно, если классный руководитель продумает их перспективу на несколько лет вперед. К 8—9 классу ребята должны научиться организовывать и вести собрания.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно продолжаться долго. Оно должно занимать 15—25 мин.

По мере налаживания работы собраний классный руководитель привлекает к их ведению старосту класса, обучает его формулировке вопросов повестки дня, составлению предполагаемого решения и ответственности за его выполнение.

Одна из основных задач классного руководителя — постепенное вовлечение в проведение собраний все большего числа учеников класса. С этой целью отдельным учащимся даются поручения, например подготовить доклад на заданную тему.

В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Если в классе есть пассивные ученики, то от классного руководителя потребуется кропотливая индивидуальная работа с ними: следует помочь школьникам, которые стесняются публично выступать, поощрять активность таких учащихся на собрании.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила проведения классных часов. Для детей этого возраста характерно возросшее стремление к самостоятельности, независимости и самоутверждению, поэтому у классного руководителя появляется возможность дать учащимся максимально проявить активность. Роль классного руководителя начинает носить все больше консультативный характер.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5—7 классах, полностью окупаются в старших классах.

Типы классных часов для учащихся 5-9 класса

Классный час на тему нравственности

Предварительная подготовка

Классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников.

Цели: изучить, осмыслить и проанализировать нравственный опыт поколений; критически осмыслить собственные нравственные поступки, поступки одноклассников; развивать нравственные личностные качества (доброта, желание помогать другим людям).

Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель должен убедиться в том, что учащимся знакомы нормы нравственности.

Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т. д.

Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики классных часов.

Подготовка классного часа должна сопровождаться серьезной предварительной работой.

I. Определение темы

Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске, и дать их объяснение. Другие ребята должны стать помощниками в подготовке таких классных часов.

II. Подбор материала

Материалом для подготовки классного часа могут служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы.

Бывает и так, что классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Классный час на тему нравственности — это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что классный час нельзя проводить часто, иначе он не станет для ребят интересным и значимым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть. В этом случае он будет важным событием в жизни класса.

Примерная тематика классных часов

5 класс

1. Игра «Кто я? Какой я?».

2. Путешествие в детство родителей «Дверь в детство».

3. Экскурсия «Я через 5 лет».

4. Праздничное представление «Архив 5 А».

6 класс

1. Час общения «Мои интересы, мои увлечения».

2. Интерактивная игра «Я дома, я в школе, я среди друзей».

3. Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат?».

4. Беседа «Иметь свое мнение — это важно?».

7-й класс

1. Диспут «Мои “хочу” и мои “могу”».

2. Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и...»

3. Беседа «Вверх по лестнице жизни».

8 класс

1. Аукцион мнений «Умею ли я любить?».

2. Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко».

3. Дискуссия «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?».

4. Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить».

9 класс

1. Диспут «О дружбе и друзьях».

2. Беседа «О товариществе и дружбе».

3. Праздник «Всему начало — любовь...».

4. Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы».

5. Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни».

Интеллектуально-познавательный классный час

Цели и формы мероприятия

Интеллектуальное развитие учащихся — неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи: не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но и научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:

• интеллектуальные марафоны;

• дни интеллектуального творчества;

• защита интеллектуальных проектов;

• экскурсии в вузы, НИИ и исследовательские лаборатории;

• встречи с учеными, изобретателями;

• интеллектуальные ринги и викторины;

• заседания клубов интеллектуалов;

• школа интеллектуального развития.

Примерная тематика интеллектуально-познавательных классных часов

5 класс

1. В.И. Даль и его толковый словарь.

2. Я и мои способности.

3. Мир энциклопедий.

6 класс

1. Мои сильные и слабые стороны.

2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.

3. Мои «почему?» и ответы на них.

7 класс

1. Глубинные тайны человеческого познания.

2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?

3. Как научиться управлять собой.

8 класс

1. Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?

2. Тренировка памяти — залог будущего успеха.

9 класс

1. Человек и творчество.

2. Разговор с самим собой по душам.

3. День творчества в школе.

Тематический классный час

Предварительная подготовка Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать их духовному развитию, формированию интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению. Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном коллективе.

Планируя тематические классные часы, необходимо предварительно предложить учащимся совместно определить темы, которые могут стать основой серии различных внеклассных мероприятий. Предварительное планирование совместно с классом можно провести в соответствии с одним из следующих вариантов:

1. Учитель выписывает на доске различные сферы интересов учащихся, им предлагается выписать темы, которые их интересуют. Например: «Обычаи и традиции», «Времена и страны», «Великие люди мира», «Психология человека», «Границы человеческих возможностей», «Страны изучаемого языка», «История этикета», «Азбука открытий мира», «Песни в истории моей семьи и страны», «Мир человеческих увлечений», «Кино в жизни человека», «Праздники нашего дома», «Кем быть и каким быть?», «Музыка нашего времени и прошлого».

Далее ответы учащихся собирают, педагог анализирует их и выписывает на доске те темы, которые наиболее часто повторяются. Эти темы и станут основой тематических классных часов.

2. Для определения тематики классных часов в будущем плане воспитательной работы классный руководитель может провести классный час «Мир моих увлечений». В ходе такого классного часа учащиеся расскажут о своих интересах, увлечениях, хобби и тем самым определят тему будущих классных часов. Такой классный час может быть очень интересным и занимательным.

Варианты тематических классных часов

5 класс

1. Мир моих увлечений.

2. Памятные даты моей семьи.

3. Обычаи и традиции народов мира.

4. Кем быть и каким быть?

6 класс

1. Мир моих способностей.

2. Памятные даты моей страны.

3. Обычаи и традиции моей страны.

4. Профессии милосердия и добра.

7 класс

1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития.

2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим.

3. Компьютер в жизни человека.

4. Азбука вежливости.

8 класс

1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь.

2. Герб моей семьи, каким он может быть?

3. О вкусах не спорят?

4. Профессионал, кто он?

9 класс

1. Простые истории человеческой дружбы.

2. Улицы, от названия которых становится теплей.

3. Мои профессиональные приоритеты.

4. Как научиться говорить «нет».

Информационный классный час

Назначение и формы проведения

Одной из форм воспитательной работы с классом является информационный час. Раньше информационный час назывался «политическая информация». В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию политической культуры учащихся. Главное назначение информационного часа — формирование у учащихся чувства сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения.

Информационные часы могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в мире, в стране и в городе, могут длиться 20—25 мин. Этого вполне достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов, могут быть по времени более длительными, чем обзорные, до 45 мин. Если информационный час длится дольше, он может вызвать отрицательные эмоции.

Формы проведения информационных часов:

• викторина (обзорная и тематическая);

• информационный ринг;

• конкурсы рисунков, плакатов;

• пресс-конференция;

• встречи с интересными людьми;

• праздники газеты и журнала;

• вечера вопросов и ответов;

• дискуссии;

• путешествие во времени (история создания газет и журналов);

• рекламная акция.

Подготовка информационного часа

При подготовке информационного часа учащиеся должны придерживаться следующих правил.

1. Информационный час должен быть актуальным и динамичным.

2. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся, должна быть интересной и ненавязчивой.

3. Информация, которую предлагают дети и классный руководитель, должна быть оперативной и новой для всех учащихся класса. Если педагог хочет заранее знать, что приготовили учащиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с учащимися один на один.

4. Информация в обзоре должна быть беспристрастной. Учащиеся не должны высказывать своих политических пристрастий или пристрастий своей семьи.

5. Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы).

Основные виды подготовки к информационному часу:

• обзор газетных сообщений, СМИ;

• пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из газет и журналов;

• работа со словарем и справочной литературой;

• работа с политической картой мира и глобусом;

• комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

• формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

• просмотр и обсуждение телематериалов.

Примерная тематика информационных часов

5 класс

1. По странам и континентам.

2. Главные события страны и мира за неделю.

3. Газеты и журналы моей семьи.

4. Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.

5. Это интересно, это полезно, это необходимо.

6. Как читать газету.

6 класс

1. История первой газеты и первого журнала.

2. Профессия — журналист.

3. Это интересно знать.

4. Время, события, люди.

5. Горячие точки планеты Земля.

6. У карты мира.

7. Профессия — репортер.

7 класс

1. От чего зависит рейтинг газеты.

2. Ведущие газеты страны и мира.

3. Крупным шрифтом о главном.

4. Главные темы первой полосы.

5. Газетная лексика.

6. Быть журналистом опасно?

8 класс

1. Газетная сатира.

2. Журналисты в истории моей страны.

3. Планета за одну неделю.

4. Мир глазами журналистов ведущих газет.

5. Что мы знаем о создании газетного номера.

6. Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9 класс

1. Любимые журналисты о своей профессии.

2. Достоверная информация в достоверных фактах.

3. С трибуны главного редактора.

4. Достоверность и лживость газетных материалов.

5. Главные события прошедшей недели.

6. Политический олимп: имена и характеры.

Похожие статьи:

Этапы организации родительского собрания в классе в школе

Планирование воспитательных мероприятий с учащимися в школе

Диагностические методики изучения личности учащихся

Как написать характеристику класса в школе

Диагностическая деятельность классного руководителя

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!