Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание «Эмоциональное благополучие детей в семье», 4 класс

Конспект родительского собрания для родителей учащихся 4 класса на тему «Эмоциональное благополучие детей в семье»

Задачи: познакомить родителей младших школьников с такими понятиями как «аффект», «стресс»; формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности; разработать приемы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.

Форма проведения: обмен мнениями.

Основные этапы подготовки

1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания.

Анкеты заполняются до собрания, их результаты учитель использует при подготовке и в ходе проведения родительского собрания.

Анкета для учащихся

1) Умеешь ли ты радоваться?

2) Если у тебя есть возможность порадоваться, что может стать тому причиной?

3) Ты можешь порадоваться успехам своего друга или просто чужого человека?

4) Как часто ты грустишь?

5) Что может стать причиной грусти?

6) Если тебе грустно, ты можешь кому-нибудь об этом рассказать?

7) Тебе страшно, если ты получаешь плохую отметку?

8) Чего ты боишься, если у тебя случаются неудачи в школе?

9) Ты боишься говорить своим родителям, что ты получил(а) плохую отметку?

10) Тебя наказывают за плохие результаты в школе?

Анкета для родителей

1) Эмоционален ли ваш ребенок?

2) Умеет ли ваш ребенок радоваться?

3) В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?

4) Считаете ли вы необходимым для ребёнка поддерживать его состояние радости, удовольствия?

5) Каким образом вы это делаете?

6) Проявляет ли ваш ребенок негативные эмоции?

7) В каких случаях он это делает?

8) Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?

9) Как часто негативные эмоции вашего ребёнка связаны со школой и учебной деятельностью?

10) Боится ли ваш ребёнок говорить вам о своих учебных неуспехах?

11) Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?

2. Изготовление плакатов с высказываниями по теме собрания.

«Ласковость больше в один час детей исправит, чем суровость в целый год». А. Д. Кантемир.

3. Изготовление памяток с советами по теме собрания.

4. Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон.

Ход собрания

I. Вступление.

Уважаемые родители!

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых разных жизненных ситуациях.

Однако медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не владеют умением радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. И в этом виноваты мы, взрослые! Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы оберегаем его, предупреждая желания и потребности ребенка, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.

Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально. Он владеет небогатым арсеналом средств для выражения эмоций, а значит - будет вынужден их подавлять. Это, в свою очередь, приведет к нарушениям взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, страхам, депрессиям. Неумение жить в гармонии с собой станет причиной нарушений физического здоровья, различных заболеваний.

Потребность в выражении эмоций существует у человека с самого раннего детства, и начинать учить ребенка выражению своих эмоций следует как можно раньше. Однако наиболее актуальной эта проблема становится, когда ребенок попадает в школу.

- Как выразить эмоции и «сохранить лицо» в среде сверстников?

- Как реагировать на эмоции других людей?

- Как вести себя, чтобы быть правильно понятым?

Все эти вопросы рано или поздно приходится решать каждому ребенку.

Наша задача-помочь ему в этом.

II. Анализ анкетирования.

III. Просмотр видеоматериалов школьных мероприятий (КТД, классных часов).

Задача родителей: проанализировать эмоциональную сторону участия своего ребенка в мероприятии.

Обсуждение мнений родителей по проблеме родительского собрания.

IV. Выступление школьного психолога.

Аффект - это сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Например, горе при потере близкого человека, радость при успехе.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Причины аффекта:

- Конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение (очень ярко у маленьких детей).

- Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку и его неуверенности в собственных силах (наблюдается, когда родители предъявляют к ребенку повышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).

Последствия аффекта:

- Меняется внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании только те предметы, которые связаны с переживанием.

- Человек «теряет голову». Все поступки его неразумны или, если это касается учебной деятельности, ребенок начинает допускать промахи там, где раньше он этого никогда не делал.

- Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет выполнять то, что от него в данный момент требуется.

Стресс - реакция организма при резких и сильных воздействиях на него, когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность. Он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь. В состоянии стресса человек плохо себя контролирует и действует неэффективно.

Необходимо четко осознавать, что вреден не сам по себе стресс, а неспособность ребенка позитивно пережить отрицательные эмоции. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных болезней. Кроме того, отрицательные эмоции могут накапливаться, в результате чего может случиться «аффективный взрыв».

Таким образом, профилактика психосоматических расстройств и «аффективных взрывов» должна быть связана с формированием речевых и моторных навыков выражения эмоциональных состояний.

V. Практикум для родителей.

С помощью жетонов разного цвета родители разбиваются на группы.

Задача: постараться придумать приемы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.

Классный руководитель может предложить готовые приемы, а каждая группа анализирует и демонстрирует их. Важно детально рассмотреть каждый предложенный способ.

Разминка «Игра с камешками»

Задача: Создать благоприятный эмоциональный фон в группе, помочь детям наладить контакт друг с другом.

Учитель (включает музыкальное сопровождение). Сейчас мы с вами попробуем переместиться на берег моря. Закройте глаза. Представьте, что мы летим, летим. Под нами проносятся леса, луга, но мы не открываем глаза, иначе можно испугаться, увидев, как высоко мы летим.

Все! Прилетели, можете открыть глаза, мы на берегу моря. Здесь светло, тепло и слышен шум моря (музыкальное сопровождение). Мы гуляем, радуемся солнечному лучезарному дню, улыбаемся солнцу своей самой счастливой улыбкой.

Давайте повернемся друг к другу, посмотрим и улыбнемся своему соседу доброй улыбкой. Я улыбнусь вам всем по очереди. Теперь вы улыбнитесь всем своим одноклассникам, как солнышко, «обогрейте» всех своей улыбкой.

Как хорошо и тепло, какое синее море! А на солнце жарко стоять, так припекает, так хочется поиграть с прохладной водичкой, побрызгаться. Наберем воду в ладоши, какая чистая вода! Как хорошо! Побрызгаемся!

Вот так! Вот так! Теперь давайте выйдем из воды. Выходим.

Смотрите, какие под ногами лежат камешки. Смотрите, какие они все разные - и серые, и зеленые, и квадратные, и круглые, как монетка. Наберем камешки. Подбросим вверх камешки, ловим, а теперь кинем далеко-далеко.

Как хорошо здесь: тепло, красиво! Но нам нужно возвращаться, закроем глаза. Перенесемся в нашу школу, в наш класс. Откройте глаза.

Учитель. Какие эмоции вы испытывали во время разминки? Как ваши переживания отражались на лице, в движениях?

Мини-анкета «Лицо - зеркало души»

Учитель предлагает родителям, отвечая на вопросы, выбрать соответствующую картинку:

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2. С каким лицом чаще всего общается с вами ребенок?

3. Каким, на ваш взгляд, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами? А ваше лицо?

4. Что можно сделать для того, чтобы ваши эмоции не всегда были «написаны» на лице?

Одним из возможных вариантов ответа на последний вопрос может стать прием «Эмоция убегает».

Прием «Эмоция убегает»

Человек должен задуматься над вопросом: «Какую эмоцию он сейчас испытывает и почему?» В этом случае сама эмоция исчезает («убегает»).

Алгоритм аутотренинга: «Как улучшить свое настроение?»

1. Встань перед зеркалом или представь, что перед тобой зеркало.

2. Смотри в зеркало и меняй выражение лица с грустного и неуверенного на спокойное и довольное.

3. Если тебе это удалось, то распрями плечи, подними голову, смотри прямо и уверенно, дыши спокойно.

Если нет, то попробуй вспомнить самый прекрасный момент из своей жизни.

4. Повтори про себя: «Я спокоен. У меня все получится. У меня прекрасное настроение» (повторяй, пока настроение не улучшится, можно вернуться к шагу № 2).

«Витаминка для обретения душевного равновесия»

Это упражнение помогает обрести душевное равновесие и справиться с отрицательными эмоциями, в частности, с гневом. Если человек переполнен гневом, то ему трудно контролировать происходящее вокруг. Важно сначала уменьшить количество гнева, а потом разобраться с возникшей ситуацией.

Шаги аутотренинга:

1-й шаг. Постарайся понять: действительно ли ты сейчас очень сердит? Обрати внимание на свое тело. Где в теле сидит твой гнев? Попробуй расслабить мышцы лица и разжать кулаки.

2-й шаг. Мысленно посчитай до десяти и произнеси «охлаждающие» слова: «Я смогу с этим справиться», «Ему не удастся разозлить меня», или: «Спокойствие, только спокойствие!»

3-й шаг. Похвали сам себя за хорошую работу, скажи себе: «Ты действительно справился!», «Молодец, ты устоял», «Молодец, ты вел себя так, как будто тебя невозможно разозлить».

VI. Подведение итогов.

Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка - все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Классный руководитель вручает родителям памятки - рекомендации по развитию положительных эмоций у ребенка, а также готовые приемы, позволяющие ребёнку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.

Похожие статьи:

Родительское собрание. Трудности адаптации пятиклассника в школе

Родительское собрание «Физиологические особенности детей 9-12 лет», 4 класс

Родительское собрание «Дети и деньги» в начальной школе, 4 класс

Родительское собрание в 4 классе. Влияние компьютера на психологическое здоровье детей

Родительское собрание в 4 классе. Воспитание нравственных привычек у детей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!