Родительское собрание «Дети и деньги» в начальной школе, 4 класс
Сценарий родительского собрания в 4 классе на тему «Дети и деньги»
Дата проведения: III четверть.
Форма проведения: обмен мнениями.
Цель: ознакомление родителей с причинами проблем в отношении к деньгам у детей, методами их решения.
Задачи: ознакомить родителей с этапами познания ребенком роли денег в обществе; организовать обмен мнениями, опытом в решении проблем; показать родителям, что такие проблемы возникают в развитии каждого ребенка, предложить приемы решения проблем.
Ход собрания
I. Подготовительный этап
1. Найти пословицы о деньгах. (Приложение 1.1.)
2. Подготовить текст беседы для родительского всеобуча.
3. Совместно с психологом составить текст памятки для родителей.
II. Организационный этап
На доске написать пословицы о деньгах и отношении к ним, до начала собрания закрыть их. Разложить на столах листы и ручки для работы в группах.
III. Этап педагогического всеобуча
Классный руководитель. Проблемы, которых мы коснемся на сегодняшнем собрании, стали изучаться психологами и педагогами сравнительно недавно. Давайте вспомним пословицы, изречения о деньгах.
(Родители называют пословицы, учитель открывает их на доске.)
- Какое отношение к деньгам воспитывали в нас с детства? (Деньги - не главное в жизни. Деньги водятся у трудолюбивых людей. Быть бедным совсем не плохо. Богатство наживается нечестным трудом. И т. п.)
Немудрено, что проблемы отношения к деньгам в нашем детстве были неактуальны. В нас воспитывали другие идеалы. Проблема воспитания в ребенке правильного отношения к деньгам стала актуальной в последние годы. Деньги в настоящее время - условие выживания и благосостояния. Они определяют положение человека в обществе, позволяя ему удовлетворить самые разные потребности - в образовании, надлежащей медицинской помощи, в путешествиях, удобном жилище, красивых вещах. Обладание деньгами дает людям независимость, чувство защищенности, уверенность в будущем. Те, кто не может обеспечить себе и своей семье желаемый уровень благосостояния, переживают личную и социальную неполноценность, страх перед будущим.
Современные дети живут в поляризованном, разделенном по своему материальному положению обществе. Они, как и взрослые, хотят обладать вещами и деньгами, чувствовать себя уверенно и защищенно. Чем старше ребенок, тем важнее для него, как он одет, сколько у него карманных денег, что он может позволить себе купить. Материальная обеспеченность повышает статус подростка среди сверстников и его собственное достоинство.
Ну и, конечно же, эти вопросы возрастают по мере взросления ребенка. С появлением у детей карманных денег у взрослых появляются новые педагогические задачи:
• научить ребенка рационально распоряжаться деньгами;
• не воспитать из него пассивного потребителя;
• научить его выстраивать приоритеты в совершении тех или иных покупок и т. п.
Очень важно, чтобы наши дети, став взрослыми, умели контролировать свои материальные запросы, потребности, притязания, задавая себе при этом такие вопросы:
1. Заработал ли я эту вещь? (Имеется в виду: заслужил ли я право на эту покупку, а не заработал ли я на нее деньги.)
2. Нужна ли мне эта вещь действительно?
3. Не будет ли у моей покупки каких-то отрицательных сторон?
Если привычка к такому самоконтролю не воспитана с детства, то, став взрослыми, наши дети не смогут трезво, критически, сдержанно относиться к своим материальным запросам. Платой за это может стать опасность использования для удовлетворения своих запросов чужих денег, например, украденных или родительских. Как избежать этого? Как воспитать в детях разумное отношение к деньгам? На эти и другие вопросы, связанные с деньгами, нам и предстоит ответить на сегодняшнем собрании.
Ребенок очень рано начинает знакомиться с ролью денег в жизни человека. Он видит, что родители платят деньги в магазине и покупают не только незначимые пока для него самого вещи (хозяйственные товары, продукты питания, вещи и т. д.), но и сладости, игрушки, книжки, которые очень привлекают малыша. Дети слышат разговоры взрослых о деньгах дома, по телевизору, на улице. Видят рекламные ролики, слышат слова взрослых: «У нас на это нет денег» или: «Это очень дорого стоит». В итоге дети рано понимают: деньги позволяют получить желаемое. И они, в отличие от нас в детстве, очень рано начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. Именно в начальной школе у многих детей формируется отношение к деньгам, в этом возрасте можно научить ребенка пользоваться ими правильно.
Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания». Поэтому учиться этому искусству следует именно в детстве. Каковы формы приобщения ребенка к деньгам? Это могут быть карманные деньги, личные копилки, совместное приобретение повседневных покупок, участие ребенка в семейных советах по планированию покупок. Наиболее частые вопросы родителей носят следующий характер:
• должен ли ребенок иметь деньги на карманные расходы;
• с какого возраста начинать давать ребенку карманные деньги;
• какой должна быть сумма выдачи;
• не избалует его это, не воспитает легкомысленное отношение к деньгам;
• разрешать ли ребенку оставлять сдачу;
• можно ли ребенку иметь копилку, и как она должна пополняться.
Как показывают современные реалии, если ребенок имеет деньги, которыми он может распорядиться так, как пожелает, это приучает его к самостоятельности в их использовании, планировании затрат, выборе приоритетов в приобретении покупок. Необходимость в карманных деньгах возникает как раз в младшем школьном возрасте. Именно в школе у детей появляется постоянный соблазн и возможность купить что-то в буфете. Карманные деньги можно выдавать ребенку раз в неделю или каждый день. Потрудитесь ознакомиться с ценами в буфете и выдавайте ребенку в день сумму, которой хватит на покупку шоколадки, пирожного или сока.
Если ребенок мечтает о какой-то крупной и дорогой вещи, можно предложить ему завести копилку, куда он сможет складывать сэкономленные, а также подаренные близкими людьми деньги. В том случае, если ребенок будет терпелив, настойчив, а покупка окажется слишком непосильной для него, но реальной для семейного бюджета, можно добавить ему деньги на покупку.
Многих родителей волнует то, что ребенок может «неправильно» потратить свои деньги. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Смысл карманных денег именно в том, что ребенок может распоряжаться ими по своему усмотрению. Поэтому если ребенок накупит на всю сумму разных сладостей, а потом пожалеет об этом, для него это станет более впечатляющим уроком, чем ограничения родителей. В следующий раз он потратит деньги более разумно.
Нередко от детей приходится слышать о том, что их поощряют деньгами за учебу.
Один мальчик рассказывал даже, что папа установил своеобразный тариф: за «пятерку» - 10 рублей, за «четверку» - 5 рублей, за «тройки» и «двойки» - штрафы. К чему могут привести такие педагогические эксперименты? Может все-таки попытаться найти другой способ воспитательного воздействия? Чаще всего к такой форме приобщения к деньгам прибегают родители, потерявшие взаимопонимание с ребенком, отчаявшиеся в выборе способов поощрений и наказаний. Напрасно педагоги предостерегают родителей от соблазна мотивировать детей с помощью денег. К сожалению, сегодня родители все чаще платят сыну или дочке за хорошие оценки, за вовремя сделанное домашнее задание. Но цель обучения в школе - приобретение знаний, умений, а не оценок. Получается, ребенок учится не для себя, а для родителей. Деньги становятся своеобразным средством подкупа ребенка: ты мне - я тебе. Такое отношение ребенка к деньгам может стать причиной весьма неприятных последствий. Так что родителям необходимо несколько раз все взвесить, прежде чем применять практику денежного вознаграждения за учебу.
Еще одна проблема, возникающая при знакомстве ребенка с деньгами - это воровство. Порой детям так хочется самостоятельно что-то купить, что для реализации своего желания они могут позаимствовать деньги у родителей без спроса. Такие ситуации пугают родителей и интерпретируются ими как воровство. Однако чаще всего ребенок поступает так по одной из следующих причин:
• искренне полагая, что все деньги в семье общие и он имеет полное право их брать;
• зная, что, если он попросит у родителей денег, ему откажут в покупке;
• ему хочется завоевать авторитет у товарищей, угостив их сладостями.
Если этот случай был единичным, надо попытаться найти проблему и решить ее. С ребенком, взявшим без спроса деньги, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует сразу называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Такие ошибки в детстве совершает практически каждый ребенок. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на новую куртку для тебя, и нам бы не хватило потраченной тобой суммы?» Например, если покупка ему действительно необходима, можно предложить вместе накопить на нее. Одноклассников, которых хотел угостить ребенок, можно пригласить в гости. Может у сына или дочки проблемы в общении. Самое главное, нельзя сразу обрушивать на ребенка весь свой «арсенал» наказаний. Необходимо после этого сохранить доверительные отношения с ним, показав ему, что вы огорчены, но поняли и простили его. Если же такие поступки ребенок совершал неоднократно, необходимо обратиться к помощи специалистов.
Какие же выводы можно сделать из всего сказанного? Давайте попробуем составить рекомендации на тему: «Как воспитать разумное отношение к деньгам».
IV. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы
Классный руководитель. Предлагаем вам обменяться опытом в решении проблем воспитания правильного отношения к деньгам. Проведите работу в группах по составлению рекомендаций родителям.
(Мамам и папам предлагается поработать в группах для составления памятки по итогам собрания, обмена опытом в своей практике. По окончании обсуждения группы представляют свои разработки рекомендаций.)
Ряд рекомендаций вы также можете найти в памятках для родителей, которые мы для вас распечатали. (Приложение 1.2.)
Что еще можно посоветовать родителям? Чешский психолог Зденек Матейчек предлагает родителям следующую схему денежных отношений с 6-10-летними детьми:
1. Выделить ребенку небольшую сумму на карманные расходы. С этими карманными деньгами он может делать все, что пожелает. Может потратить, раздать, потерять или скопить. Родители не контролируют сына или дочку и не требуют отчета.
2. Завести некий переменный фонд, который составят деньги родителей, деньги ребенка, накопленные деньги, полученные в подарок и т. п. С этим фондом ребенок также волен делать все, что угодно, но предварительно спросив согласия родителей. Ведь этот фонд составлен из средств родителей и ребенка, обе стороны пополняют его и должны договориться о том, что и когда купить. Решающее слово в спорных случаях принадлежит, однако, родителям.
3. Завести следующий фонд, более крупный и солидный. Он предназначен на долговременные цели. Накопление тоже идет дольше - полгода, год. А потом вместе родители и дети торжественно отправляются для покупки того, на что копили. Это наглядный способ показать, что сбережения приносят большую пользу, кроме того, отложенное исполнение желания - хорошая тренировка характера. И, наконец, самую большую радость приносит та покупка, которую предвкушали и дети, и взрослые. По взаимному согласию можно переводить деньги из «низшего» фонда в «высший», это вполне логично и способствует бережливости.
V. Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. Самое важное в вопросе «Дети и деньги» понять, что если ребенок интересуется деньгами, то это, скорее, свидетельствует о его взрослении. Еще одна область взрослой жизни попала в сферу его интересов. И именно окружающие ребенка взрослые могут сделать так, чтобы деньги не стали его единственным интересом.
Возможное решение родительского собрания:
1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток, выработать единую линию поведения с ребенком.
2. Классному руководителю составить график консультаций с психологом для желающих родителей.
3. В воспитании правильного отношения к деньгам у детей учитывать рекомендации психологов, если ребенок совершает проступки - осознавать их причины.
VI. Анализ итогов родительского собрания
1. Классному руководителю предстоит проанализировать проблемы, высказанные родителями на собрании. В план классных часов включить беседы по этой тематике.
2. Совместно с психологом составить график консультаций для желающих родителей.
Приложения
Приложение 1.1. Пословицы
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Копейка рубль бережет.
• Деньги к деньгам идут.
• Не в деньгах счастье.
• Богатый бедному не товарищ.
• Беден, да честен.
• Время денег дороже.
• Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
• Глянет - рублем одарит.
• Держи карман шире.
• Дешево покупается - недолго носится.
• Договор дороже денег.
• За показ денег не берут.
• Знание лучше богатства.
• Копеечка к копеечке - рубль бережет.
• Кто не бережет копейки - сам рубля не стоит.
• Ломаного гроша не стоит.
• На пятак дружбы не купишь.
Приложение 1.2. Памятка «Как научить ребенка правильно относиться к деньгам»
• Не забывайте, что потребность иметь собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности.
• Выделяйте сыну или дочке деньги на карманные расходы. Столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет. Пусть ребенок с ранних лет знает цену деньгам.
• Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.
• Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.
• Не поощряйте сына или дочку денежным вознаграждением за их прямые обязанности: учебу, уборку и т. д.
• Если ребенок взял у вас деньги без разрешения, попытайтесь выяснить причину поступка.
• Отказываясь что-либо купить сыну или дочке, не объясняйте это отсутствием денег. Лучше скажите, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на эту вещь денег не предусмотрено.
• Учите ребенка планировать, сколько денег он может потратить на определенное мероприятие. Например, собираясь с сыном или дочкой в цирк, в кино или в парк, обсудите с ними, сколько денег вы можете выделить сегодня на развлечения. Постарайтесь не тратить больше оговоренной суммы, иначе дети решат, что ваши планы ничего не значат и вас можно уговорить.
• В различных турпоездках выделяйте ребенку небольшую сумму на сувениры, которую он может потратить по своему усмотрению. Ему будет приятно подарить своим родным или близким самостоятельно купленную безделушку. Это утвердит в нем потребность тратить деньги не только на себя.
• Не стоит дарить ребенку деньги с указанием, на что он должен их потратить. Тогда это будет уже не подарок. Другое дело, если сын или дочка давно мечтают о какой-то вещи и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.
• Если ребенок завел копилку, чтобы собрать денег на необходимую ему вещь, давайте ему возможность пополнять накопленное, например, он может оставить себе сдачу за купленный хлеб или молоко. Иначе для пополнения своих сбережений он может найти другой источник, не всегда законный.
• Если ребенок, копивший деньги на определенную вещь, вдруг изменил свои намерения и решил потратить деньги на что- то другое, не следует ему препятствовать - он корректирует свои потребности и желания. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи не купите, т. е. он от нее отказался окончательно
Автор: Ирина Фёдоровна Яценко
Похожие статьи:
Родительское собрание в 4 классе. Влияние компьютера на психологическое здоровье детей
Родительское собрание «Физиологические особенности детей 9-12 лет», 4 класс
Родительское собрание. Трудности адаптации пятиклассника в школе
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание нравственных привычек у детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!