Родительское собрание в 4 классе. Воспитание нравственных привычек у детей
Сценарий родительского собрания для 4 класса на тему «Как научить детей понимать и любить прекрасное»
Составлено и проведено Г.А. Копыловой
Цели:
— помочь родителям в формировании у детей чувства прекрасного, любви к природе, труду, людям;
— развивать у родителей интерес к совместной деятельности с детьми.
Участники: родители учащихся четвертого класса, классный руководитель.
Подготовительная работа
I. За неделю до родительского собрания члены родительского комитета рассылают родителям приглашения на собрание.
II. Классный руководитель сообщает семьям информацию о конкурсе детских рисунков и поделок.
III. Классный руководитель собирает фотографии, на которых изображены дети вместе с родителями на природе, в музее, на даче и т.п.
IV. Учащиеся отвечают на вопросы анкеты.
Анкета для учащихся
1. Приходилось ли тебе вместе с родителями сажать деревья, ухаживать за животными?
2. Бывал ли ты в музее, на концерте классической музыки?
3. Что тебе там больше всего запомнилось?
4. В чем, по-твоему, заключается красота человека?
5. Что у тебя вызывает чувство прекрасного?
5. Родители помогают классному руководителю подбирать картины, литературу по теме.
6. Учащиеся оформляют странички устного журнала.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— на доске расположены плакаты с изречениями великих людей:
«Человек, который понимает природу, благороднее, чище» (Л.M. Леонов);
«Надо иметь не только глаза, но и чувствовать природу. Надо слушать ее музыку и проникаться тишиной» (И.И. Левитан);
«Все человеческое в человеке должно быть воспитано» (А. С. Макаренко)',
— рисунки и работы детей на данную тему, фотостенд, картины, выставка литературы;
— странички устного журнала;
— парты в классе поставлены полукругом.
* * *
I. Организационный момент
Тихо звучит спокойная музыка. Присутствующие рассматривают выставки. Затем все занимают места за партами.
II. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о
Эстетическое воспитание — воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве, действительности, это воспитание чувства гармонии воспринимаемого нами мира, развитие оценочного отношения к предметам и явлениям действительности. Эстетическое воспитание способствует становлению у школьников стремления, готовности и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, возникновению желания бороться против уродливого, безобразного, низменного, а также посильному проявлению себя в искусстве.
III. Первая страничка «Красота труда»
Классный руководитель. Родители — представители разных профессий. Поэтому именно родители могут рассказать детям о профессиях, людях труда, о том, сколько радости доставляет человеку любимая профессия. Но, как ни странно, дома редко кто из родителей рассказывает детям о своей работе. Однако очень важно, чтобы дети видели цель труда, чтобы не было так, как в этом случае.
Ситуация. Отец на даче сажает яблони. Петя стоит рядом с маленькой лопаткой в руках. Когда отец, выпрямившись, отбрасывает землю в сторону, Петя тоже пытается поддеть лопатой комочки земли.
— Петя, не мешай, — строго замечает отец. Но Петя, словно не слыша его слов, продолжает ковырять землю лопаткой. Отец повышает голос: «Мешаешь! Ты понимаешь? Займись чем-нибудь!»
— А чем, папа?
— Ну, копай тоже, да не здесь! Вот отойди и копай рядом... Копай тоже ямку.
Вскоре отец, увлеченный своей работой, забывает о том, что сказал сыну, тем более, что Петя не мешает ему. Но мальчик через несколько минут напоминает о себе.
— Я выкопал, папа.
— Что? — не поворачивая головы, спрашивает отец, внимательно смотря на тоненький ствол антоновки.
— Выкопал.
— Выкопал? А... Хорошо. А теперь закопай.
— ?!
Ситуация обсуждается с родителями.
С младшими школьниками нельзя играть в труд — их нужно учить трудиться. Разве отец Пети не мог поручить мальчику более серьезное занятие, действительно нужное? Результат труда ребенка в семье всегда должен быть одобрен со стороны взрослых. Простые «спасибо», «молодец», «умница», «хорошо» окрыляют ребенка, рождают желание сделать лучше и больше, уверенность в себе. В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, — он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».
Выступление 1—2 родителей из опыта семейного воспитания у ребенка интереса и любви к труду.
IV. Вторая страничка «Красота природы»
Классный руководитель. Труд человека тесно связан с окружающей природой. Общение с ней делает человека чище, мягче, добрее. Любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах имеет огромное нравственное значение. Велико и эстетическое значение природы. Она воспитывает чувства человека.
Детей особенно тянет к животному миру. Содержание дома животных сопряжено с дополнительной нагрузкой. Однако в семьях, где живут любимые животные, дети чаще всего жизнерадостные, доброжелательные, общительные, собранные, добросовестные.
Ситуация. Высыпав крошки, Наташа долго смотрит, как кормятся налетевшие птицы. Ей всегда кажется, что прилетают одни и те же. Ну, конечно, вот маленькая синица, вот синеватая гаечка. А вот взъерошенный воробей... Девочка очень любит птиц и вообще животных.
А однажды она принесла домой голубя. «Ну вот! Теперь уже целый зоопарк», — встретила ее мать. Но, увидев, что у голубя перебита лапка, заторопилась за мазью. Это она, мама, научила свою Наташу любить животных.
Родители обсуждают ситуацию. Несколько желающих рассказывают о собственном опыте воспитания у ребенка любви к животным.
V. Третья страничка «Красота искусства»
Классный руководитель. Искусство — одно из
Ситуация. Маленькая девочка с папой первый раз в художественном музее. «Папа, смотри!» — указала пораженная девочка на картину «Девятый вал» Айвазовского. «Да, рама позолоченная. Здоровая какая! Метра 4 будет...» — отвечает отец. Девочка вбегает в соседний зал и азартно кричит: «Там "Государственный совет", 30 метров. Побежали скорее!»
Родители обсуждают ситуацию, высказывают свою точку зрения.
Ситуация. В доме, где жил 7-летний Алик, мы увидели над столом репродукцию васнецовской «Аленушки». Потом, спустя несколько месяцев, когда снова оказались в гостях у Алика, в этом же месте висела уже другая картина того же художника «Иван-царевич на сером волке». «Так, помимо рассказов и бесед об искусстве, я знакомлю Алика с живописью, — говорила его мама. — Сейчас у нас Васнецов, а были уже Репин, Шишкин, Левитан».
Родители обсуждают ситуацию.
VI. Четвертая страничка «Музыка и красота»
Классный руководитель. В семье можно поощрять стремление детей собирать марки, открытки, рисунки и т.п. Полезно знать, как ваш ребенок относится к музыке. Задайте себе вопросы: «Что мой ребенок знает о серьезной музыке? Как познакомить его с ней?» Многие родители ищут себе оправдание. Дескать, мы не музыканты, сами плохо разбираемся в музыке, куда уж ребенка учить! Что можно посоветовать в этом случае? Только одно — надо учиться понимать музыку. Однажды кто-то из дирижеров рассказал о своем детстве: «Я вырос в очень музыкальной семье: отец немного играл на скрипке, а мать умела слушать». Это шутка, но сколько в ней серьезного! Давайте поделимся опытом семейного воспитания у детей любви к хорошей музыке.
Родители делятся своим опытом.
VII. Пятая страничка «Красота спорта»
Классный руководитель. Важным средством нравственного и эстетического воспитания школьников являются спорт и физическая культура. Физкультура — залог бодрости, силы, красоты, пластичности, грации. Как приятно видеть, когда отец с сыном идут вместе по парку на лыжах, когда мама учит свою дочь кататься на коньках. Приятно и радостно! Любят, значит, в этой семье спорт, прививают любовь к нему.
Родители рассказывают о том, как они воспитывают у детей любовь к физкультуре и спорту.
VIII. Шестая страничка «Красота слова»
Классный руководитель. Чтение художественной
Родители рассказывают об опыте семейного воспитания у детей любви к литературе, интереса к красоте слова.
IX. Седьмая страничка «Эстетика человеческих отношений»
Классный руководитель. Культура человека заключается в умении вести себя в обществе, находить красивые способы выражения своего отношения к людям. Она включает в себя и эстетику внешнего вида, выразительность речи, жестов. Ребенку следует чаще задавать вопрос: «Чем красив этот человек, а чем он некрасив?» Обращайте внимание детей на внутреннюю красоту человека, на культуру речи, одежды. Воспитание умения эстетически оформить свою внешность, свой быт — это тоже тонкая и сложная работа, требующая от семьи и школы тактичной настойчивости, доброжелательных советов. Родители должны помнить, что между воспитательными беседами с детьми и личным примером нередко бывает большая разница. Нельзя надеяться только на разговоры и поучения. Пример родителей — вот что главное!
Ситуация. Шел дождь. Папа ушел с друзьями на рыбалку. Я с нетерпением ждал их возвращения. Когда они пришли, я увидел, что в ведерке плескалось несколько серебристых рыбок.
— Что вы хотите с ними делать? — спросил я.
— Сейчас зажарим, пальчики оближешь!
Я подошел к отцу, схватил его за мокрую шинель и попросил:
— Папа, прошу тебя, не надо их жарить. Выпусти их в речку. Может быть, их ждут детки или папы с мамами.
— Приятель, ты уже большой. Для чего же мы мокли под дождем? Хотели тебе приятное сделать.
— Выпусти всех, пожалуйста! — заплакал я.
— Ну, хорошо, сейчас извинюсь перед гостями.
Отец взял ведерко и отправился на речку. Мне почему-то показалось, что отец не дойдет до речки... ведь дома гости, а льет как из бочки.
Мать посмотрела на меня без ласки:
— Куда ты?
— Папа обещал выпустить рыбок, но я подумал...
— Так вот, ты запомни, что такое отцовское слово.
— Рыбки попросили передать привет своему защитнику, — сказал мокрый с головы до ног, но почему-то веселый отец. — На прощание они махнули тебе хвостиками.
— Папа, как я тебя люблю!
Этот случай я запомнил на всю жизнь.
Ситуация обсуждается с родителями.
X. Итог собрания
Классный руководитель. Дорогие родители! Школа не может в полной мере заменить семью в воспитании у детей чувства прекрасного во всех отношениях. Очень многое зависит от вас! Эстетическое воспитание — испытанное оружие эмоционального воздействия на духовный мир ребенка, и нужно пользоваться им очень осторожно и бережно. «Красота — самый могучий магнит. Бить на красоту, значит бить наверняка», — говорил А.С. Макаренко.
Классный руководитель выносит на обсуждение решение собрания.
1. Считать воспитание у детей чувства прекрасного (любви к труду, природе, искусству, литературе, спорту) важнейшим направлением в совместной деятельности педагогов и родителей.
2. Родителям вместе с детьми сделать кормушки для птиц, собирать корм для них, подкармливать их каждый день.
3. Принять участие в «Дне добрых дел»: сделать красивые поделки для малышей, подарить корзины с фруктами ветеранам и т.д.
4. Привлечь детей для участия в работе эстетических, художественных, спортивных кружков, кружков декоративно-прикладного творчества.
Литература
Буров Л.И., Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание школьников. М., 1986.
В союзе с красотой. (Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе). Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1987.
Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство эстетического воспитания // Начальная школа. 1990. № 8.
Николаев Л.Н. Воспитать человека. М., 1987.
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1985.
Похожие статьи:
Родительское собрание - тренинг для родителей первоклассников
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности», 2 класс
Родительское собрание в 1 классе. Внимание и внимательность
Нет комментариев. Ваш будет первым!