Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание - тренинг для родителей первоклассников

Тренинг для родителей 1 класса на тему «Вырастить талант? Можно!»

Составлено и проведено О. Г. Костылевой, И. Г. Лукиной

Цели:

— повышать педагогическую культуру родителей;

— уточнить представления родителей об основных психических процессах младшего школьника и приемах их развития;

— способствовать интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

— пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

Участники: родители учащихся первого класса, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовительная работа

I. Классный руководитель приглашает школьного психолога с обобщением наблюдений за работой всего класса и отдельных детей.

II. Классный руководитель готовит электронную презентацию «Основные психические процессы младшего школьника и их роль в успешном овладении учебной деятельностью».

III. Классный руководитель подбирает несколько детских страничек газеты «Курьер».

IV. Психолог проводит опрос родителей на тему «Талантливый ребенок: какой он?».

Оформление, оборудование, инвентарь:

— по периметру доски расположены таблички с именами знаменитых, талантливых и известных людей, внесших свой вклад в историю, культуру, науку и искусство;

— в центре доски изображен росток таланта; на его корнях расположены таблички: память, внимание, мышление, воображение, восприятие; на ветках — названия приемов и упражнений, которые будут проиграны в ходе собрания;

— на левой половине доски — экран; правая оставлена для подведения итогов работы — составления синквейна или любого другого приема рефлексии;

— листы бумаги, пишущие принадлежности;

— памятка для родителей;

— диск с музыкой В.-А. Моцарта.

* * *

I. Вступительная часть

Родители входят класс и рассаживаются за парты, расставленные для групповой работы. Выбираются председатель и секретарь родительского собрания, сообщается повестка дня. Один из членов родительского комитета делает краткое сообщение о ходе выполнения решения предыдущего родительского собрания.

II. Вступительное слово классного руководителя начинается на фоне музыки Моцарта.

Каждому из нас известны имена Леонардо да Винчи, Паганини, Эдисона, Чайковского... Пройдет время, и мы узнаем новые великие имена. Большинство жителей Земли строят свою судьбу иначе: они довольствуются малым. Но разве их можно назвать бездарными? Психологи уже давно выяснили и не раз подтвердили это своими исследованиями: любой человек — талантлив.

Четырехлетний Капабланка крутился около играющего в шахматы отца, и когда тот стал проигрывать, подсказал ему верный ход. Взрослые удивились и сыграли с ребенком в шахматы. Ребенок у каждого из них выиграл. Испуганный отец повез сына к доктору. «По-видимому, ваш мальчик — гений», — сказал доктор. Пришло время, и Капабланка стал чемпионом мира. Вольфганг Амадей Моцарт, не научившись писать, уже сочинял музыку. В четыре года он создал несколько скрипичных концертов. А вот про Чарльза Дарвина в детстве ходили анекдоты, как о бестолковом и туповатом парне. Создатель периодической системы Дмитрий Менделеев несколько раз сдавал приемные экзамены в университет и всякий раз «проваливался» на химии. Обидчивый, маленького роста и плаксивый Ньютон в школе был одним из самых неталантливых, и таким же считали его в колледже. Но спустя десятилетия стали говорить другое. «Никогда еще ничего подобного не было создано силами одного человека», — это о нем. В любой личности скрыто множество способностей. И ни один ученый мира не может предсказать тот день и час, когда в человеке проснется талант. А каков, по-вашему, талантливый ребенок?

Классный руководитель составляет на доске кластер по ответам родителей:

III. Выступление школьного психолога о своих наблюдениях за поведением детей на уроках и во время внеклассных занятий, анализ, общие рекомендации, ответы на вопросы родителей, при необходимости приглашение на индивидуальные консультации

IV. Электронная презентация «Основные психические процессы младшего школьника и их роль в успешном овладении учебной деятельностью»

Во время презентации крепим на доску таблички с терминами «внимание», «память», «мышление», «воображение», «восприятие». Таблички располагаем в виде корней ростка таланта.

V. Тренинг

Классный руководитель. Сегодня мыс вами попытаемся вырастить росток таланта у наших детей. Как мы выяснили, в основе успехов ребенка в учебной деятельности лежат хорошо развитые психические процессы — внимание, память, мышление, воображение, восприятие. Мы познакомимся с упражнениями и приемами, которые помогут развивать и тренировать эти процессы.

Материал для работы и количество упражнений подбираются, исходя из имеющейся методической литературы и рекомендаций психолога для данного класса.

Примерный ход работы:

— родители работают в группах (по количеству ветвей на рисунке ростка таланта);

— каждая группа выбирает ведущего, который получает задание, знакомит с ним всю группу, а затем и другие группы с наиболее интересными упражнениями;

— группа должна не только ознакомиться с упражнениями, но и придумать игровую ситуацию, которая поможет превратить скучную тренировку в интересную игру.

Группа 1. Первая ветка нашего ростка таланта — память и внимание.

Описание предмета. Взять обычный предмет, лучше яркого цвета, и предложить ребенку внимательно рассмотреть его. Закрыв глаза, он должен как можно точнее описать то, что запомнил (размер, цвет, форма, детали, расположение).

Рисование по памяти. То же, но предмет после разглядывания нужно зарисовать по памяти. Оцениваются не художественные особенности, а число и точность деталей.

Кто больше. Отобрать пять предметов для показа. Показав 5 с, накрыть и попросить описать все предметы как можно подробнее. Усложняем задание, увеличивая количество предметов.

Группа 2. Вторая ветка ростка таланта — уроки фантазии.

Сочинение на двоих. Взрослый рассказывает начало истории, а ребенок продолжает. Затем рассказывает снова взрослый и снова ребенок. Финал чаще придумывает взрослый.

Дополни рисунок. Приготовить листы бумаги с элементами предметов. Задача ребенка — дорисовать. Затем рисунки рассматриваются вместе со взрослым, который обязательно хвалит малыша.

Мое настроение. Нарисовать свое настроение акварельными красками. Лучше, если во время работы будет звучать классическая музыка.

Группа 3. Третья ветка ростка таланта — творческая мысль.

Составь предложение. Берутся три слова наугад и составляется как можно больше предложений. Например: озеро, карандаш, медведь. Ответ может быть простым: «Медведь упустил в озеро карандаш». Может быть сложным: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил в озере рыбу». А может быть и фантазийным: «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь». Для удобства работы можно воспользоваться толковым словарем для учащихся начальных классов.

Что общего? Берутся два существительных, не связанных по смыслу, и находятся общие признаки. Например: кастрюля и лодка. Общие признаки — оба предмета плавают, их сделали люди. Для удобства работы также можно воспользоваться толковым словарем для учащихся начальных классов.

Все ответы правильные. Здесь поможет детская страничка газеты «Курьер», где ребятам предложена английская забава —друдлы. Изобрел их комедийный писатель Роджер Прайс. Друдл — загадка-головоломка для развития целого букета творческих способностей. Она тренирует гибкость мышления, познавательные способности и может стать интересным досугом для всей семьи. Друдл представляет собой незаконченный рисунок или фрагмент, или рисунок с неожиданной стороны. Все приглашаются поучаствовать в конкурсе «Шевели извилиной». Девиз и главное правило конкурса — все ответы правильные. Используются подготовленные и увеличенные рисунки газеты или свои рисунки на доске, проводится общая игра-конкурс.

VI. Рефлексия

Родители составляют синквейн или пирамиду приоритетов по теме «Мой талантливый ребенок».

Далее классный руководитель предлагает родителям памятку.

Памятка «Что вы можете сделать для достижения успехов в школе»:

— если вы высоко цените образование, то скорее всего такое же отношение будет и у ваших детей;

— позаботьтесь, чтобы у ребенка было все необходимое для учебных занятий — достаточно бумаги, карандашей, а также собственный уголок;

— сотрудничайте с педагогом ради наилучших достижений вашего ребенка;

— старайтесь, чтобы ваши ожидания относительно ребенка соответствовали его возможностям;

— хоть это и нелегко, старайтесь поддерживать у ребенка интерес к тому, чему он должен научиться. Ничто так скоро не убивает желания учиться, как скука;

— демонстрируйте родительскую заинтересованность в делах вашего ребенка.

VII. Классный руководитель подводит итоги работы, благодарит всех присутствующих за активное участие в обсуждении и решении поставленных вопросов. Один из членов родительского комитета предлагает примерный текст решения родительского собрания, которое обсуждается присутствующими и принимается.

Классный руководитель индивидуально беседует с родителями по проблемам, касающимся их детей.

Литература

Бондаренко А.А., Гуркова ИВ. Что это? Кто это? Толковый словарь для учащихся начальных классов: В 2 кн. М., 1996.

Ильин A.M., Ильина Л.П. Букварь XXI века, или Как научить детей читать, считать, думать. СПб., 1992.

Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996.

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Вып. 1 / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.

Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1—4 классы. М., 2007.

Фримэн Дж. Ваш умный ребенок. М., 1996.

Похожие статьи:

Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем

Физкультурные паузы для начальных классов

Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей

Комплекс физических упражнений для младших школьников

Физкультминутки для 1-3 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!