Родительское собрание «Воспитание самостоятельности», 2 класс
Конспект собрания для родителей учеников 2-х классов «Как научить ребенка стать самостоятельным?»
Цели и задачи родительского собрания:
• выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
• дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Подготовительный этап. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки; проводит анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.
Оборудование. Рабочие места для работы микрогрупп; записные книжки или блокноты, ручки, карандаши; бланки анкет; памятки.
Анкета для учащихся 1 «Твой выходной день»
1. В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?
2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выходных дня, и перечисли все, чем занимался в эти дни.
3. В котором часу ты в выходной день ложишься спать?
Анкета для учащихся 2 «Ты пришел из школы...»
1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
2. В чем заключается эта помощь?
3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои занятия.
Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
Анкета для родителей
1. Продолжите предложения...
— У нашего ребенка есть специальное место, где он...
— Наш ребенок выполняет домашнее задание...
— Самостоятельно справляется с...
— Готовит с трудом...
— Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в...
— Когда ребенок учит уроки, мы...
— Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что...
— Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то...
— Мы думаем, что на воскресенье...
— Ребенок начинает приготовление домашнего задания с...
— При приготовлении домашнего задания необходимо...
— При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем...
— Если ребенок включается в работу сразу, то...
— При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем...
— Если ребенок включается в работу медленно, то...
Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования родителей.
Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит задания для микрогрупп.
Описание родительского собрания
Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.
Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет повестку. Обращает внимание родителей на записные книжечки, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.
Избирается рабочая группа.
Предоставляется слово классному руководителю.
Выступление классного руководителя
В выступлении используются материалы из книги М.М. Безруких, С.П. Ефимовой «Знаете ли вы своего ученика?»
Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал, с другой — рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10—15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.
Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.
Следует помнить, что для малышей 6—7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 минут. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она, как и в школе, не должна быть больше 8—10 минут. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.
Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, и лишь потом продолжать чтение.
Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20 раз в течение 3 минут) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.
Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.
Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов — 3-3,5 часа.
Работа микрогрупп
Каждая микрогруппа получает задание составить примерный режим дня младшего школьника. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима дня с учетом информации, полученной от учителя, занятости детей в различных кружках и секциях, записывают свое мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе. Рабочая группа, проанализировав работу микрогрупп, рекомендует примерный режим дня для данного класса.
Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.
Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Твой выходной день» и докладывает о результатах анкетирования родителей.
Рекомендация классного руководителя: ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.
Решение родительского собрания.
Родителям совместно с ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
— Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.
— Поддерживать у детей интерес к учебному труду.
— Способствовать развитию их познавательной активности.
— Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
Памятка «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
- Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.
- Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
- Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веру в себя.
Памятка (для учеников и родителей) «Садимся за уроки»
- Садись за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Сотри со стола пыль.
- Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
- Убери все лишнее со стола.
- Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник...
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания упражнения.
- Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
- Проверь всю работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
- Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
- Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
- Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
- Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
- Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
- По окончании домашней работы 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
- Перед сном еще раз повтори стихотворение.
- Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
«Если стихотворение большое или трудно запоминается»
• Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
• Выучи первый отрывок.
• Выучи второй отрывок.
• Повтори первый и второй отрывки вместе.
• Выучи третий отрывок.
• Расскажи наизусть все стихотворение.
• Повтори стихотворение еще раз перед сном.
• Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
«Как решать задачи»
• Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
• Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
• Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
• Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?
• Составь план решения.
• Выполни решение.
• Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
Похожие статьи:
Физкультурные паузы для начальных классов
Физкультминутки для 1-3 класса
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Любовь Владимировна Рыжкова
|