Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности», 2 класс

Конспект собрания для родителей учеников 2-х классов «Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Цели и задачи родительского собрания:

• выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

• дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Подготовительный этап. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки; проводит анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.

Оборудование. Рабочие места для работы микрогрупп; записные книжки или блокноты, ручки, карандаши; бланки анкет; памятки.

Анкета для учащихся 1 «Твой выходной день»

1. В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?

2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выходных дня, и перечисли все, чем занимался в эти дни.

3. В котором часу ты в выходной день ложишься спать?

Анкета для учащихся 2 «Ты пришел из школы...»

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чем заключается эта помощь?

3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои занятия.

Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.

Анкета для родителей

1. Продолжите предложения...

— У нашего ребенка есть специальное место, где он...

— Наш ребенок выполняет домашнее задание...

— Самостоятельно справляется с...

— Готовит с трудом...

— Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в...

— Когда ребенок учит уроки, мы...

— Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что...

— Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то...

— Мы думаем, что на воскресенье...

— Ребенок начинает приготовление домашнего задания с...

— При приготовлении домашнего задания необходимо...

— При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем...

— Если ребенок включается в работу сразу, то...

— При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем...

— Если ребенок включается в работу медленно, то...

Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования родителей.

Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит задания для микрогрупп.

Описание родительского собрания

Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.

Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет повестку. Обращает внимание родителей на записные книжечки, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.

Избирается рабочая группа.

Предоставляется слово классному руководителю.

Выступление классного руководителя

В выступлении используются материалы из книги М.М. Безруких, С.П. Ефимовой «Знаете ли вы своего ученика?»

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал, с другой — рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10—15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.

Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Следует помнить, что для малышей 6—7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 минут. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она, как и в школе, не должна быть больше 8—10 минут. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, и лишь потом продолжать чтение.

Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20 раз в течение 3 минут) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов — 3-3,5 часа.

Работа микрогрупп

Каждая микрогруппа получает задание составить примерный режим дня младшего школьника. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима дня с учетом информации, полученной от учителя, занятости детей в различных кружках и секциях, записывают свое мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе. Рабочая группа, проанализировав работу микрогрупп, рекомендует примерный режим дня для данного класса.

Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.

Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Твой выходной день» и докладывает о результатах анкетирования родителей.

Рекомендация классного руководителя: ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.

Решение родительского собрания.

Родителям совместно с ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.

— Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.

— Поддерживать у детей интерес к учебному труду.

— Способствовать развитию их познавательной активности.

— Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Памятка «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

- Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

- Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.

- Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

- Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веру в себя.

Памятка (для учеников и родителей) «Садимся за уроки»

- Садись за уроки всегда в одно и то же время.

- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

- Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

- Сотри со стола пыль.

- Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

- Приготовь письменные принадлежности для занятий.

- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.

- Убери все лишнее со стола.

- Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник...

«Как готовить домашнее задание по русскому языку»

- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

- Прочитай задания упражнения.

- Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.

- Выполни упражнение письменно.

- Проверь всю работу.

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

- Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

- Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

- Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

- Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

- Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

- По окончании домашней работы 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

- Перед сном еще раз повтори стихотворение.

- Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Если стихотворение большое или трудно запоминается»

• Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

• Выучи первый отрывок.

• Выучи второй отрывок.

• Повтори первый и второй отрывки вместе.

• Выучи третий отрывок.

• Расскажи наизусть все стихотворение.

• Повтори стихотворение еще раз перед сном.

• Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

«Как решать задачи»

• Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.

• Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

• Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

• Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?

• Составь план решения.

• Выполни решение.

• Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

Похожие статьи:

Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей

Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем

Физкультурные паузы для начальных классов

Комплекс физических упражнений для младших школьников

Физкультминутки для 1-3 класса

Комментарии (1)
Любовь Владимировна Рыжкова # 26 сентября 2019 в 21:15 0
Тема воспитания самостоятельности у второклассников для меня очень актуальна. Анализ анкет для учеников и родителей даёт возможность глубже понять проблему и сформулировать задачу перед родителями. Памятки для родители чёткие, краткие. И если родители будут ими пользоваться в системе, то проблему получится решить положительно. Спасибо за материал, который поможет учителям в работе с родителями по данной тематике.