Родительское собрание «Физиологические особенности детей 9-12 лет», 4 класс
Сценарий родительского собрания в 4 классе «О физиологических особенностях детей 9-12 лет»
Дата проведения: I четверть.
Форма проведения: лекторий для родителей.
Цели: формирование представлений о физиологических особенностях этого возраста.
Задачи: ознакомить родителей с физиологическими изменениями, происходящими в организме ребенка; информировать, как влияют эти изменения на развитие и поведение ребенка; ознакомить родителей с показателями физического развития учеников класса; проанализировать проблемы, возникающие у детей со здоровьем, найти пути их решения.
Ход собрания
I. Подготовительный этап
1. Организовать в классе составление детьми классной «Книги рекордов Гиннесса».
2. Подготовить наглядные схемы «Зарядка для глаз».
3. Подготовить памятки для родителей.
4. Пригласить на собрание школьного врача.
II. Организационный этап
Оформить доску наглядными пособиями к собранию. Расставить книжку-раскладушку «Рекорды Гиннесса» класса. Разложить на партах листы с анкетой для родителей.
III. Проведение педагогического всеобуча
Классный руководитель. XXI век - век технического и научного прогресса, век максимальных скоростей и нагрузок, век акселерации молодежи. Проблема влияния физиологических изменений в организме подростка на его психическое, физическое, нравственное здоровье становится особенно актуальной. Так называемое среднее детство (возраст, в котором находятся сейчас наши дети) - это то время, когда мальчики и девочки совершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми. Поэтому они нуждаются в организации условий для применения этой активности. При благоприятных возможностях или специальном обучении дети в этот период способны научиться плавать, играть в баскетбол, танцевать и играть на музыкальных инструментах. В этот период такие групповые виды спорта, как футбол, волейбол, приобретают особое значение благодаря улучшению координации движений и физической ловкости.
Какие же сдвиги происходят в физических характеристиках и двигательных навыках у детей младшего школьного возраста? Этому будет посвящено сегодня наше собрание. Кроме того, мы обсудим ряд важных, связанных со здоровьем детей проблем, возникающих в течение этого периода развития, например, избыточный вес, поддержание физической формы, травмы и т. д. И, наконец, мы поговорим о создании в школе и дома такой среды, которая обеспечивает возможность активной жизнедеятельности и развития двигательных навыков.
В среднем детстве происходит более медленный и плавный рост ребенка по сравнению с первыми двумя годами жизни. Шестилетний ребенок в среднем весит 20,5 кг, а его рост равен 106 см. С момента поступления детей в школу наступает период равномерного роста, который длится примерно до 9 лет у девочек и до 11 лет у мальчиков, то есть до того времени, когда начинается скачок роста. (Приложение 1.1.)
До 9-летнего возраста девочки немного легче и ниже мальчиков, однако затем темпы их роста резко увеличиваются, благодаря интенсивным гормональным изменениям, начинающимся у них раньше, чем у мальчиков. После 9 лет рост девочек начинает опережать рост мальчиков, хотя известно, что некоторые девочки отстают по росту и весу от своих сверстниц. Эти различия могут оказывать влияние на образ тела ребенка и его восприятие себя, самооценку - еще один пример взаимодействия процессов физического и социального развития.
Не у всех детей процесс созревания идет с одинаковой скоростью. Это связано с индивидуальными свойствами организма, здоровьем ребенка, экологической обстановкой, семейными особенностями и т.д.
По мере того как тело растет, происходят и внутренние физиологические изменения. Эти изменения охватывают кости, подкожный жировой слой, мышцы, а также головной мозг. Посмотрим, как развивается костная система. В этот период происходит удлинение костей, что может иногда сопровождаться усиливающимися болями. Онемение конечностей и ноющая боль в костях особенно часты по ночам и могут доставлять ребенку много неприятных переживаний. Детям нужно объяснить, что это всего лишь нормальная реакция тела на рост. Родители должны сознавать, что скелет и связки детей младшего школьного возраста еще окончательно не созрели, и поэтому большие нагрузки на тренировках могут привести к серьезным травмам. У ребят, занимающихся контактными видами спорта, часто травмируются лучезапястные, голеностопные и коленные суставы. У тех, кто занимается баскетболом, волейболом, травмируются локтевые суставы.
Потеря молочных зубов также связана с развитием костной системы в среднем возрасте. Начиная с 6-7 лет дети теряют 20 молочных зубов. Когда появляются первые постоянные зубы, они иногда кажутся слишком большими для детского рта - до тех пор, пока кости лицевой части черепа в процессе роста не приобретут соответствующие размеры. Один из бросающихся в глаза признаков - «бобровые клыки».
Происходят изменения и в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков в этом возрасте подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его рост, что связано с внешними различиями в строении фигуры у взрослых мужчин и женщин. Мышцы же увеличиваются по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в это время примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания положение меняется, так как мускулатура мальчиков становится крупнее и сильнее.
Развитие головного мозга внешне наблюдается в лобных долях. Они ответственны за мышление и сознание. К 8 годам мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. В период среднего детства развитие мозга влечет за собой более эффективное функционирование. Мышление детей в возрасте 10-12 лет переходит от конкретных операций на уровень логического вывода, умозаключений. Они способны теоретически рассуждать о мире, в котором живут, о том, что может произойти в будущем; строят догадки относительно каких-либо условий и проверяют свои предположения.
Продолжается развитие двигательных навыков: силы, быстроты, координации. Многочисленные исследования говорят о значительном прогрессе моторного развития в этот период. Так, в возрасте 7 лет мальчик может бросить мяч примерно на 10,5 м. К 10 годам это расстояние увеличивается вдвое, а к 12 годам - втрое. Точность броска при этом также повышается. У девочек наблюдается аналогичный прогресс в умении бросать и ловить мяч, но дальность бросания при этом меньше, чем у мальчиков, что связано с отличиями в развитии мышечной системы. Поэтому в 4-5 классе проведение уроков физической культуры организуется раздельно.
Умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников. Возникает опасность отчуждения от детского коллектива неуклюжих детей с плохой координацией. Их в этом возрасте часто не принимают в групповые игры, и они могут продолжать чувствовать себя лишними еще долго после того, как их физическая неловкость сама собой исчезнет. Такую проблему надо вовремя увидеть взрослым и найти другие пути реализации личности и повышения самооценки таких детей.
Рассмотрим, какие проблемы могут возникать со здоровьем. Этот возраст - один из самых здоровых периодов в жизни человека. Тем не менее, есть определенные проблемы, с которыми можете столкнуться вы и ваш ребенок. В это время у детей довольно часто развивается близорукость, или миопия, в результате чего увеличивается число учеников, которые носят очки. С целью профилактики этого нарушения необходимо следить за гигиеной зрения. Приучите ребенка следить за освещением, положением глаз при чтении и письме. Во время отдыха можно порекомендовать ему зарядку для глаз. (Приложение 1.2.)
Широко распространенная проблема среди детей этого возраста - ожирение. Давайте подробнее поговорим о его причинах и следствиях. Больше всего настораживает то, что примерно 70% детей, имеющих избыточный вес в возрасте 10-13 лет, обычно страдают излишней полнотой и тогда, когда становятся взрослыми. Чрезмерные жировые отложения увеличивают вероятность развития сердечнососудистых заболеваний, высокого артериального давления, диабета и других осложнений со здоровьем. В развитии ожирения, как правило, важную роль играют генетические факторы. Если мама или папа ребенка страдают ожирением, он также, с вероятностью 40%, будет обладать избыточным весом. Если же оба родителя отличаются чрезмерной полнотой, эта вероятность возрастает до 80%.
Избыточный вес у детей в настоящее время встречается чаще, чем 20 лет назад. Почему? Одна из причин в том, что за последние два десятилетия многократно увеличилось количество времени, которое ежедневно ребенок проводит перед телевизором, компьютером, лишая себя двигательной активности. Кроме того, к сожалению, наши дети увлекаются нездоровыми продуктами питания: жуют чипсы, шоколадные батончики, различные продукты быстрого питания (гамбургеры, пицца и т. п.), запивая их сладкими напитками. При этом полезных питательных веществ они получают меньше, а калорий больше. Возрастает риск нарушений обмена веществ.
Однако, даже при значительном избытке веса ребенка, не следует прибегать к разнообразным способам быстрого похудения в этот период. Детям необходима сбалансированная, питательная диета для поддержания соответствующего энергетического уровня и нормальных темпов роста. Вместо попыток быстрого снижения веса у детей, надо прививать им привычки здорового питания. Например, им следует увеличить потребление такой полезной для здоровья пищи, как Фрукты и овощи, и снизить потребление пищи с высоким содержанием жиров, например пиццы. Не менее важно при этом и увеличить физическую активность.
Часто избыточный вес является следствием низкого уровня культуры досуга в семье. Даже если вы очень устаете за рабочую неделю, во благо ребенка не подменяйте просмотром всех подряд передач активный семейный досуг.
Хотя полнота детей в меньшей степени является фактором риска для здоровья, чем тучность взрослых, этот «недостаток», тем не менее, имеет серьезные социальные и психологические последствия. Сверстники могут отвергать таких детей из-за их нетипичной внешности и неловкости движений. В результате у ребят, страдающих ожирением, может сформироваться низкая самооценка, еще больше отбивающая у них охоту играть со сверстниками или заниматься физической деятельностью, в т. ч спортом.
IV. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы
Классный руководитель. Итак, в возрасте 10-12 лет в организме ребенка происходят существенные изменения. Основная потребность школьников в этом возрасте - движение. Какие же рекомендации можно дать родителям для сохранения и укрепления здоровья детей?
(Организуется обсуждение по материалам собрания. Представители инициативной группы выносят на обсуждение рекомендации.)
Предлагаем вам памятку, которая поможет правильно воспользоваться преимуществами в физиологическом развитии детей для сохранения их физического и психического здоровья. (Приложение 1.3.)
V. Выступление школьного врача
Школьный врач может уделить внимание вопросу статистики заболеваний учащихся. Необходимо также коснуться вопросов питания, сохранения зрения, профилактике сутулости.
VI. Ознакомление с «Книгой рекордов Гиннеса 4 класса»
Классный руководитель. В течение недели при подготовке к собранию мы с детьми организовали составление «Книги рекордов Гиннеса 4 класса». Мы проводили исследования и измерения на переменах, уроках физкультуры, во время прогулок. Представляем вам ее страницы.
(Книжка-раскладушка выставляется на обозрение родителей и «рекорды» объявляются.)
• Самый высокий мальчик-...
• Самая высокая девочка - ...
• Самый быстрый бегун - ...
• Самый сильный мальчик-...
• Самая гибкая девочка - ...
• Самый ловкий ученик - ...
• Дальше всех прыгает - ...
• Дальше всех кидает мяч - ...
• Больше всех подтягивается - ...
(И т. д.)
VII. Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. В заключение еще раз подчеркну, что в младшем школьном возрасте у детей формируется способность к длительной целенаправленной как умственной, так и физической деятельности. Поэтому родителям необходимо создать условия для поддержания их стремления к активности. Это способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и укреплению его здоровья, как психического, так и физического. А чем лучше здоровье ученика, тем он успешнее учится, общается со сверстниками и взрослыми, тем выше его самооценка.
На проблемах сохранения здоровья ребенка мы подробнее остановимся на одном из родительских собраний.
Возможное решение родительского собрания:
1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
2. Следить за питанием детей, проводить регулярные воспитательные беседы.
3. Обеспечить ребенку возможность реализовать свои потребности в активных физических упражнениях.
4. Составить график консультаций с школьным врачом для желающих родителей.
VIII. Анализ итогов родительского собрания
1. Классному руководителю предстоит проанализировать выступление школьного врача, ознакомить с проблемами, возникшими со здоровьем детей, учителей-предметников, особенно учителя физкультуры.
2. Проводить регулярные беседы с детьми о выполнении рекомендаций по здоровому питанию, охране здоровья глаз.
Приложения
Приложение 1.1. Измерение размеров и пропорций тела в среднем детстве
Приложение 1.2. Зарядка для глаз
Приложение 1.3. Памятка родителям
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Самое главное - сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.
• Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь здоровье.
• Личным примером демонстрируйте сыну или дочке уважительное отношение к собственному здоровью.
• Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
• Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет - не препятствуйте ему.
• Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
• Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
• Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
• Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
• Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
• Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе с сыном или дочкой ему навстречу!
Автор: Ирина Фёдоровна Яценко
Похожие статьи:
Родительское собрание «Дети и деньги» в начальной школе, 4 класс
Родительское собрание «Друзья моего ребёнка», 4 класс
Родительское собрание. Трудности адаптации пятиклассника в школе
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание нравственных привычек у детей
Родительское собрание в 4 классе. Влияние компьютера на психологическое здоровье детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!