Родительское собрание в 4 классе. Влияние компьютера на психологическое здоровье детей
Сценарий родительского собрания на тему: ЗОЖ, 4 класс
Составлено и проведено А.Н. Сергеевым
Цели:
— содействовать формированию у родителей необходимости контролировать время работы детей за компьютером;
— способствовать осознанию родителями школьников положительного и отрицательного влияния компьютера на психику школьника.
Участники: родители учащихся четвертого класса, классный руководитель, школьный психолог, школьный врач.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель вместе с членами родительского комитета определяют повестку, ход проведения собрания.
II. За две недели до собрания члены родительского комитета информируют родителей о теме предстоящего разговора и предлагают ответить на вопросы теста.
Тест «Насколько ваши дети агрессивны?»
Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения вашего ребенка!
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух (да, нет).
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен (да, нет).
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же (да, нет).
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться (да, нет).
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит (да, нет).
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение (да, нет).
7. Он не прочь подразнить животных (да, нет).
8. Переспорить его трудно (да, нет).
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает (да, нет).
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих (да, нет).
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот (да, нет).
12. Часто он не по возрасту ворчлив (да, нет).
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного (да, нет).
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
III. Психолог анализирует результаты тестирования и готовит сообщение о них на родительском собрании.
IV. Школьный врач готовит памятки для родителей.
V. Классный руководитель составляет рекомендации для родителей и готовит копию для каждого участника собрания.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— на классной доске написана тема родительского собрания;
— памятки и рекомендации для родителей;
— мультимедийная установка (компьютер, интерактивная доска).
* * *
I. Вступительное слово классного руководителя (с использованием компьютерной презентации)
Уважаемые родители, тема нашей сегодняшней встречи «Влияние компьютера на психологическое здоровье детей». Что понимают под психологическим здоровьем? Понятие «здоровье» сложное, многозначное. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются разнообразные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.
На уровне житейских суждений здоровье обычно воспринимается как недостижимый идеал или как простая сумма среднестатистических норм, которую гораздо легче отыскать в учебниках, чем в повседневной жизни. Одно лишь упоминание здоровья автоматически вызывает ассоциации с пропагандой «здорового образа жизни», фразами типа «Минздрав предупреждает». Отсюда, здоровый человек представляется безликим носителем общих для всех норм. Это прежде всего «человек без дефектов» — почти то же самое, что и «человек без свойств». В обыденном сознании понятие здоровья все еще лишено конкретного психологического смысла. Многие по-прежнему находятся в плену традиционной медицинской модели, сторонники которой внушили нам, что патология и болезнь — явления куда более реальные и достоверные, чем здоровье и душевное благополучие. Психология, ведущая свое происхождение от философии, с одной стороны, и от клинической практики, с другой — далеко не сразу смогла до конца преодолеть влияние этих двух дисциплин. Поэтому о здоровье долгое время рассуждали либо слишком отвлеченно, философски, либо с сугубо медицинских позиций. И только в последнее время психологами все чаще предпринимаются попытки сформировать самостоятельный, зрелый психологический подход к проблемам здоровья и болезни.
Попробуем вместе поразмышлять над вопросом: «Какое влияние оказывает компьютер на здоровье наших детей?» и первое слово предоставим медицинскому работнику.
II. Выступление школьного врача
Общеизвестно, что организм детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не может адекватно реагировать на влияние персонального компьютера (ПК). Воздействие ПК может вызвать сначала функциональные разлады, а впоследствии болезнь. Организм ребенка этого возраста еще недостаточно окрепший.
Позвоночник, а также хрящи, которые соединяют позвонки, в этом возрасте еще эластичные, связки и мышцы недостаточно крепкие. Неокрепший позвоночник во время неправильного сидения на стуле за столом принимает нефизиологические изгибы, в результате чего формируется неправильная осанка и искривление позвоночника. Постоянный наклон вперед, сведение плеч приводят к сутулости, округлению спины. Стойкая сутулость в свою очередь вызывает другие отрицательные изменения в организме: грудная клетка становится плоской, уменьшается ее объем, нарушается нормальное развитие органов грудной клетки, появляется недостаточная амплитуда дыхательных движений, затрудняется дыхание. Ребенок, вдыхая меньше свежего воздуха, получает недостаточное количество кислорода, что отражается на правильном функционировании всех органов и тканей. У ребенка развивается малокровие, снижается аппетит; он становится вялым, быстрее утомляется.
В компьютерных классах при несоответствии высоты стула, стола и подставки для видеомонитора росту школьника нарушается зрение. Необходимо:
а) располагать монитор не ближе 50—70 см от глаз ребенка;
б) располагать экран компьютера перпендикулярно линии зрения к центру экрана;
в) угол рассматривания изображения информации на экране должен быть не менее 45°.
Комплексное изучение влияния ПК на учеников начальных классов дало возможность установить, что состояние ЦНС, зрительного анализатора, общее и умственное утомление детей зависят также от продолжительности беспрерывной работы ученика на ПК, возраста ребенка и состояния его здоровья. На основании изучения реакций организма учеников, их трудоспособности и здоровья были определены следующие нормы продолжительности беспрерывной работы младших школьников на компьютере:
а) для детей 6-летнего возраста — 10—12 мин;
б) для 7—8-летних — 15;
в) для 9—10-летних — до 20 мин, не более 4 раз в неделю.
Эти нормативы касаются практически здоровых детей. Ученики, которые составляют группу риска по зрению, и те, кто имеет хронические заболевания, должны работать не более 10 мин в день, не чаще 2 раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.
В результате ряда исследований были обоснованы основные гигиеничные принципы безопасного для здоровья применения компьютерной техники во время обучения школьников:
— гигиеничная целесообразность размещения и создания оптимальных условий в помещениях с компьютерами во время их эксплуатации;
— оснащение кабинетов компьютерной техники (ККТ) специальной мебелью, предназначенной для компьютерной техники соответственно возрастным особенностям пользователей;
— гигиеничное нормирование всех факторов, которые возникают при работе с компьютерной техникой и могут изменять внутреннюю учебную среду;
— обязательная гигиеничная сертификация компьютерной техники, предназначенной для обучения детей;
— нормирование продолжительности беспрерывной работы учеников на персональных компьютерах в зависимости от возраста и исходного состояния здоровья детей;
— психолого-гигиеническая экспертиза учебных компьютерных программ;
— воспитание детей и подростков в направлении усвоения гигиеничной культуры пользования компьютерной техникой и другими техническими средствами обучения.
Школьный врач раздает памятки с дополнительной информацией для родителей, касающейся требований к оборудованию кабинетов компьютерной техники.
Дополнительная информация для родителей (памятка)
♦ В кабинетах компьютерной техники при наличии десяти работающих персональных компьютеров в течение дня значительно повышаются температура воздуха и уровень шума, снижается влажность и ухудшается ионный слой воздуха, возникают статически электрические и электромагнитные поля и др. Состояние микроклимата этих помещений также зависит от расположения окон и размещения ККТ в здании школы, удельной площади на одно рабочее место за ПК. Работа на ПК требует от учащихся напряженной работы зрительного анализатора, сопровождающейся вынужденной рабочей позой. Это связано с тем, что пользователю компьютером приходится читать информацию на экране видеомонитора (рассматривать буквы, цифры, рисунки и др.) и одновременно на клавиатуре, т.е. часто происходит переведение взгляда с экрана на клавиатуру, в результате чего возникает частая переадаптация зрения. Статическая сидячая поза при этом вызывает напряжение плечевого пояса. Неправильно подобранная (не соответствующая росту ученика) мебель, а также неправильно выбранный режим работы (продолжительность) могут привести к нарушению осанки и необратимым патологическим изменениям в зрительном анализаторе.
♦ ККТ могут находиться на всех этажах здания, кроме подвальных помещений, должны иметь хороший воздухообмен и естественное освещение с ориентацией окон на север или северо-восток. Площадь ККТ на одно рабочее место должна быть не меньше 5 м2, оптимально — 6 м2. В одном кабинете не должно быть более 15 мест.
♦ Стены, потолок, пол и оснащение (мебель, шторы и др.) должны иметь светлые покрытия с матовой фактурой. Нельзя украшать помещения ККТ дерево-стружковыми плитами, пленочными и рулонными синтетическими материалами, синтетическим ковровым покрытием, моющими обоями, пластовым бумажным пластиком и другими полимерными материалами, которые могут выделять вредные химические вещества и способствующие повышению статического электрического поля. Искусственное освещение ККТ должно осуществляться системой общего освещения люминесцентными светильниками белого (JIB) и теплого белого света (ЛТБ), обрамленных специальной рассеивающей арматурой.
♦Температура воздуха в ККТ должна быть 19—21 °С при относительной влажности 55—62%. Несоблюдение этого требования может привести к изменению уровня ионизации воздуха и негативному влиянию на легкие.
♦ Рабочие места ПК следует размещать по периметру кабинета вдоль стен. Такое размещение наиболее оптимальное, так как исключает возможность близкого нахождения учеников возле задних и боковых поверхностей видеомониторов, которые излучают электромагнитные волны. При этом для обеспечения предельных уровней освещенности работа учеников непосредственно с экраном ПК должна осуществляться при зашторенных окнах и искусственном освещении.
♦ ПК, монитор, клавиатура, принтер должны отвечать требованиям государственных санитарных правил и норм «Устройство и оснащение кабинетов компьютерной техники в учебных заведениях, и режим работы учеников на персональных компьютерах».
III. Выступление классного руководителя
Ребенку свойственна любознательность, он устремляется ко всему новому, захватывающему и часами проводит время за компьютером. Родители довольны, ребенок занят, не болтается по дворам, а вот о последствиях не хочется думать.
К. Бюттер утверждал, что ребенок 6—7 лет, играющий на компьютере, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха. В зависимости от физического состояния, психика ребенка находится в возбужденном или заторможенном состоянии. Чем может быть пагубно для детской психики чрезмерное увлечение ребенком компьютером и, в частности, компьютерными играми?
Огромное желание общения притягивает ребенка к своему домашнему «другу». Не имея обратной связи, ребенок представляет собой приемник идей. Анонимность ребенка, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства (злобу, ненависть и т.д.). Не осознавая, он добровольно передает компьютеру управление своими психическими процессами. Общаясь со всем миром через компьютер, Интернет, ученик находит для себя «нечто ценное», в том числе и идеал своего существования. У одних — это «супергерои», смелые полицейские или гангстеры, у других — политические, общественные деятели, у третьих — знаменитые киноактеры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу школьник полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала оказывает внушительное действие, даже вводит в некое гипнотическое состояние.
Однако бессмысленно исключать компьютер из жизни младшего школьника. При этом родители должны регулировать отношения ребенка с компьютером, контролировать, то, что он смотрит и в какие игры он играет. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, компьютер заменяет ребенку сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Компьютер не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение им не идет на пользу развитию психики младшего школьника.
Сам по себе компьютер ни хорош, ни плох, он лишь инструмент, но вот его начинка — вредна. И основной вред — вред духовный: перестройка сознания ребенка в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти.
IV. Выступление школьного психолога
Школьный психолог подводит итоги проведенного до собрания тестирования «Насколько ваши дети агрессивны?».
Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивался в 1 балл. Подсчитывалась итоговая сумма баллов, на основании чего делался вывод об уровне агрессивности ребенка: чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребенка.
Шкала оценок результатов:
♦ повышенный уровень агрессивности — 16—20 баллов;
♦ высокий уровень агрессивности — 11 — 15;
♦ средний уровень агрессивности — 6—10;
♦ низкий уровень агрессивности — 1— 5.
Школьный психолог сообщает, сколько детей (в процентном соотношении) имеют низкий, средний, высокий и повышенный уровень агрессивности. Результаты предлагаются родителям в таблице, которая выводится на большой экран.
Школьный психолог. Под агрессией чаще всего понимаются акты враждебности, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. Также агрессия определяется как сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам. Психологи разделяют понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Одна из причин возникновения агрессивного поведения — виртуальный мир, в который погружаются наши дети с помощью компьютера.
V. Заключительное слово классного руководителя
В качестве итога собрания мне хотелось бы предложить вам, уважаемые родители, ряд рекомендаций (часть рекомендации можно озвучить, все — предложить в виде памятки для родителей).
Рекомендации для родителей по организации работы детей на ПК
1. Продолжительность беспрерывной работы младшего школьника на компьютере должна находиться в четкой взаимосвязи с его возрастом, эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Верхний порог утомляемости младшего школьника в
этом аспекте — 2 ч. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребенка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию.
2. Основными методами регуляции процесса пребывания за компьютером для младшего школьника могут быть:
— беседы с учителями и детскими психологами о пользе и вреде тех или иных компьютерных игр, подражания тем или иным героям и пр.;
— личные и общественные примеры (с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);
— игры (желательно дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);
— образовательные программы (телевизионные и компьютерные).
3. Родителям важно повышать свой культурный уровень. Для этого целесообразно тщательно просматривать все компьютерные игры, программы и выбирать из них те, которые доступны детям как в интеллектуальном, так и эмоциональном плане. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребенка некоторые процессы необратимы.
4. Необходимо добиться взаимопонимания и согласия с ребенком в отношении конкретных установок (во что играть, когда играть, сколько играть). Ребенку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и, в первую очередь, ближайшего окружения (мама, папа). В любом случае ребенок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание).
5. Родителям следует периодически знакомиться не только с беллетристикой по проблеме агрессивного воздействия компьютера на самосознание ребенка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с учителем, достаточно компетентным в данной области, а также через посещение специальных занятий, консультаций и лекториев, проводимых в школе.
VI. Рефлексия собрания
Классный руководитель. В заключение я прошу вас на листочках бумаги продолжить фразы, «Я понял ...», «Я узнал ...».
Родители выполняют просьбу педагога.
Литература
Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.
Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. М., 1999.
Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 30—35.
Белавина И. Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 2001. № 3. С. 65—69.
Платов А. Дети, Сеть и родители // Мир компьютеров. 2004, №3. С. 10-15.
Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие. М., 2003.
Похожие статьи:
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности», 2 класс
Родительское собрание во 2 классе. Домашнее задание
Родительское собрание в 1 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание - тренинг для родителей первоклассников
Нет комментариев. Ваш будет первым!