Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание «Эффективное общение с ребенком», 3 класс

Методическая разработка родительского собрания для 3 класса

Время проведения: II четверть.

Цели: способствовать пониманию родителями важности уважительных отношений с детьми.

Задачи: оказать роль уважительных отношений во взаимодействии; объяснить смысл правила «относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе».

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Подготовить бланки с тестом для родителей «Какой вы воспитатель?» (приложение 1).

Подготовить памятку с правилами эффективного общения (приложение 2).

II. Введение в тему

1. Игра-энергизатор «Бездомный заяц»

Классный руководитель. Попрошу всех встать в круг. Один человек будет стоять в центре круга. Он бездомный. У всех у остальных есть дома. Водящий в центре называет признаки, и если у кого-то это есть, то они выбегают из своего домика в другой. Водящий в это время занимает свободный домик. И снова кто-то остается бездомным. Признаки могут называть любые. Например: меняются местами те, у кого брюки, сережки на ушах и т. д.

- Что мы сейчас с вами делали? (Взаимодействовали.)

Цель нашего собрания - научиться эффективно взаимодействовать с детьми, общаться с ними.

2. Мозговой штурм

- Что значит взаимодействовать, как вы понимаете? (Высказывания участников. Все ответы фиксируются на доске.)

III. Мини-лекция

Классный руководитель. Действительно, взаимодействие - это когда человек делает вместе что-то с другими людьми, например: играет, учиться, работает. А есть еще агрессивное поведение - это когда один человек так выражает свое мнение, что другой чувствует себя глупо, пугается или злится.

Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами? На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь или ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями. Если вы будете общаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

- Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние? (Ответы родителей.)

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать. Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать сына или дочку, те начнут искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.

Как вести себя с ребенком, у которого возникли проблемы? Многих из нас воспитывали в уверенности, что злость и раздражение надо сдерживать, а страх или тревогу скрывать. Поэтому иногда родители просто не знают, как реагировать на злость или раздражение ребенка, и поступают в соответствии с одной из следующих ролей.

Командир. Приказы, команды и угрозы - это способы, которыми Командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения, ребенок должен уметь сдерживаться.

Моралист. Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует... Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.

Всезнайка. Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребенка.

Судья. Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы.

Критикан. Как Судья, Моралист или Всезнайка, такие отец или мать хотят всегда быть правыми. Их методы - это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка.

Психолог. С наилучшими намерениями Психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».

Утешитель. Родители-утешители стремятся избавить себя от переживаний за ребенка и стараются воспринимать его проблемы легко. Бесхитростные уговоры, претензии на то, что ничего особенного не произошло, даже если что-то на самом деле произошло, настаивание на том, что «что бы ни случилось, не стоит расстраиваться», - типичные способы их поведения.

Родители, если они играют какую-то из этих ролей, конечно, не являются злоумышленниками. Они делают это из наилучших побуждений. Если вы узнали свои поступки в одном из выше описанных типажей, постарайтесь измениться, следуя правилам эффективного общения.

IV. Этап социологического опроса родителей

Классный руководитель. Следующий тест поможет вам посмотреть на свои методы общения со стороны (приложение 1).

V. Работа в группах

Классный руководитель. Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Принять - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждений. Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он молчит, иногда отвечает.

(Каждой группе дается текст «Эффективное общение». Родители знакомятся с правилами эффективного общения (приложение 2).)

VI. Ролевая игра

Классный руководитель. Предлагаю вам попробовать применить эти правила на практике: вежливо обратиться к собеседнику и при этом сохранить смысл высказываний.

• «Ты все читаешь и читаешь учебник целый день. Тебе делать больше нечего? Идем гулять!»

• «Ты совершенно не понимаешь правил игры! Мы тебя не принимаем. Уходи!»

• «У тебя много красивых вещей, но совершенно нет вкуса. Ты не умеешь одеваться: эту блестящую блузку надевать с джинсами и кроссовками!»

• «Ты ничего не понимаешь в музыке, слушаешь все подряд целый день. Мы все устали от этой музыки».

(Родители выполняют задание.)

Таким образом, чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, нужно вести себя думая о чувствах и мыслях другого человека, понимая его чувства и проблемы.

VII. Подведение итогов собрания

Учитель предлагает родителям написать на листочках ситуации, которые разрешились конфликтом. Эти ситуации дети на классном часе попробуют разрешить, используя правила эффективного общения.

Приложения

Приложение 1. Тест «Какой вы воспитатель?»

Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет тест, который мы предлагаем вашему вниманию. Тест, разумеется, не носит научного характера.

1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

а) сгоряча накажете ребенка;

б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;

в) прежде всего переговорите с классным воспитателем.

2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

а) самая первая - подзатыльник;

б) раздраженная фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!»;

в) успокоите ребенка - ведь он это сделал неумышленно.

3. Если вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы...

а) промолчите, чтобы не уронить авторитет;

б) извинитесь;

в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставший(-ая)...

а) обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;

б) отвечаете, не думая, несерьезно, лишь бы ответить;

в) объясняете, что очень устали, и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

а) напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение;

б) строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться»;

в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», - просит сын или дочка. Что вы ответите?

а) «Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени»;

б) «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом»;

в) «Прежде подумай: все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, то я куплю, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».

Результат. Если вы все б раз выбрали ответ под буквой «в», значит, вы неплохой воспитатель и психолог. Если «угадали» наполовину, - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения. Если еще меньше, -придется серьезно задуматься над своими методами.

Приложение 2. Правила эффективного общения

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глазки говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

Похожие статьи:

Мастерская общения с родителями 3 класса

Родительское собрание – деловая игра, 3 класс

Родительское собрание, 3 класс. Организация досуга детей в семье

Родительское собрание в 3 классе. Семейное воспитание

Родительское собрание в 3 классе. Компьютер в жизни школьника

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!