Родительское собрание в 3 классе. Компьютер в жизни школьника
Сценарий родительского собрания для 3 класса на тему «Компьютер в жизни школьника»
Составлено и проведено О. В. Ганжа
Цели:
— познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни школьника;
— показать возможности использования компьютера для учебной деятельности в домашних условиях;
— обратить внимание родителей на возможное негативное воздействие компьютера на здоровье детей и на способы предупреждения этого воздействия.
Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель, школьный психолог, медицинский работник.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель определяет повестку собрания, круг вопросов для обсуждения.
— Какое место занимает компьютер в жизни современного младшего школьника?
— Что думают специалисты о компьютерах и компьютерных играх?
— Почему дети зачастую охотнее общаются с компьютером, а не со сверстниками?
— Знаем ли мы, взрослые, какие проблемы возникают у ребенка, проводящего значительную часть времени один на один с компьютером?
II. За две недели до собрания классный руководитель проводит анкетирование родителей, обрабатывает полученные данные.
Анкета для родителей
1. Боитесь ли вы общения ребенка с компьютером?
2. Изменилось ли поведение вашего ребенка после того, как он начал активно общаться с компьютером?
3. Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?
4. Посещает ли ваш ребенок компьютерный клуб?
5. Вызывает ли это у вас тревогу?
6. Приходилось ли вам бывать в компьютерном клубе?
7. Считаете ли вы необходимостью использование компьютера на школьных уроках?
III. За неделю до собрания классный руководитель проводит анкетирование учащихся, обрабатывает полученные данные.
Анкета для учащихся
1. Есть ли у тебя дома компьютер?
2. Позволяют ли тебе родители работать на нем?
3. Кто чаще всего работает дома на компьютере?
4. Что ты умеешь делать на компьютере?
5. Какие компьютерные обучающие программы тебе известны?
6. Сколько времени дома ты проводишь за компьютером?
7. Контролируют ли время работы родители или ты проводишь за компьютером столько времени, сколько захочешь?
8. Что тебя привлекает в работе на компьютере?
9. Что тебе не нравится в общении с компьютером?
10. Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?
IV. Классный руководитель вместе с членами родительского комитета готовят выставку учебных пособий, книг по обучению детей работе на компьютере, энциклопедий и программ на компакт-дисках.
V. Классный руководитель готовит «Советы родителям» и памятку для родителей по безопасному использованию компьютера в домашних условиях (для каждого родителя).
Памятка для родителей по безопасному использованию компьютера школьником
1. Чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они должны сами (хотя бы на элементарном уровне) уметь им пользоваться.
2. Через каждые 20—25 мин работы на компьютере необходимо делать перерыв.
3. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5— 2 ч.
4. Во избежание вреда детскому здоровью и психике родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми.
5. Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается.
6. Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ к нему без разрешения родителей.
7. Ребенку не следует играть в компьютерные игры перед сном.
8. В перерывах в работе с компьютером рекомендуется выполнять специальные упражнения для глаз (выбираются по желанию, повторяются 4—5 раз, общая длительность — 2 мин):
а) на счет 1—4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1 — 6 открыть глаза;
б) на счет 1—4 посмотреть на кончик носа, затем на счет 1 —6 перевести взгляд вдаль;
в) не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону, затем посмотреть вдаль насчет 1—6;
г) держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его на счет 1—4 — вверх, 1—6 — прямо, затем также вниз — прямо, вправо — прямо, влево — прямо;
д) на счет 1 —6 проделать глазами движение по диагонали в одну сторону, в другую, затем прямо;
е) посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на 25—30 см, на счет 1—4 медленно приблизить его к кончику носа, потом опять, глядя на кончик пальца, отдалять его от носа на то же расстояние;
ж) переводить взгляд с метки на стекле (красный кружок диаметром 3—5 мм) на выбранный предмет вдали за окном;
з) перемещать взгляд по траекториям, изображенным на больших плакатах: по восьмерке, по часовой стрелке и против нее.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— на доске написана тема родительского собрания;
— памятки для родителей по безопасному использованию компьютера школьником и «Советы родителям»;
— мультимедийное оборудование для показа фрагментов компьютерных игр.
* * *
I. Вступительное слово классного руководителя
Тема нашего собрания выбрана не случайно. Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен почти каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. В современной школе компьютер используется для подготовки к урокам не только учителями, но и учениками. Сейчас в эту работу активно включаются даже учителя начальных классов.
Часть родителей не возражают против компьютерных занятий и игр. Они оказывают активную поддержку в овладении ребенком компьютером — покупают диски, программы, могут дать дельный совет в этой области. Другие мамы и папы полностью отвергают такую форму времяпрепровождения для своего ребенка. Но есть еще одна категория родителей. Они не запрещают сыну или дочке сидеть за компьютером. И в то же время испытывают постоянное внутреннее сопротивление: долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребенка, он мало общается со сверстниками, ожесточается и т.п. Кто прав?
II. Информация о негативном влиянии компьютера
Классный руководитель. В отечественных средствах массовой информации, в исследованиях специалистов нет единого мнения на указанную проблему, мнения бывают диаметрально противоположны. Известна точка зрения медиков и психиатров, описывающих негативные последствия «наркотического» воздействия компьютера: возникновение зависимости, нарушения личностного развития, рост жестокости, повышение тревожности, трудности в общении. Выделяют и такие минусы компьютера: он отрывает ребенка от окружающего мира, нарушает формирование абстрактного мышления, снижает или исключает потребность в чтении, формирует «клиповое сознание». В последнее время можно встретить публикации о новом виде зависимого поведения с устрашающими примерами полного погружения человека в мир виртуальный — компьютерной зависимости. При этом никто не исключает возможность получения с помощью компьютера большой по объему и разнообразной информации, но считается, что дается она в излишне структурированном, «упакованном» виде, не требующем развития творчества и даже отвращающем ребенка от других видов игр.
Сегодня миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние, кажущиеся изменения окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз (чувство жжения, «песка», покраснение век, боли при движении глаз). Поэтому после каждого занятия с компьютером необходимо выполнять упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.
Родителям раздаются памятки.
Медицинский работник. Уважаемые родители! Кроме зрительного переутомления компьютер может быть опасен и в следующих случаях.
Заболевания позвоночника. Для профилактики заболеваний позвоночника следует правильно организовать рабочее место за компьютером, как можно чаще менять позу, вставать из-за компьютера, по возможности делать гимнастику, заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины.
Заболевания органов дыхания. Заболевания органов дыхания могут быть результатом воздействия пыли, которая скапливается вблизи компьютера. Следует чаше протирать пыль.
«Синдром запястного канала». Этот синдром выражается в боли и покалывании в области расхождения ветвей срединного нерва (запястье, ладонь, пальцы кроме мизинца), ослаблении мышц, обеспечивающих движение большого пальца, болезненности и онемении кистей рук, заставляющих просыпаться среди ночи, неловкости и слабости пораженной ладони.
Стресс и нервные расстройства. Длительная работа за компьютером связана еще и с постоянным раздражением, источником которого могут быть самые разные ситуации. Например, «зависание» компьютера, потеря несохраненной информации, проблемы с программой и т.п. Часто нервные расстройства, возникающие у ребенка, связаны с содержанием компьютерной игры.
Итак, насколько вреден компьютер для здоровья? Тревогу бьют медики: совмещение даже 2—3-часовой работы за компьютером с уроками, спортом возможно только за счет сна и прогулок на воздухе. А насколько вредно неизбежное электромагнитное излучение? Есть данные о том, что уровень электромагнитного излучения у современных компьютерных мониторов ниже, чем у обычных телевизоров. Другие виды излучения (рентгеновское, инфракрасное, ультрафиолетовое) вообще ничтожно малы. Например, уровень рентгеновского излучения современного монитора не превышает обычный радиационный фон в помещении. А жидкокристаллические (плоские) экраны и ноутбуки вообще не являются источниками излучения.
Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. Однако общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телевизора. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникло нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно нужно сидеть и за обычным столом. Освойте вместе с ребенком, например, упражнение «кошка сердится»: стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5—10 с, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте не менее 5—6 раз. В отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.
Школьный психолог. Во что играют наши дети? Анализ данных анкетирования показал следующее.
Школьный психолог озвучивает результаты анкетирования детей, обозначает обнаруженные тенденции. Затем психолог с помощью мультимедийного оборудования показывает родителям фрагмент компьютерной игры агрессивного характера.
Уважаемые родители! Вы посмотрели фрагмент компьютерной игры, негативное влияние которой на психику ребенка не вызывает сомнения. Подобные игры проповедуют насилие, агрессию, стимулируют уход в себя.
Во-первых, они не требуют от детей терпения и силы воли, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели. Педагоги и психологи видят, что через два года постоянных игр дети не могут связать даже несколько слов по поводу своей «любимой» игры, ограничиваясь возгласами типа «бац», «ты-ты-ды» и т.п. Ученики легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро выполняют тестовые задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильного решения. У них вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способность к сосредоточенности.
Во-вторых, подобные игры отчуждают ребенка от живой природы, от сверстников, родителей.
В-третьих, такие игры допускают жестокость со стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника, силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов.
III. Информация о положительном влиянии компьютера
Классный руководитель. Компьютер может стать и помощником в развитии ребенка. Положительный эффект компьютерных игр французский психиатр Серж Тиссерон видит в способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам: «Раньше люди рождались и умирали в собственной деревне, в одной и той же обстановке, занимались одним и тем же ремеслом всю жизнь. Сегодня прежние ориентиры исчезли, от людей требуется большая профессиональная географическая и интеллектуальная лабильность».
Школьный психолог. Сторонники положительного влияния развивающих компьютерных игр отстаивают позитивные эффекты. Заметим, что речь идет не о любых играх, не о свободном блуждании ребенка по Интернету, а о
IV. Выставка «полезных» компьютерных игр
Классным руководителем делается небольшой обзор и
V. Итог собрания.
От увлечения наших детей компьютером никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Пусть каждый из родителей сделает свой выбор: компьютер — друг или враг? Надеюсь, что наше собрание было полезным для вас. В заключение обобщим полученную информацию и сформулируем решение собрания в виде «Советов родителям».
Каждому родителю дается лист с «Советами родителям».
Совет 1. Если вы решили купить компьютер, не экономьте на здоровье детей: компьютер и видеотерминалы должны быть хорошего качества.
Совет 2. Лучше поместить компьютер в свободном доступе — в уголке гостиной или общей зоне, где постоянно находятся взрослые. Не устанавливайте компьютер в детской!
Совет 3. Правильно организуйте рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Для детей ростом 115—130 см рекомендуется высота стола 54 см, высота сиденья стула — 32 см. Для детей ростом выше 130 см — соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50—70 см от монитора. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана) должна быть перпендикулярна экрану и приходиться на его центральную часть. Поза ребенка — прямая, слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 — 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна). Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным для того, чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми работает ребенок.
Совет 4. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, чтобы они находились на одной высоте. Для этого приобретите подставку для книг.
Совет 5. В помещении, где используется компьютер, чаще делайте влажную уборку.
Совет 6. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой.
Совет 7. Чаще проветривайте комнату. Чтобы увеличить влажность воздуха, поставьте в помещении аквариум или другие емкости с водой.
Совет 8. С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка по содержанию и качеству оформления. Запретите агрессивные игры!
Совет 9. В течение дня у ребенка должно быть время посидеть за компьютером. Ограниченное время! Но правила должны быть гибкими: ежедневное и еженедельное время, отведенное играм, не должно быть одним и тем же в учебный период и на каникулах.
Совет 10. Без ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 мин, а близорукие дети и дети с отклонениями в состоянии здоровья — только 10 мин вдень. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, т.е. через день.
Совет 11. После каждого занятия делайте с ребенком упражнения дня глаз и общеукрепляющие упражнения.
Похожие статьи:
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Физкультурные паузы для начальных классов
Комплекс физических упражнений для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!