Родительское собрание – деловая игра, 3 класс
Организационно-деятельностная игра для родителей детей 3 класса «Кто я? Какие мы?»
Цели: формирование у родителей умений и навыков в сфере педагогического общения; помочь обнаружить и развить способность познания себя и своих детей.
Ход собрания
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Учитель. Добрый вечер, уважаемые собеседники! Посмотрите друг на друга: удивительно, какие вы разные. Задумывались ли вы об этом? Пытались ли разобраться в других? А в себе? Нет? Значит, сегодня у вас есть прекрасная возможность восполнить этот пробел.
«Кто я? Какие мы?» - так звучит тема нашей организационно -деятельностной игры.
II. Основная часть.
Учитель. Воспитание - очень трудное дело. Это объясняется тем, что невозможно предвидеть и запрограммировать все ситуации и дать их решения. Поэтому каждый человек, волею судьбы оказавшийся в роли воспитателя (родитель, педагог), должен быть «саморазвивающийся системат». В этом случае научение может оказать незаменимую помощь. Оно даст индивидуальный опыт, который даст возможность принять нужное решение в нужную минуту.
Цель сегодняшней игры:
1. Овладение психологическими знаниями по педагогическому общению.
2. Формирование умений и навыков в сфере педагогического общения.
3. Развитие способности познания себя и других людей.
Н. Заболотский сказал:
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил,
Другой, который мы творим от века,
Творим по мере наших сил.
Поле творения широко.
Итак, аспекты проблемы:
• Родитель - учитель.
• Родитель - ребенок.
• Родитель - ученик.
• Родитель - родитель.
- С какими трудностями сталкивается родитель в каждом из приложенных аспектов?
Родителям предлагается разделиться на группы, выбрать какой-либо аспект и подумать иск) поставленной задачей.
Учитель. Каждый из вас попытался влиться в предложенную роль. А теперь предлагаю вам посмотреть на себя со стороны и ответить на вопрос: «Кто я?»
Ваша задача: письменно ответить на вопрос «Кто я?» десять раз, используя для ответа одно слово в именительном падеже. (Например: мать, продавец, любимая и т. д.)
Под звуки музыки родители выполняют предложенное упражнение.
После выполнения упражнения каждая группа представляет (зачитывает) свои ответы. (Учитывается 10 наиболее часто повторяющихся определений. Выслушав ответы, учитель или психолог подводит итог. Необходимо отметить, что в самооценке женщин преобладают качества, связанные с их природой, а для мужчин - качества, которые характеризуют их личность в обществе. Учителю следует обратить внимание родителей на необходимость совместного воспитания ребенка только в этом залог формирования полноценной личности.)
Учитель. А вот какими вас видят ваши дети. (Родителям демонстрируется фрагмент видеозаписи, на которой дети отвечают на вопросы: «Моя мама. Кто она? Мой папа. Кто он?»)
Что ж, знакомство состоялось. Значит, пора приобретать новые знания. (Учитель обращается с вопросом к каждому участнику - представителю группы: соответственно каждый отвечает на адресованный ему вопрос; желательно добиться от родителей проявления активности.)
Вопросы для обсуждения:
1. Есть ли общие проблемы общения?
2. Отличается ли педагогическое общение от других форм общения, т. е. имеет ли свою специфику?
3. Что лежит в основе педагогического общения?
4. Может ли ученик быть полноправным партнером по педагогическому общению?
5. Какое общение вы хотели бы иметь на уровне:
• Родитель - учитель;
• Родитель - ребенок;
• Родитель -ученик;
• Родитель - родитель?
После представления ответов родителям предлагается видеозапись, на которой запечатлены различные ситуации общения родителей с детьми дома, в школе, родителей с учителями. С подобной задачей могут справиться старшие дети в семье или кто-либо из родителей.
Круг вопросов для обсуждения может быть расширен:
- Нравится ли вам психологический климат в вашей школе?
- Какие чувства вы испытываете после общения с учителями?
- Какая роль вам больше всего правится в общении - родителя, воспитателя?)
- Что, на ваш взгляд, у вас не ладится в общении?
Учитель. Думаю, пришло время, когда необходимо обратиться за помощью к психологу.
Выступление психолога.
Принципы культуры педагогического общения:
- оправдывать каждый день и каждую минуту доверие всех тех, с кем имеешь дело, кого воспитываешь, от кого учишься сам;
- неукоснительно соблюдать этику общения: в любой ситуации координировать свои действия со своими коллегами (учителем, супругами);
- быть хорошо приготовленным к любому диалогу, всем вопросам, важным для вас и вашего ребенка;
- зная, что педагогическое общение требует духовной и физической выносливости, постоянно развивать в себе это качество;
- если чего-то не умеете - научитесь, а чего не знаете — узнайте, спросите, выясните, а главное - неустанно совершенствуйте формы общения с людьми.
Правила:
- педагогическое общение не терпит суетности, пустозвонства: слова не должны расходиться с делами;
педагогическое общение - это требовательность к себе и окружающим во всем, что касается учебы и воспитания характера;
- лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней собранности: в делах, поступках, речи;
- в любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное, о святости дела, которому служишь;
- гнев никогда не должен затмевать ума и души: только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные в общении задачи;
- всегда уметь подсознательно оценивать степень своего педагогического влияния и воздействия, стараться находить единственно правильный выход на буквально любой, даже невозможной, ситуации общения;
- воспитатель должен уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении;
- надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою гак- тику общения, если оно не получается или получается плохо;
- быть чутким в общении - это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело;
- быть отважным в общении - это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке общения, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;
- следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные неудачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогического общения, и детские неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель. Вот и подошел к концу наш разговор-игра. Хочется верить, что благодаря нему вы смогли увидеть себя со стороны. Это должно помочь увидеть свои сильные и слабые стороны, а значит подкорректировать свое поведение. И еще... Если вам станет очень сложно, невыносимо трудно пе отчаивайтесь. Вспомните историю, рассказанную В. А. Жуковским, взгляните на себя со стороны, порадуйтесь жизни!
КАННИТФЕРШТАН
(в сокращении)
Однажды бедный немецкий ремесленник приехал по делу в богатый голландский город Амстердам. Загляделся он на окружающее богатство. Увидев большой и красивый дом, он спросил первого встречного: «Чей это дом, в окнах которого так много тюльпанов, нарциссов, роз?» Прохожий ответил: «Каннитферштан». По-голландски это значит буквально: «Не могу понять». А немец подумал, что так звали владельца дома. «Видно, богат не на шутку этот Каннитферштан», — подумал он. Потом он пришел на пристань. Там было много кораблей, а тюки с товарами были как горы. Немцу захотелось узнать, кому принадлежат эти корабли и товары. Оп спросил об этом у матроса, который нес огромный тюк. Матрос угрюмо пробормотал: «Каннитферштан!» «Какой молодец этот Каннитферштан! —. подумал немец. - С таким богатством ему не трудно было построить такой роскошный дом!»
Шел немец назад и с горечью думал о том, сколько богатых на свете и как беден он. И какое было бы счастье, если бы он был богат, как Каннитферштан. И вдруг увидел он четырех лошадей в длинных черных попонах. Они везли гроб, а за гробом шли родные и друзья в траурной одежде. Вдали одиноко звенел погребальный колокол. Немец тихонько спросил одного из идущих за гробом, кого это хоронят. «Каннитферштан!» - был ответ. «Бедный Каннитферштан! - подумал немец. - Что осталось тебе от такого богатства? То же, что рано или поздно останется мне от моей бедности: саван и тесный гроб».
И с тех пор, когда грусть посещала его, и ему становилось досадно видеть счастье богатых людей, он всегда утешался, вспомнив о Каннигферштане. его несметном богатстве, пышном доме, большом корабле и - тесной могиле.
Похожие статьи:
Родительское собрание - тренинг для родителей первоклассников
Родительское собрание в 1 классе. Внимание и внимательность
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!