Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Стили семейного воспитания», 4 класс

Сценарий родительского собрания в 4 классе на тему «Стили семейного воспитания»

Дата проведения: III четверть.

Форма проведения: лекторий для родителей.

Цель: формирование у родителей стремления использовать в воспитании демократический стиль.

Задачи: обсудить последствия выбора родителями стиля воспитания в развитии личности ребенка; дать рекомендации по коррекции методов воспитания детей; побудить родителей задуматься о том, какой стиль воспитания целесообразнее использовать для предупреждения проблем в развитии ребенка.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

1. Провести диагностику стилей взаимодействия с ребенком в семье (рисуночный тест «Семья»).

2. Подготовить текст беседы для родительского лектория.

3. Распечатать шуточный рисуночный тест «Типы родителей».

4. Составить памятки по правилам эффективного общения.

II. Организационный этап

Разложить на столах обработанные психологом результаты диагностики, рисуночный тест «Типы родителей», памятки с правилами эффективного общения.

III. Проведение педагогического всеобуча

Классный руководитель. Формирование личности ребенка, становление его характера зависит не только от врожденного темперамента, но и от методов воспитания в семье. Педагоги и психологи выделяют несколько типов семей.

Первый тип - это инициативные, общительные, добрые дети и авторитетные родители. Авторитетные родители - это люди, которые считают, что ребенка нужно воспитывать только своим примером. Они любят и хорошо понимают своих детей, предпочитая методам наказания методы убеждения и объяснения критериев «хорошо» и «плохо». Часто хвалят ребенка. Разъясняют сыну или дочке и собственные поступки, стараясь помочь им адаптироваться в окружающем мире, вселить в них уверенность и развить самостоятельность. Они чутко относятся к запросам и потребностям ребенка, но в то же время проявляют твердость в случае его неправильного поведения. Такие родители развивают любознательность и поддерживают естественное любопытство детей, не навязывая им своих точек зрения. Дети таких родителей более уверены в себе, у них лучше развито чувство собственного достоинства и самоконтроль, они лучше и быстрее налаживают взаимоотношения со сверстниками.

Р. Кашапов называет такой тип взаимодействия родителей и детей педагогикой взаимности.

Второй тип - это робкие, тревожные дети и авторитарные родители. Такие родители думают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав. Он должен во всем безоговорочно подчиняться их воле, выполнять их желания. Они лишают ребенка самостоятельности во всем. Они не считают нужным объяснять и обосновывать свои собственные поступки. Главный метод их воспитания - это жесткий контроль поведения ребенка, система запретов за любое нарушение, выговоры, а нередко и наказания. Среди них немало таких, которые используют запугивание и угрозы, а то и физическое наказание. Они скупы на похвалы, жестки и слишком требовательны, между ними и детьми не возникает душевной близости. Вследствие жесткого контроля у детей часто возникает чувство вины и страха, которое потом может развиться в такие качества, как подозрительность, угрюмость, тревожность. Даже став взрослыми, такие люди не могут преодолеть этих недостатков.

Третий тип - это импульсивные, агрессивные дети и снисходительные, безалаберные родители. Такие мама с папой пускают процесс воспитания на самотек и разрешают сыну или дочке делать все, что им захочется. Они даже не обращают внимания на вспышки гнева, ярости и агрессивное поведение ребенка. Они не склонны контролировать детей и не требуют ни самостоятельности, ни ответственности. Дети безалаберных родителей не способны к самоконтролю и уже с первого класса имеют неприятности из-за дисциплины. На просьбы школы как-то отреагировать на плохое поведение детей родители обычно в порыве гнева физически наказывают их или грубо отчитывают, но тут же ласкают ребенка, задаривают его, испытывая перед ним чувство вины.

Есть еще одна разновидность такого типа взаимодействия. Если у матери с отцом методы воспитания противоположны, то ребенок в такой семье растет противоречивым, стараясь приспособиться к разным требованиям. Часто такие дети отличаются низким уровнем самоконтроля и неадекватной самооценкой. Им бывает нелегко справиться со своей импульсивностью, заносчивостью, управлять желаниями и оценивать свои потребности.

В современной психолого-педагогической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:

• попустительский;

• состязательный;

• рассудительный;

• предупредительный;

• контролирующий;

• сочувствующий;

• гармоничный.

Следует отметить, что не всегда тот или иной стиль существует в чистом виде. Однако, как правило, один из них все же преобладает. Рассмотрим подробнее каждый из этих стилей.

Начнем с попустительского. В таких семьях родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную свободу действий. Они не просто не контролируют поведение сына или дочки, но и провоцируют нарушение норм поведения своим равнодушием. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Им не хочется тратить свое время на воспитание. Их ребенок сыт, обут, одет, а на его душевное состояние они не обращают внимания. Такие родители непоследовательны в выборе методов наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал маме с папой. Не осознавая этого, родители строят свои взаимоотношения с детьми таким образом, что формируют в них стремление к поиску наиболее выгодных форм общения с окружающими. У подобных ребят часто уже в раннем детстве проявляются такие черты характера, как угодничество, лесть. Они умело манипулируют поведением взрослых, учатся выбирать выгодные в тех или иных условиях формы поведения. В среде сверстников такие школьники часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами. Они любят хвастаться, быть в соревновании первыми, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Они не настроены на учебную деятельность как процесс познания, но при этом их интересует конечный результат - отметка. Такие ученики не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они быстро устают и стараются под любыми предлогами избавиться от работы (жалуются на головную боль, просятся в туалет, вспоминают о визите к зубному врачу и т. д.). Часто такие дети недобросовестно относятся и к общественным поручениям, к различным обязанностям (дежурство, генеральная уборка класса).

Эти учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться уже в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется - в старшем. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок начинает им грубить, не обращая внимания на упреки, возмущение взрослых.

В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как им обещать, но не выполнять обещания. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно налаживать общение в коллективе, потому что им хочется быть лучшими и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя (виноваты одноклассники, учителя и т. д.). Зачастую они сами провоцируют конфликты с ребятами. И если родители не стараются разобраться в ситуации и полностью доверяют своему ребенку, то положение детей в коллективе с каждым днем ухудшается.

Если вы наблюдаете в поведении своего ребенка подобные факты, вам необходимо:

• держать тесный контакт с классным руководителем;

• возникшие конфликтные ситуации не откладывать в долгий ящик, а разбираться в причинах конфликта сразу;

• быть последовательными в наказании и поощрении, побуждать ребенка искать причину проблем в своем поведении («Почему это случилось с тобой?», «Как можно было поступить по-другому?», «А как к этому отнеслись другие ребята, учитель?»).

Следующий стиль семейного воспитания - состязательный. Для него характерно, что с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Они активно поощряют каждое новое его достижение. Бывает, что в таких семьях уже в раннем возрасте ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители во всех сферах деятельности сравнивают своих сына или дочку с другими детьми. Папа и мама страдают, если это сравнение бывает не в пользу их детей. Для раскрытия талантов своего ребенка родители с 3-4 лет определяют его в различные Центры раннего развития, школы для дошколят, к репетиторам, даже тогда, когда малыш этого не хочет. Однако их стремление дать сыну или дочке разностороннее развитие связано вовсе не со склонностями, способностями самого ребенка, а с родительскими амбициями. Им очень хочется при первом удобном случае заявить о том, что ребенок «занимается вокалом», «учит английский язык» и т. д. Причем делают они это в его присутствии. В итоге ребенок убеждается в своем превосходстве над другими детьми, верит в свою исключительность. Если же на практике такое положение вещей не оправдывается, это может надолго выбить его из колеи и привести к стрессам и депрессии. Кроме того, ранние нагрузки нередко приводят и к проблемам со здоровьем: хроническая усталость, понижение иммунитета, раздражительность, плаксивость.

В воспитании ребенка такие родители используют и поощрения, и наказания. Однако, если поведение сына или дочки идет вразрез с ожиданиями родителей, наказание может быть не только суровым, но и жестоким. В своей эгоистической любви к ребенку родители порой не обращают внимания на его человеческие качества. На первое место они ставят защиту сына или дочки от всех претензий и нападок со стороны других людей, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Часто бывает, что в случае конфликта они приходят в школу для выяснения отношений с обидчиком своего чада, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.

В школе дети таких родителей могут, начиная с первого класс, учиться очень хорошо. Сказывается хорошая подготовка. Они стараются постоянно демонстрировать свои способности, поэтому уже в начальных классах им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им достигать значительных успехов в разных видах деятельности. Но везде их привлекает результат, а не процесс. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участвуют в самых разных мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети становятся агрессивными, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству или если у них получается хуже, чем у кого-либо.

Такие учащиеся претендуют на лидерство. Они очень любят командовать другими ребятами и испытывают большое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость. Друзей себе они подбирают по этому же принципу.

Они очень дисциплинированные и ответственные. И хотя их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, в этих детях большой потенциал. Если семья совместно с педагогом поможет этим ребятам открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут реализовать такие качества характера, как общительность, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.

Какие советы можно дать родителям? Психологи рекомендуют:

• научиться видеть сильные и слабые стороны ребенка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно;

• каждая ситуация негативного свойства не должна оставаться без внимания, она должна анализироваться вместе с ребенком в доброжелательной и спокойной обстановке;

• дать возможность переживать свои неудачи и ошибки вне обсуждения прилюдно;

• поощрять достижения ребенка и доброжелательно указывать им на те проблемы, которые требуют незамедлительного решения;

• формировать умение критически осмысливать свои поступки в различных ситуациях;

• формировать культуру общения со взрослыми и сверстниками, развивать умение слушать и слышать не только себя, но и других людей.

• ни один факт проявления агрессивности не оставлять без внимания, учить отвечать за нанесенные другим обиды;

• учить ребенка объективно оценивать свои успехи и радоваться достижениям других детей.

Поговорим о такой разновидности как рассудительный стиль воспитания. Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. В процессе воспитания они не используют одергивания, крик, угрозы, физические наказания, принуждения. Они дают ребенку возможность познавать окружающий мир, давая выход его энергии, активности, любознательности. По их мнению, ребенок может сам выбрать себе дело по душе, не надо принуждать его к занятиям в кружках, секциях. Разве что они могут дать ему совет.

У родителей и детей в таких семьях складываются доверительные взаимоотношения. Сын или дочка наравне со взрослыми участвуют в решении семейных проблем, планируют дела, следуют семейным традициям. Родители не унижают достоинство детей, не поучают их перед родственниками, посторонними людьми. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, ему дают возможность обдумать содеянное. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована положительная познавательная мотивация. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением.

В решении проблем с такими детьми необходимо:

• своевременно реагировать на проблемы, возникшие в школе, в общении, помогать ребенку адаптироваться в обществе, ему надо объяснить, что мир не совершенен;

• самим анализировать различного рода ситуации, связанные с воспитанием, чувствовать проблемы, даже если ребенок не обращается за помощью;

• если в каких-то сферах деятельности такие дети не успешны, им надо указать на успехи в другом деле;

• полезно стимулировать интересы и выражение мнения детей, их инициативу в решении жизненных вопросов.

Следующий стиль общения, который выделяют психологи, называется предупредительным. На выбор этого стиля может повлиять болезненность детей в раннем детстве. Из-за слабого здоровья ребенка родители становятся беспокойными, мнительными и болезненно реагируют на любые проблемы, возникшие у него. Родители ни на минуту не оставляют сына или дочку без внимания и опеки. Ребенок практически лишен активной деятельности, самостоятельных действий. Родители решают сами, что для него безопасно, приемлемо, что ему может быть интересно, сами регламентируют его поведение.

Такое поведение родителей может объясняться еще и тем, что они боятся нарушить заведенный порядок в доме. Они считают, что любые изменения провоцируют проявления инициативы со стороны ребенка. Родители отказываются в воспитании от применения каких бы то ни было наказаний, а любая прихоть детей удовлетворяется, даже если это противоречит семейному укладу. Для того, чтобы ребенок был послушен в более старшем возрасте, родители используют материальные стимулы. Маме и папе удобно, что ребенок находится под тотальным контролем - благодаря этому, как они считают, болезни и различные конфликтные ситуации обойдут его стороной.

В итоге родители превращаются в телохранителей своего ребенка. Они делают все, чтобы он не сталкивался ни с какими трудностями, не решал никаких проблем, особенно если они сами в своей жизни их испытывали. Любые самостоятельные действия ребенка вызывают у родителей тревогу и боязнь.

Из-за постоянного страха за здоровье сына или дочки родители обращают очень мало внимания на воспитание нравственных ценностей. Как следствие, у таких детей формируется ситуативная мораль. Это значит, что нравственные нормы и установки они меняют в зависимости от попадания в ту или иную атмосферу. Они могут слепо следовать жизненным принципам группы, т. к. не научились иметь собственное мнение. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, ведь они привыкли получать сиюминутные удовольствия, не неся ответственности за свои поступки.

Они не претендуют на лидерство, скорее сами следуют либо за лидером, либо за большинством. Во всех своих неудачах обвиняют других людей. Таким ребятам практически не свойственна самокритичность. В классе они ведут себя достаточно спокойно, не нарушают дисциплину.

В учебе такие дети сталкиваются со следующими трудностями. Поскольку родители, оберегая ребенка от проблем, не давали ему возможности мыслить, наблюдать, сравнивать, делать выводы, то операции анализа и синтеза у них не развиты. Поэтому учебный материал хорошо воспринимается ими только тогда, когда он наглядный или снабжен конкретными примерами. Даже имея способности от природы, эти ребята совершенно не желают трудиться, думать, что часто приводит к плохой успеваемости. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, т. к. они совершенно не самостоятельны, не хотят делать домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. На домашнюю работу они тратят много времени, постоянно ждут помощи со стороны взрослых. Очень часто родители, теряя терпение, начинают сами за них делать уроки. В дневниках и тетрадях таких детей встречаются записи, сделанные рукой мамы или папы. Но если их что-то очень заинтересует, будут этим заниматься с удовольствием, долго и скрупулезно.

Родителям, предпочитающим такой стиль взаимодействия с ребенком, необходимо:

• проанализировать сложившуюся семейную ситуацию;

• посещать индивидуальные и тематические консультации психолога;

• поручать детям дела, которые требуют инициативы и самостоятельности;

• формировать в ребенке чувство времени;

• при выполнении домашних заданий отводить ребенку положенное количество времени, учить его следить за временем;

• поддерживать любую его инициативу;

• вовремя замечать и объективно анализировать отклонения нравственного характера.

Если родители следят за каждым действием детей, перед нами контролирующий стиль семейного воспитания. Мама и папа диктуют ребенку не только как и что он должен делать, но и что он должен надевать, какие книжки читать, что рисовать, кого любить и с кем дружить. Они сами планируют день ребенка. Пока дети маленькие, они относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники не терпят такого к себе отношения, начинают протестовать против такого поведения взрослых.

В таких семьях часто применяют наказания. Они проявляются в тоне взрослых, не терпящем возражений, в постоянных окриках и даже физических расправах. При этом дети не знают, что такое родительская ласка, похвала и поддержка. Иногда ребенок наказывается демонстративно для того, чтобы показать степень власти над ним. Несмотря на такое безнравственное поведение, сами родители хотят, чтобы их сын или дочка выросли высоконравственными людьми. Они не дают ребенку ни единого шанса на ошибку, считая, что он обязан всегда поступать правильно, это должно стать привычкой. А поскольку мать и отец часто недовольны поведением своего ребенка, дети в таких семьях растут неуверенными. Они боятся сделать хоть один неверный шаг, опасаясь родительского окрика, наказания. Оставаясь одни, они не знают, где и как нужно себя вести. В школе поступки ребенка могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций.

Обычно эти дети хорошо знают свои слабые стороны, но при этом родители не дают им возможности проявить свои лучшие качества. Даже если мама и папа заметили какой-то хороший поступок ребенка, прогресс в учебе, какое-то новое действие, которое он научился делать, то они обязательно укажут на что-то, что им не нравится.

В учебе у таких ребят возникают аналогичные проблемы. Они боятся сделать ошибку, поэтому не умеют работать самостоятельно. В заданиях на выбор предпочитают те, где не надо проявлять творчество. Как правило, у них очень высокий уровень тревожности. Даже внешне эти дети отличаются от других учащихся. У них настороженный взгляд, они угрюмы, подозрительны, постоянно ждут подвоха, Дружеское подтрунивание могут понять как насмешку, поэтому без весомых причин могут вступать в конфликты. Но если они нашли настоящего друга, то ценят дружбу, ради друга готовы на все. Испытывая различные формы агрессии со стороны родителей, они иногда сами становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям.

У детей из таких семей непросто складываются взаимоотношения в коллективе. Их поведение приводит к тому, что они становятся в классе изолированными или отвергнутыми. Отсутствие любви, уважения дома и в классе они компенсируют себялюбием. Поэтому, как только учитель начинает критиковать такого ребенка, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слез и наоборот. Часто взрослые воспринимают это как издевательство и сердятся еще сильнее, не понимая, что это всего лишь защитная реакция. Очень часто учащиеся такого типа получают ярлык неуправляемых и недисциплинированных детей.

Родителям можно дать следующие рекомендации:

• находить и поощрять положительные стороны в деятельности детей;

• способствовать повышению самооценки ребенка;

• помочь ему продвигаться в развитии с помощью дополнительных занятий, кружков, секций;

• учить его планировать свою деятельность и предвидеть возможные результаты;

• предъявлять к детям обоснованные требования и ставить посильные задачи;

• оформить в комнате ребенка уголок достижений: выставлять туда грамоты, призы, благодарности, изделия, сделанные свои ми руками.

Сочувствующий стиль воспитания формируется в семьях, где из-за каких-либо духовных или материальных проблем к ребенку испытывают сочувствие, жалость. Это может быть связано с отсутствием достатка в доме, плохими бытовыми условиями, отсутствием одного из родителей, ситуацией развода супругов, свидетелями которой стали сын или дочка. Из-за невозможности или нежелания взрослых организовать интересный досуг ребенка, он много времени проводит с родителями, близкими. Это приводит к тому, что маленький человек рано включается трудовую деятельность. Такие дети очень болезненно воспринимают происходящее, но жалеют своих родителей за то что им приходится много работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Попадая в детский коллектив в школьном возрасте, такой ребенок ведет себя настороженно. Он долго привыкает к окружающим его людям, не любит говорить о себе и близких. Понимая трудности, которые испытывает семья, такие дети рано взрослеют. Эти дети неприхотливы, нетребовательны, не просят купить им новую игрушку, вещь. Они понимают, что родители делают все для них, но не могут удовлетворить многих потребностей. Поведение родителей служит для таких детей и примером нравственности. В классном коллективе таких детей уважают, ценят. Но сами дети не любят праздников, шумных компаний и стремятся сразу после уроков в школе быстрее попасть домой.

Дети такого типа наблюдательны, у них сформирована самостоятельность, ответственность, они умеют планировать свою деятельность. В учебе это очень помогает им. На уроках они могут работать долго, не требуя много внимания к себе со стороны учителя. При этом они застенчивы, осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неуверенно, даже если знают ответ. Они не любят быть на виду, в поле зрения других людей.

В младшем школьном возрасте для этих ребят общение со сверстниками не является необходимым. Они не проявляют активности в выборе друзей, установлении дружеских связей. Однако, взрослея, они чаще всего находят такого сверстника, дружба с которым может продолжаться долгие годы. Они бывают верными, преданными товарищами.

Благодаря приобретенному опыту, они не останавливаются перед возникающими трудностями, добиваются поставленных целей, их не могут сломить жизненные перипетии. Высока их нравственная планка. Эти дети с уважением относятся к правилам этикета, нормам морали. Они заботливы по отношению к старшему поколению, к младшим братьям и сестрам. Выбирая способ взаимодействия с кем бы то ни было, они обязательно взвешивают последствия их решения, думают о том, как это отразится на других. В этом им помогают такие черты характера, как чуткость, умение сопереживать, внимательность, правдивость и честность, вежливость. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью, самокритичностью.

Какие проблемы возникают при общении с такими детьми? Один из главных их недостатков - это отсутствие инициативы, неумение отстоять свое мнение. От конфликтов уходят, т. к. обычно терпят в них поражение. При этом они не проявляют эмоций, внешне нельзя понять, переживают ли они свои неудачи. Это говорит о том, что их волевые качества находятся на высоком уровне развития. Такие дети стойко переносят все жизненные проблемы, не пытаются никого в них обвинять. Однако взрослые должны понимать, что дети такого типа тяжело переносят критику, замечания, особенно если они несправедливы. От этого они становятся замкнутыми.

Родителям таких ребят необходимо:

• не допускать насмешек, грубых замечаний в адрес детей, критика должна быть справедливой и щадящей;

• почаще хвалить детей, указывать им их достижения, выделять достоинства;

• укреплять веру ребенка в себя;

• не применять к сыну или дочке неуместную и ярко проявляемую жалость;

• не позволять другим членам семьи, знакомым, друзьям семьи вслух выражать сочувствие, жалость;

• создавать жизненные ситуации, которые будут способствовать проявлению инициативы.

Гармоничный стиль складывается там, где ребенок с момента появления на свет растет в атмосфере поддержки, понимания, любви. В таких семьях малыш является всегда желанным. Родители со всей ответственностью подходят к организации процесса воспитания. В такой семье царит теплая и дружеская атмосфера. Мама и папа уделяют большое внимание семейным традициям. Все праздники проходят интересно, они не сводятся к обычным застольям. Заведены традиции в организации сюрпризов, покупке подарков, составлении сценариев. Совместно проводятся и трудовые дела. Вечером в будние дни семья собирается за ужином, обсуждаются итоги дня, дети и взрослые вместе решают возникшие проблемы, радуются удачам, поддерживают друг друга в трудные моменты.

Дети в таких семьях растут рассудительными, у них высокая степень мотивации. Родители требуют от них осмысления, понимания меры ответственности за свои поступки, и сами поступают по отношению к сыну или дочке справедливо, открыто, искренне. Здесь не терпят фальши, двуличия, лукавства. К ребенку относятся как к равноправному партнеру, не берут на себя его обязательств, дают ему возможность делать ошибки и исправлять их. Сына или дочку не захваливают, поощрения, как и наказания, соответствуют поступку. Его заслуги или ошибки не преувеличивают.

В школе дети из таких семей проявляют высокую степень эмпатии (умения сочувствовать, сопереживать) к своим сверстникам и вежливость, внимательность по отношению ко взрослым. При этом они не заигрывают, не лукавят, обычно говорят правду, но если ее по объективным причинам или законам этики необходимо скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети верные друзья, в общении с товарищами всегда откровенны, не скрывают своих истинных чувств.

Такие учащиеся в равной степени хорошо переносят и физические, и умственные нагрузки. На всех уроках они любознательны, активны, стараются попробовать свои силы в разных видах деятельности, привнести в урок что-то новое. У них высокий уровень развития творческих способностей, гибкое мышление. Родители поддерживают различные начинания ребенка, поощряют его любознательность и активность. У таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Они успешно выполняют как монотонную, связанную с улучшением навыков работу, так и творческую.

При выполнении домашних заданий ребята проявляют ответственность. Они не боятся никаких трудностей, сразу определяют где они с ними столкнутся. При этом дети не боятся сказать о своих сомнениях взрослому. Это подтверждает тот факт, что у них сформировалась адекватная самооценка. Если они берут слово, то держат его. Дети гармоничного типа не боятся нового для них в учебной деятельности. Уже в младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, анализируют свои поступки, пытаются корректировать свои действия. Если они нарушают дисциплину, то на все замечания реагируют серьезно и стараются больше не повторять ошибок.

Эти дети часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой, оказывают им всяческую поддержку, берут их под свою опеку и положительно на них влияют. Очень редко они пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы, чаще всего в таких случаях встают на защиту слабых. Им свойственны в общении следующие качества: уравновешенность, непримиримость к некрасивым поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, самокритичность и настойчивость в достижении цели, послушание и уступчивость, ответственность и самоконтроль, понимание и принятие недостатков и достоинств других людей, прямота и простодушие.

Для того чтобы остаться авторитетным в глазах таких детей, необходимо:

• самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках;

• вести разговор с ребенком на равных, не допускать угроз, избегать наказаний;

• указывать на недостатки ребенка, не унижая его достоинство и не умаляя его заслуги;

• четко определять перспективы развития личности ребенка, его достижений перед семьей и им самим;

• поддерживать инициативу и творчество ребенка, его стремление к успеху в разных сферах;

• формировать чувственную сферу, эмоции, эстетическое чувство;

• замечать и подчеркивать достижения, афишируя их самому ребенку и окружающим.

К сожалению, мы не хотим соглашаться с теми или иными ошибками воспитания, считая, что все, что мы делаем, - это во благо ребенка. Посмотреть на себя со стороны нам поможет шуточный экспресс-тест «Типы родителей». (Приложение 1.1.)

IV. Подведение итогов родительского собрания

Классный руководитель. Итак, мы познакомились с разными стилями семейного воспитания. Конечно, на практике часто происходит их смешение. Но важно понять, как тот или иной стиль взаимодействия может повлиять на будущее ребенка, вовремя заметить проблемы и перестроить свои отношения. В память о сегодняшнем разговоре мы предлагаем вам правила эффективного общения с ребенком. (Приложение 1.2.)

V. Анализ итогов родительского собрания

1. Классному руководителю при организации учебно-воспитательного процесса учитывать сложившиеся стили в семьях детей. Показывать преимущество стилей, отрицающих авторитарные методы.

2. Пригласить на консультации с психологом родителей, чей стиль взаимодействия вызывает беспокойство классного руководителя.

Приложения

Приложение 1.1. «Типы родителей»

Судья

Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель - доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы.

Моралист

Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует... Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.

Всезнайка

Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребенка.

Критикан

Как Судья, Моралист или Всезнайка, такой отец или мать хотят всегда быть правыми. Его методы - это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка.

Психолог

С наилучшими намерениями

Психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».

Командир

Приказы, команды и угрозы - это способы, которыми Командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения, ребенок должен уметь сдерживаться.

Утешитель

Родители-утешители стремятся избавить себя от переживаний за ребенка и стараются воспринимать его проблемы легко. Бесхитростные уговоры, заверения, что ничего особенного не произошло, даже если что-то на самом деле произошло, настаивание на том, что, «чтобы ни случилось, не стоит расстраиваться», - типичные способы их поведения.

Родители, даже если они и играют какую- то из этих ролей, конечно же, не являются злоумышленниками. Они делают это из наилучших побуждений. Если вы узнали свои поступки в ком-то из выше описанных, постарайтесь измениться, следуя закономерностям и правилам эффективного общения. Оно предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети, и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты.

Приложение 1.2. Правила эффективного общения

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему убедиться, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте сына или дочку, а затем своими словами повторите то, что они вам рассказали. Вы убьете сразу трех зайцев:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще, расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем сыну или дочке разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы сына или дочки. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

(Из книги «Уроки для родителей, или Как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь». Под редакцией О.Л. Романовой. Ижевск: Удмуртский университет, 2002.)

Дополнительный материал

«Ожидания родителей»

(Ошибочное отношение к детям и как его исправить)

Родители рассчитывают на то, что их сын или дочка будут самыми лучшими и самыми способными. Но он не лучший и не худший, он другой, особенный, он - ваш любимый ребенок.

Рассчитывая на то, что он самый умный и талантливый, вы будете предъявлять к нему слишком высокие требования, которые могут лечь непомерной ношей на детские плечи. Обычно такой ребенок бывает издерганным или избалованным и слишком высокомерным или, наоборот, с низкой самооценкой и с чувством вины перед родителями за то, что не оправдал их надежд.

Есть пословица: «Природа на детях отдыхает». Ваши наклонности могут в детях и не проявиться, поэтому не стоит ожидать, что дети пойдут по стопам матери или отца - станут врачами, юристами, адвокатами, актерами, а если у детей сложится своя жизнь, ожидать, что они будут гениальными в выбранной профессии. Эти ожидания могут принести вред, вытеснив радость, которую человек получает от жизни и от своих детей.

Нельзя относиться к сыну или дочке как к существу, у которого нет воли, желания и собственного мнения.

Нельзя относиться к ребенку как к страховке. Не ждите от него благодарности за то, что вы его родили, вырастили, выкормили, одели и обули, ведь он вас об этом не просил. Нельзя надеяться на то, что он в старости будет рядом с вами. Ребенок - это не сберкнижка, на которую родители откладывают деньги, чтобы через много-много лет получить все обратно, да еще с процентами.

Нельзя сваливать воспитание на дедушек, бабушек, детский садик, школу, тетушек, дядюшек, книги и советы. Ответственность за воспитание ребенка несете только вы - родители.

Правильное отношение:

• принимать ребенка таким, какой он есть. Всегда и везде, при любых обстоятельствах, независимо ни от чего ребенок должен быть уверен в вашей искренней, безоговорочной любви к нему;

• понимать, что в любых неприглядных поступках и свойствах характера вашего ребенка следует винить прежде всего себя - значит, где-то вышла ошибка, которую необходимо исправить;

• всегда внушать ребенку, что он сможет все, если будет верить в себя и будет постоянно над этим работать;

• воспитывать уверенность в себе;

• стремиться понять поведение своего ребенка, его чувства и мысли и принимать решение о наказании или других формах воздействия только осознанно;

• уметь прощать любые ошибки;

• понимать, что строгости без ласки и любви не бывает, а любовь и ласка не бывают без строгости;

• чтобы принимать правильные решения, нужно чаще вспоминать чувства и эмоции, которые вы сами испытывали в детском возрасте;

• быть правдивым, говорить и рассказывать ребенку то, что вы чувствуете; ребенок нуждается в искренности ваших чувств;

• помнить, что нет готовых рецептов в воспитании, только внимательное отношение к миру ребенка, интерпретация его поведения, ваша интуиция, внутренний голос дадут возможность правильно понять сына или дочку.

Похожие статьи:

Родительское собрание «Физиологические особенности детей 9-12 лет», 4 класс

Родительское собрание «Друзья моего ребёнка», 4 класс

Родительское собрание в 4 классе. Воспитание нравственных привычек у детей

Родительское собрание в 4 классе. Влияние компьютера на психологическое здоровье детей

Родительское собрание «Дети и деньги» в начальной школе, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!