Родительское собрание о воспитанности, 4 класс
Конспект родительского собрания для младших классов «Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе»
Форма проведения: круглый стол.
Задачи собрания:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей воспитанности.
2. Познакомить родителей с основными составляющими воспитанности.
3. Дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона.
Подготовительная работа: проведение анкетирования с учащимися, подготовка характеристик на каждого ученика.
Ход собрания
Размещение родителей в классе происходит по группам. Вариант формирования групп: родители получают при входе карточку с изображением какого-либо предмета, смайлика или просто цветную карточку и садятся за стол, где есть такое же изображение. Можно сформировавшиеся группы назвать семейными советами.
Организационный этап
Для настроя родителей на активную работу, установления контактов в сформировавшейся группе можно использовать активный метод «Семейный совет».
Метод «Семейный совет»
Каждой сформировавшейся группе предлагается придумать девиз (слоган) их семейного совета.
Далее идет презентация работы каждой группы.
Вступительное слово
Пожалуй, ничто не приобретается с таким трудом и ничто столь не важно, как хорошие манеры...
лорд Честерфилд
Добрый день, уважаемые родители!
В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя.
Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, то как бы ни старалась школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Ребенок должен знать, когда можно включать и нужно выключать музыку в доме, как вести себя с незнакомым человеком, правила поведения в общественных местах и транспорте и т.д.
Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.
Какие качества характера присущи воспитанному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?
Теоретическая часть
Воспитанность — качество личности, в котором слиты культура общения, культура внешности и культура потребностей (то есть бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения.
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времен тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно — нравственно — красиво. Однако стержнем истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому первое и непременное условие воспитания культуры общения — формирование у ребенка позиции открытости, доверия, дружелюбия.
Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До XVI века слово «вежа» означало «знаток»: тот, кто знает приличия — условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям.
Результаты анкетирования учащихся и родителей
Перед родительским собранием проводится анкетирование учащихся.
Анкета для учащихся № 1
Считаешь ли ты себя воспитанным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+»; те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «—»:
■ громко кричать;
■ драться;
■ перебивать в разговоре другого человека;
■ списывать из чужой тетради во время контрольной;
■ задавать неуместные вопросы;
■ свистеть;
■ ругаться;
■ жадничать;
■ сплетничать;
■ ябедничать;
■ врать;
■ навязываться в друзья;
■ не обращать внимания, если кого-то обижают;
■ молчать, если кто-то совершил плохой поступок;
■ приставать к людям с расспросами;
■ завидовать кому-то;
■ жаловаться на кого бы то ни было;
■ быть равнодушным к чужой беде.
Анкета для учащихся № 2
Продолжи предложения:
1. Добрый человек — это тот, который...
2. Злой человек — это тот, который...
3. Честный человек — это тот, который...
4. Правдивый человек — это тот, который...
5. Жестокий человек — это тот, который...
6. Грубый человек — это тот, который...
Анкета для учащихся №3
Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся:
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.
На собрании каждому родителю предлагается аналогичная анкета.
Анкета для родителей
Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка:
Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.
После анкетирования родителей учитель проводит обсуждение с родителями самохарактеристик учащихся. Обсуждение проходит без упоминания фамилий. После общего обсуждения классный руководитель кладет на стол, где сидят родители каждого ребенка, их характеристики.
В четвертом классе знакомство родителей с характеристиками ребенка просто необходимо. Переход в пятый класс — достаточно тревожная ситуация и для детей, и для родителей. Они должны знать, какое мнение об их ребенке сложилось у педагогов в начальной школе, для того чтобы подумать над тем, что и как нужно изменить во взаимоотношениях с самим ребенком.
Работа групп — семейных советов
Каждому семейному совету педагог выдает конверт и просит вскрыть его и познакомиться с некоторыми ситуациями, соответствующими теме родительского собрания. Что в этих ситуациях странного или неправильного?
Родители обсуждают ситуации, затем представитель семейного совета высказывает общее мнение; время обдумывания — 5 минут; родители из других семейных советов слушают и могут задавать уточняющие вопросы, с чем-то не согласиться, предложить свой вариант.
Ситуация 1. Грецкие орехи для бабушки
Неподалеку от школы в маленькой хатке жила одинокая бабушка. Старенькая-старенькая, уже зубов у нее не было. Школьники помогали бабушке: то воды принесут, то нарвут травы на лугу для козы.
В школьном саду созрели грецкие орехи. Крупные, полнозрелые, вкусные. Но такие твердые, что мальчики советовали шепотом друг другу из рогатки орехами стрелять.
— Понесем орехи бабушке, — сказал кто-то из детей.
Дети нарвали ведерко орехов, принесли бабушке. Высыпали на стол, на белую скатерть.
— Ешьте, бабушка, — защебетали дети и быстренько убежали из хаты.
Бабушка села у стола. Из глаз ее потекли слезы.
Дрожащими руками пересыпала она орехи. Они гремели, словно камешки, а со двора слышен был веселый детский щебет.
Комментарий учителя после выступления семейного совета:
Расскажите эту историю своим детям и посмотрите на их реакцию. Наверное, вы увидите в глазах своего ребенка боль и сочувствие: как же бабушка станет есть орехи, если у нее нет зубов? Неужели дети, которые принесли ей орехи, не чувствовали, что они причинят горечь старой женщине? Если все эти мысли прочитаны вами на лице собственного сына или дочери, за вас можно порадоваться. Но если вдруг увидите, что ваш малыш, не ощутив скрытой мысли, смеется (ему смешно, что «бабушка играет орехами, словно камешками»), вам нужно задуматься. Этот смех таит в себе маленькие корешки большого зла. С такими детьми нужно много, очень много работать, пробуждать в их душах высшие моральные чувства. Изучайте и развивайте в своих детях эмоциональную воспитанность. Иначе... вам не избежать участи героини истории про грецкие орехи.
Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Ее непременный атрибут — тактичность, которая состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у них те или иные наши поступки.
Если, воспитывая у ребенка вежливость, вы не уделяете должного внимания воспитанию тактичности, результат будет грустным.
Ситуация 2. В автобусе
Нарядная оживленная женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев ее, поднимается девочка:
— Садитесь, пожалуйста!
— Ну что ты... спасибо... не надо...
— Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю!
Оживление на лице женщины гаснет.
Ситуация 3. История, рассказанная В.А.Сухомлинским
У Катруси, маленькой синеглазой первоклассницы со светлыми волосами, сегодня большая радость. Больше года болел ее папа. В больнице лежал, перенес три операции. Маме и Катрусе было тяжело. Не раз, бывало, проснется Катруся ночью и слышит: мама тихо плачет...
А сегодня папа уже на работе. Придя в школу, встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:
— Наш папа выздоровел...
Петя и Гриша посмотрели на Катрусю, удивленно пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катруся пошла к девочкам, игравшим в классы:
— Наш папка выздоровел, — сказала она, и радость сияла в ее глазах.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
— Выздоровел — ну и что тут такого?
Катруся почувствовала, как из груди к горлу покатился тяжелый клубок и стало трудно дышать. Она подошла к тополю в конце школьного двора и заплакала.
— Почему ты плачешь, Катруся? — услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, ее одноклассника.
Катруся подняла голову и, всхлипывая, ответила:
— Наш папка выздоровел...
— Ой, как же это хорошо! — обрадовался Костя. — Возле нашей хаты в лесу уже зацвели подснежники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников и понесем твоему папе.
Радость засияла в Катрусиных глазах.
Комментарий учителя после выступления семейного совета
Особое внимание родителям следует уделять формированию у детей культуры внешности, которая считается существенным признаком воспитанности.
С ранних лет необходимо вырабатывать прочный иммунитет к неопрятности, добиваться, чтобы ребята понимали нравственный, эстетический и социальный смысл санитарно-гигиенических норм.
Не меньшее значение для характеристики внешности имеют позы, жесты, движения, мимика, которые являются показателем воспитанности, сдержанности, подтянутости или, наоборот, свидетельствуют о расхлябанности, неорганизованности, отсутствии самоконтроля.
Бывает, что ребята высоко поднимают брови (и на лице застывает вечное удивление), некрасиво морщат лоб, криво улыбаются, смотрят исподлобья, капризно выпячивают губы, искажают лицо гримасами. Все эти недостатки не только эстетического порядка. Подобные дефекты вносят путаницу и в общение. Человек может и должен управлять своим лицом. Пусть у детей будут открытые, живые, приветливые лица, красоту и выразительность которых подчеркивает мимика, выработанная хорошим воспитанием и родительским примером. Примером общения родителей друг с другом, культурой внешнего вида. Здоровый микроклимат определяется всей нравственной атмосферой домашнего очага.
Рекомендации родителям
Учитель раздает памятки для родителей.
Варианты памяток.
Памятка родителям
1. Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой. За такую безрассудную любовь к себе он зачастую платит злом — пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
2. Главный закон семьи — все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о своей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье — это постоянное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность. Это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений.
4. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
Секреты воспитания вежливого ребенка
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители:
■ Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более — по отношению к своим детям.
■ Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем или обращаясь к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
■ Не делаете бесконечных замечаний по пустячным поводам; где это возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
■ Предъявляете к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете это в отсутствие ребенка.
■ Уважаете достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».
■ Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляете их к самим себе; не забываете говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
■ Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
■ Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
■ Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
■ Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
■ Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.
■ Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
■ Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
■ Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Подведение итогов. Рефлексия
Для подведения итогов и рефлексии можно использовать методический прием «Уборка в доме».
На передвижном стенде (или на классной доске) крепятся три листа ватмана, на которых нарисованы чемодан, мусорная корзина и мясорубка.
Каждый родитель получает три листочка. На первом он пишет, что полезного он приобрел и возьмет с собой и будет использовать после родительского собрания. Это будет крепиться на изображении чемодана. Что пустое и не нужное было на собрании — крепится на мусорную корзину. И что еще надо обдумать, переварить, пока не готов использовать, но полезно — это крепится на изображении мясорубки.
Похожие статьи:
Родительское собрание «Физиологические особенности детей 9-12 лет», 4 класс
Родительское собрание. Трудности адаптации пятиклассника в школе
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание нравственных привычек у детей
Родительское собрание в 4 классе. Влияние компьютера на психологическое здоровье детей
Родительское собрание «Дети и деньги» в начальной школе, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!