Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника», 3 класс
Сценарий родительского собрания в 3 классе на тему «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.
Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителей с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске способов повышения успеваемости учащихся.
Ход собрания
I. Подготовительная этап
Проконсультироваться с психологом о причинах неуспеваемости детей (дополнительный материал для учителя к собранию дан в приложении).
Провести анкетирование детей с целью изучения мотивации к учению, сформированное™ познавательных интересов, взаимоотношений в классе и в школе.
Приготовить классный журнал для ознакомления родителей, тетради, альбомы для рисования, поделки, изготовленные на уроках труда.
Изучить межличностные отношения методом социометрии. С помощью социометрического метода можно определить степень сплоченности группы, привлекательность одного человека для другого, выяснить позицию каждого ученика, узнать о существовании подгрупп внутри группы.
II. Знакомство с темой собрания
(Перед собранием родителей посадить в круг, лицом друг к другу.)
Классный руководитель. Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему успеваемости учащихся. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся, когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребенок учится слабо?
(Далее идет выполнение следующего задания: родители по очереди берут мягкую игрушку и задают вопрос, который бы они хотели задать или часто задают своему ребенку по поводу учебы. Например: почему ты до сих пор не сделал уроки? После этого можно сесть за парты.)
III. Этап педагогического всеобуча
Классный руководитель. Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:
• те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
• те, кто и не могут, и не хотят;
• те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Почему же учиться трудно? Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
1. У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
5. Ригидность психики, т. е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
7. Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.
8. Нарушения зрения, слуха.
9. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.
10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
(Далее следует работа в группах. Обсуждение вопроса «Почему дети могут, но не хотят учиться?». Учитель распределяет роли в группе. Один из родителей записывает мнения, второй вслух читает эти записи, а третий следит за временем.)
Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам:
1. Они совершенно не знают, для чего это нужно.
2. Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как- то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. 15-20 лет назад туманное понятие какого-то «долга» (не то перед страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще непонятно перед кем) было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну: «Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. И ты должен - учиться». И за этим парадоксальным в общем-то утверждением и для отца, и для сына стояла какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его людей, смутно понимал, о чем идет речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца, что называется, «с порога».
3. Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) «устроены» в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 5-6 лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их разума.
4. Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) - подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе - вернется и успеваемость.
5. Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
6. Эти и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться (например, ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе - это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочки. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его самого.
7. Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в «отстающих».
В учебе отстают и способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Ребенок как бы заявляет: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».
IV. Обсуждение проблемы
(Родители делятся своим опытом. Мнения родителей выслушиваются, принимаются.)
Классный руководитель. Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.
Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.
V. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Так что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять». И это понимание (и в конечном счете - управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес - это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую - управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.
Возможное решение собрания
1. Обсудить причины неуспеваемости ребенка с членами семьи.
2. Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интересней, богаче.
Приложение. Причины неуспеваемости младших школьников
Термином неспособность к учению обычно обозначаются трудности широкой категории детей, между которыми часто нет ничего общего, кроме самого этого ярлыка. В современных школах неспособными учиться нередко называют детей с нормальным умственным развитием, без сенсорных и моторных отклонений, требующих, однако, особого к себе внимания на уроках, т. е. таких, которым плохо дается чтение, письмо или арифметика. 80% объявленных неспособными к учению детей - мальчики.
Все эти дети разделяются на две основные группы. К первой группе относятся дети с дислексией (испытывающие трудности при обучении чтению). Для многих таких детей характерна также и дисграфия (трудности с письмом). У других может отмечаться дискалькулия (трудности со счетом и вычислением). Ко второй группе относятся дети, отличающиеся дефицитом внимания - неспособностью долго сосредоточиться на предмете для его изучения. Для многих таких детей характерна еще и гиперактивность - они не могут долгое время сидеть спокойно и постоянно попадают в затруднительное положение. Такая комбинация носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дети с дефицитом внимания, при наличии или отсутствии гиперактивности, как правило, плохо успевают по многим предметам по той простой причине, что не уделяют достаточно времени учебной задаче.
День за днем неспособные к учению дети не справляются в классе с тем, что другим, кажется, дается с легкостью. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Иногда эта неуверенность перерастает в чувство безнадежности и беспомощности. Одноклассники склонны избегать дружбы с теми, кто не справляется с учебой. Неспособные к учению дети с таким же трудом осваивают социальные навыки, как и учебные. Одни становятся робкими и замкнутыми, другие - хвастливыми. А у некоторых обнаруживаются несдержанность, вспышки гнева и раздражения. Уверенность в способности хорошо учиться играет главную роль в самооценке детей в первые годы школьной жизни. Нелегко отыскать возможности, воспользовавшись которыми ребенок мог бы развить уверенность в своих силах и, в результате, испытать успех в других сферах. Неспособность детей к учению оказалась сложной задачей для специалистов и породила множество противоречивых мнений относительно ее причин, симптомов и методов коррекции. Если в чем и существует некое единодушие, так это в том, что неспособность к учению связана с нарушением одного или более основных психических процессов. Например, такие дети могут испытывать трудности с процессами внимания, памяти, восприятия и внутреннего контроля.
Многие из классических споров вокруг проблемы развития ребенка вновь оживают в вопросах, поднимаемых по ходу изучения неспособности к учению. Можно ли считать такого ребенка отклоняющимся от нормы, лишенным чего-то или неспособным к определенному роду деятельности, либо он просто отличается от других детей по темпераменту или индивидуальному стилю? Являются ли его проблемы следствием органических нарушений или же они обусловлены домашней или школьной средой? Следует ли лечить такого ребенка медицинскими методами или же с его проблемами можно справиться с помощью поведенческой терапии? А может быть, к его обучению нужно просто подходить творчески?
Дислексия. Поскольку при дислексии дети часто путают буквы, похожие по написанию, например, Е и З, или переставляют при чтении слоги, например, читают слово куст как стук, долго считалось, что они просто «видят вещи наоборот». Но только у очень немногих из них имелись проблемы со зрением. В других условиях эти дети не испытывают никаких трудностей со зрительным восприятием; например, они легко ориентируются на местности (то есть не имеют нарушений пространственной ориентации) и могут прекрасно складывать разрезные картинки-головоломки. Почему же тогда они совершают при письме ошибки, наподобие перепутывания у и u? Ответ заключается в том, что это очень распространенная ошибка среди начинающих читать детей. Просто большинство детей быстро проходят эту стадию, тогда как дети, страдающие дислексией, задерживаются на ранних стадиях чтения.
У дислексиков имеются проблемы и за пределами школы. Фактически, многие из них имеют более общую проблему, связанную с овладением языком. Они могут позднее начать говорить или их речь может быть менее развита, чем у сверстников. Им бывает трудно не только называть буквы или написанные слова, но также предметы и цвета. Им трудно определить на слух два отдельных слога в двухсложном слове или установить, что слово куст начинается со звука к и заканчивается звуком т.
Несмотря на то, что лежащей в основе дислексии, по предположению ряда ученых, «дисфункции мозга» до сих пор не обнаружено, очевидно, что наследственность играет свою роль в этом расстройстве. У многих страдающих дислексией детей родители, братья и сестры тоже испытывали подобные трудности, когда учились читать. Кстати, интересно, что дислексия часто отмечается в тех семьях, в которых распространена леворукость. Однако сама по себе леворукость лишь в очень малой степени связана с дислексией. Большинство дислексиков являются праворукими.
Лечение дислексии обычно предполагает интенсивную коррекционную работу над чтением и речью, включая тщательно разработанную последовательность занятий чтением со специалистом (логопедом). Некоторые программы особое внимание уделяют занимательности материала, другие придают большее значение быстрому достижению успеха. Есть психологи, которые ставят на первое место необходимость создания у ребенка чувства уверенности в своих силах при использовании любого подхода. Хотя ни одну из учебных коррекционных программ нельзя назвать универсальной, приемлемой для работы со всеми детьми, большинство из них все же оказывают детям существенную помощь. Многие из детей, прошедших курс обучения в классах компенсирующего обучения, страдающих дислексией, где используется одна из наиболее удачных коррекционных программ, вполне успешно заканчивают школу и способны поступить в техникум. Дети же, занимавшиеся по другим, менее эффективным программам или обучающиеся в обычных классах, часто не могут закончить даже среднюю школу. Дети-дислексики, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут возродить пошатнувшуюся веру в себя и стать преуспевающими взрослыми. Томас Эдисон, Нельсон Рокфеллер и Ханс-Кристиан Андерсен - все они в детстве страдали дислексией.
Памятка учителю
Неспособность к учению - чрезвычайные трудности в усвоении таких школьных предметов, как чтение, письмо или математика, при нормальном интеллектуальном развитии и отсутствии сенсорных или моторных дефектов.
Дислексия - неспособность к учению, связанная с чрезвычайными трудностями в овладении чтением.
Дисграфия - неспособность к учению, связанная с чрезвычайными трудностями в овладении письмом.
Дискалькулия - неспособность к учению, связанная с чрезвычайными трудностями в овладении арифметическими навыками.
Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание сосредоточенным на чем-либо, что нужно усвоить, в течение требуемого на это времени.
Гиперактивность - чрезмерная активность; слабый контроль побуждений.
Похожие статьи:
Родительское собрание в 3 классе. Компьютер в жизни школьника
Родительское собрание – деловая игра, 3 класс
Мастерская общения с родителями 3 класса
Родительское собрание, 3 класс. Организация досуга детей в семье
Нет комментариев. Ваш будет первым!