Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс
Сценарий родительского собрания – диспута в 4 классе. Тема: Авторитет родителей в семье
Цели: убедить родителей в том, что влиять на ребенка для того чтобы помочь ему развиваться, стать счастливым, общественно значимым человеком - вот задача их авторитета; напомнить родителям о том, что основа воспитания детей - пример их поведения.
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Классный руководитель. Многие родители считают, что они являются авторитетом для своих детей только потому, что они родители. В младшем возрасте это может быть и так. Но постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли.
В чем тут дело? Как поддерживать родительский авторитет на должном уровне? Предлагаю порассуждать об этом сегодня на нашей очередной встрече.
II. Сообщение члена родительского комитета по теме собрания.
Одной из основных и болезненных черт современной ситуации воспитания является потеря родительского авторитета. А воспитатель без авторитета, без несомненного в глазах ребенка достоинства старшего - это что угодно, но не воспитатель.
Для детей - особенно маленьких - эталоном личности часто являются родители. Ребенок склонен идеализировать способ поведения, мышления, действия своих родителей как наиболее близкий ему, непосредственно и ежедневно наблюдаемый образец поведения.
Почему же родительский авторитет зачастую в современных семьях дает сбои?
Прислушаемся, что говорил по этому поводу актер, режиссер Ролан Быков: «Нельзя сводить воспитание в семье к взаимоотношениям родителей с детьми. Это не второе, не третье, а может быть, четвертое дело. Основной закон, конституция семьи - это взаимоотношения отца и матери: органично ли сочетаются мужское и женское начала в семье по законам справедливости, укоренилось ли в семье уважение к физическому и духовному выражению понятий «женщина» и «мужчина». Этого заменить не может ни школа, ни милиция, ни искусство. Очень дорого стоит потом детям и всему обществу отсутствие подлинного уважения отца к матери и матери к отцу. Можно согласиться или не согласиться с теми, кто ратует за повышение внимания к детям, но в то же время нельзя не учитывать и фактора, кардинально необходимого для воспитания: мать и отец должны иметь время на личную жизнь. Ребенка нужно приучать к мысли, что эта жизнь важна, иначе он никогда не научится уважать других людей и привыкнет считаться лишь с собственными запросами. Во взаимоотношениях с детьми чрезвычайно важен закон уважения времени, интересов отца и матери. Счастливы только такие семьи.
А ведь во многих семьях это не так. Часто родители оказываются лишенными личной жизни, полностью подчинены заботам о детях, домашнему быту. Многие забрасывают былые увлечения, до предела сокращают чтение, занятия спортом. Вся жизнь как бы концентрируется в пространстве семейных отношений. Отчасти вынужденно - ребенок требует своего. Но порой на этом вполне естественном и законном основании вырастает ложная родительская идеология полного отказа от себя, от личной жизни, своих интересов «во имя ребенка». Думается, что детям такая позиция не несет никакого блага. Концентрируясь на ребенке, видя в нем основной смысл жизни, обихаживая и лелея любимое чадо, отказывая себе во многом и потакая всем детским капризам, мы встаем на путь новоявленного рабства - и тут уж не до авторитета. В иных семьях доходит до того, что дети рассматривают своих родителей как машину для удовлетворения своих потребностей - разумных и неразумных. Напрасно затем кричит отец, плачет мать - они уже приучили своего ребенка видеть в них нечто вспомогательное, подчиненное интересам детского Я. Как будто у родителей личная жизнь заканчивается в 20-30 лет, а дальше начинается лишь самоотверженное служение детям.
Дети рождаются и развиваются в семье, но не для семьи, а для самостоятельной жизни в обществе, для труда, любви, творчества. А что им могут дать родители, исключившие себя из активной жизни, знающие лишь одну ценность - благо собственного ребенка?
Обращали ли вы внимание на то, что дети в современных семьях, как правило, одеты лучше, чем родители, имеют сотовые телефоны самых последних марок и т. п.? Конечно, хорошо одетые дети радуют глаз, многие считают, что таким образом у детей формируется привычка хорошо одеваться. Но если вы посмотрите внимательно, то убедитесь, что последнее утверждение не совсем верно. Молодые люди подвержены стереотипам моды, но мало кто из них вырабатывает свой индивидуальный стиль. Когда тебя одевают, когда ты пассивный участник событий, то и с возрастом чаще всего не появляется ни вкуса, ни чувства меры.
И еще: замечали ли вы, что у матерей, которые следят за собой, за своей внешностью, почти стопроцентно вырастают дочери и сыновья, наделенные вкусом и умением одеваться. Одежда, конечно, фактор частный.
Мораль рассуждений ясна: кто безразличен к своему внешнему облику, тот не сможет воспитать соответствующего качества в детях. Кто безразличен к своей духовной жизни, тот плохой духовный наставник молодежи. Кто не ценит своего дела, своего времени, не оберегает суверенность своих личных прав, тот вряд ли станет хорошим воспитателем развивающейся личности.
Конец у этой типичной, к сожалению, для нашего семейного воспитания ситуации один, и достаточно печальный. В один прекрасный момент родители замечают, что дети отдаляются от них, исчерпав запас своих чисто детских потребностей в опеке. Они выходят на путь широко социального взаимодействия, встречаются с другими людьми. Приходит тот момент, когда родительский авторитет, расшатанный позицией исполнителей капризов, подточенный отсутствием интересов и саморазвития, окончательно рушится, и под его обломками мы находим лишь цепь скандальных выяснений отношений. Тут борьба за авторитет бессмысленна: она уже давно проиграна!
Но не менее опасна, по-моему, и другая крайность, когда родительский авторитет абсолютизируется, подается как непререкаемая догма. Тогда воспитание становится чисто авторитарным и вряд ли будет способствовать подлинному развитию формирующейся личности.
III. Диспут «Родительский авторитет: данность или саморазвитие».
Вопросы для обсуждения:
1) Согласны ли вы с точкой зрения, высказанной выше?
2) Являются ли ваши родители для вас авторитетом?
3) Считаете ли вы свой авторитет в семье незыблемым?
4) Как вы стараетесь поддержать свой авторитет в семье?
5) Как вы относитесь к авторитарному воспитанию?
6) Как вы относитесь к утверждению: «Воспитание - это пример любви и больше ничего»?
7) Всегда ли ваши слова соответствуют вашим поступкам?
IV. Заключительное слово.
Классный руководитель. Отношения родителей к детям и друг к другу, их внимание, предупредительность, исходящая от них атмосфера, настроение - все это дети воспринимают с самого младшего возраста отчетливо, получая положительные или отрицательные впечатления. Поэтому от поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей.
Если отношения между отцом и матерью проникнуты уважением друг к другу, если они создают доверительную товарищескую атмосферу в семье, тогда они влияют на своих детей, не произнося громких слов об авторитете и т. п.
В заключение подчеркну: мало хотеть правильно, надо делать правильно.
Успехов вам в воспитании ваших детей. И не останавливайтесь в саморазвитии!
Будьте для своих детей хорошим примером.
Похожие статьи:
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание нравственных привычек у детей
Родительское собрание в 4 классе. Влияние компьютера на психологическое здоровье детей
Родительское собрание «Физиологические особенности детей 9-12 лет», 4 класс
Родительское собрание «Дети и деньги» в начальной школе, 4 класс
Родительское собрание. Трудности адаптации пятиклассника в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!