Занятие по эмоциональному развитию в подготовительной группе
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путь к Великому Мастеру»
Цель: формировать адекватную самооценку.
Задачи:
— расширять представления об эмоциях;
— развивать выразительность движений;
— способность к согласованному взаимодействию.
Материалы: набор картинок с изображением различных животных, два зонтика: яркий цветной и белый, цветные фишки, аудиокассета «Колесо столетий».
* * *
Вводная часть
Организуется игра «Минга-манга». Выполняется в игровой комнате, все дети свободно двигаются по ковру сначала медленно, а потом быстрее и при этом здороваются особым образом друг с другом: если один скажет: «Минга», то другой должен ответить: «Манга». Затем по сигналу (хлопки) ребята должны встать в круг. Число детей в кругу должно соответствовать числу хлопков. Дети, оказавшиеся за кругом, выбывают из игры (садятся на стульчики за столом).
Начинают с числа хлопков на 1 — 2 меньше, чем число детей в подгруппе.
Педагог. Молодцы, а теперь упражнение на релаксацию и движение «Корабль и ветер». Представьте, мы поднимаемся на борт корабля-парусника. Теперь мы плывем, качаемся на волнах... Ветерок раздувает наши паруса. Но вот ветер стих, и наш парусник стал плыть тише, тише... Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните носом воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните его через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Мне не слышно, как «шумит» ветер!
Дети шумно выдыхают, имитируя ветер. Упражнение повторяется 2— 3 раза.
Основная часть
Слышится звон колокольчика, появляется Фея. Она рада видеть ребят.
Фея. Я могу все. Прикоснувшись к человеку, может перенести его в любое место, на любое расстояние. Но для этого нужно очень захотеть и поверить в чудеса! Итак, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до вас. Кто почувствует прикосновение — тихо присядет.
Фея дотрагивается до щечки каждого ребенка клочком пушистого меха.
Раз, два, три! Откройте глаза! А теперь перенесемся в Сказочную страну. Сегодня попасть в сказку можно только после того, как вы пройдете через воротики с подвесными колокольчиками. А еще вам поможет волшебный ветерок. Встанем на «меняющуюся дорожку». Закроем глаза и сделаем пять шагов на носочках и три — полной стопой.
Дети выполняют.
Глаза закрыты. Сейчас подует волшебный ветерок и каждый, кто искупается в его чудесных струях, перенесется в сказку.
Используется веер или вентилятор.
Волшебную силу, необходимую для путешествия, нам дадут колокольчики. Послушайте их перезвон. Как только они перестанут звенеть, это означает, что мы уже в Сказочной стране.
Откройте глаза! Мы отправляемся с вами на прием к Великому Мастеру. Нам следует выбрать какой-нибудь вид транспорта. А давайте отправимся на тройке лошадей!
Группе детей предлагается изобразить тройку. Каждый участник выбирает какой-либо элемент: кто-то будет лошадями (3 чел.), кто-то кучером, каретой, колесами, колокольчиками, пассажирами и т.д. Все участники встают соответственно своей роли, и таким образом, получается «тройка», причем она должна проехать круг и постараться не развалиться по пути.
Игру можно повторить, участники меняются ролями.
Детей встречает игрушка Великий Мастер (чем-то напоминает Звездочета), его озвучивает педагог.
Великий Мастер говорит, что каждый может быть, как он, предлагает стать таким Мастером (своего дела). Для этого каждый по очереди заходит на балкон и объявляет всем участникам: «Я — Великий Мастер ...» (например, «...по плетению косичек», или «...по рисованию принцесс», «...по прыжкам на одной ножке» и др.).
За участие и интересные ответы дети получают фишки. Необходимо следить, чтобы у всех их было достаточно.
Педагог. Молодцы! Отлично справились. Следующее упражнение называется «Ассоциации».
Детям предлагается набор слов. Следует с ними обсудить, как они понимают состояния уверенности и неуверенности, как выражается это ощущение и как оно проявляется в поведении.
Великий Мастер. Сейчас я буду называть слова. Вы должны присесть, если слово соответствует (подходит, ассоциируется) со словом «неуверенность», и поднять руки вверх — если ассоциируется со словом «уверенность»: мышка, лев, столб, склоненный, стоит, дрожит, мягкий, смелый, согнутый, вялый, твердый, шкаф, соревнование, трусливый, скала и т.п.
Дети выполняют.
Детям предлагается набор картинок животных.
С каким животным связываются их уверенность и неуверенность? Разделитесь на две группы: в одной те, у кого в руках картинки с изображением уверенных, смелых животных, а в другой — неуверенных, робких.
Вспомните и назовите сказки, где одно и то же животное было вначале неуверенным, а в другой сказке — уже уверенным?
Беседа по содержанию сказок: например, «Кот, петух и лиса» — неуверенный петух и «Заюшкина избушка» — уверенный петух.
Демонстрация схематических поз человечков, которые могут быть интерпретированы с позиций проявления уверенности и неуверенности. Предложить детям рассмотреть позы человечков и выбрать из них те, что выражают уверенность и неуверенность. Обосновать свой выбор.
Почему ты так думаешь?
♦ За участие и правильные ответы, правильное выполнение заданий дети получают фишки.
Великий Мастер предлагает следующее задание: просит по очереди каждого ребенка встать под блекло-пестренький зонтик, а через некоторое время — под яркий красочный «волшебный» зонтик, который он раскрывает только над добрыми и смелыми детьми. Ребенок, встав под блекло-пестренький зонтик (или покрывало), становится как бы робким, испуганным, нерешительным, неуверенным. Необходимо пройти по комнате в такой роли и попросить игрушку у товарища.
Затем этот ребенок встает под яркий цветной зонтик и становится решительным, уверенным, смелым. Теперь он уверенно просит игрушку у своего товарища. Игра повторяется с другими детьми.
В конце упражнения ребята показывают схему-личико (пиктограмму) эмоциональных состояний: уверенности — неуверенности, робости — смелости.
Все дети получают фишки.
А теперь будьте готовы к ролевому тренингу.
♦ Проигрывание ситуаций в парах:
— проговорить какую-нибудь фразу уверенно и неуверенно;
— встать и походить: робко, растерянно и уверенно, гордо;
— попросить игрушку у товарища неуверенно (уверенно). Какое чувство вам приятнее?
Дети отвечают.
♦ Великий Мастер предлагает обсудить ситуации.
♦ Саше и Вите понравилась машинка. Витя забрал машинку и не отдает Саше. Что ты, Саша, будешь делать?
♦ Оля и Аня играли с куклой и заспорили: во что ее одеть. Оля забрала всю кукольную одежду. Ты — Аня, что будешь делать?
♦ Ты нечаянно сломал мамину заколку. Попроси прощение неуверенно и уверенно.
♦ Девочка стояла у открытого окна. На столе рядом с окном была ваза. Вдруг подул сильный ветер — окно захлопнулось, ваза упала и разбилась... И тут в комнату вошла мама... Что дальше? Объясни ситуацию маме.
За участие и правильные ответы, правильное выполнение заданий дети получают фишки.
Великий Мастер сообщает детям, что они прошли все испытания, интересуется, кто и сколько набрал фишек. Хвалит их за то, что справились со всеми заданиями, затем вручает детям медали: «За старание», «Самому уверенному» и т.п.
Встаньте на «меняющуюся дорожку», закройте глаза: сделайте три шага полной стопой и пять шагов на носочках.
Дети оказываются возле воротиков, через которые они вошли в сказку.
Фея. Вот и подошло к концу время нашей сегодняшней встречи.
Заключительная часть
Фея и Великий Мастер прощаются с ребятами. Дети выходят из воротиков, становятся на коврике в круг и несколько раз проговаривают одну фразу тихо, потом громче и очень громко: «Мы хорошие, мы умелые, мы молодцы!»
Автор: Юрчук Екатерина Николаевна
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел
Конспект занятия в подготовительной группе. Возрастная линия
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 15
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Состав числа
Нет комментариев. Ваш будет первым!