Урок литературного чтения в 4 классе. Носов «Дневник Коли Синицына»
Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить обучающихся с творчеством Н. Носова; Учить читать выразительно; прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-по- знавательного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Оборудование: выставка книг Н. Носова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Каждый хочет быть красивым,
На красивое смотреть.
И вполне возможно это —
Стоит только захотеть:
Присмотреться — и увидеть,
Потрудиться — и создать,
Жизнь свою самим стараться
Обновлять и украшать.
— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения.
— А сейчас наоборот, начиная быстро и постепенно замедляя темп чтения.
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной интонацией, с грустью, с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Как вы поняли смысл стихотворения?
— Как бы вы его озаглавили? (Предположения детей.)
— Называется оно «Эстетичность».
— Как вы понимаете значение этого слова? (Изысканность, изящность, художественность, живописность, тонкость, красота.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать.
— Знакомы ли вы с этим произведением?
— Как вы думаете, о чем оно?
— Что вы знаете об авторе? Какие произведения вы читали?
Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос
Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 г. За этим рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазеры», «Заплатка»... Главными героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным инициатором всех проказ выступает обычно Мишка, неутомимый фантазер. К своим затеям он подключает и друга Колю.
Кроме веселых рассказов, Н. Носов написал несколько повестей о школьной жизни: «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли v иницына», «Витя Малеев в школе и дома» (1952).
Позднее к этим веселым героям присоединился еще один, на этот раз сказочный. Этот герой — Незнайка.
Незнайка и компания веселых и шумных друзей-коротышек принесли Носову наибольшую известность. Им посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей». «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» (1954, 1958,1965).
Персонажи этих книг, хотя и сказочные, очень похожи на своих маленьких читателей, особенно Незнайка. Поэтому и полюбились они ребятам, и не только нашим, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков эти герои заговорили на многих языках мира, даже по-японски!
(Чтение рассказа учителем.)
— Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Что обычно пишут в дневниках: правду или вымысел?
— Докажите с помощью текста, что Коля благодаря дневнику научился думать и размышлять о себе.
(Дети зачитывают отрывки. Затем чтение по ролям записи за 31 мая.)
— Есть ли у вас дневник? Что интересного вы успели записать в нем?
— Представьте, что вы делаете записи в своем дневнике. Опишите любой день вашей жизни: грустный или веселый, какой вам особенно запомнился.
— Прочитайте, что у вас получилось.
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно хорошо получилось?
VII. Подведение итогов урока
— Как вы поняли, каким по характеру был Коля?
— Полезно ли вести дневник? Докажите свою точку зрения.
Домашнее задание
Подготовиться к уроку внеклассного чтения.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Нет комментариев. Ваш будет первым!